Ни учебников, ни учителей…

Ни учебников, ни учителей…

Заметки о системе образования в Киргизии.

Головной болью для родителей студентов стали возросшая стоимость контрактного, то есть платного обучения и ухудшающееся качество преподавания. Для родителей школьников – неудачная инициатива министерства образования и науки ввести единую школьную форму, дорогие учебники и переполненные классы, по 60 учеников. И с каждым годом список подобных претензий только растет.

Первым шагом к знаниям, как известно, становится поступление ребенка в школу. Из 2027 школ Киргизии полностью укомплектованы кадрами менее половины. К 1 сентября 2015 года, по данным министерства образования и науки, не хватало 2340 учителей, в основном, по математике, физике, русскому и литературе. Особенно остро проблема стоит в регионах. Бывает, один учитель ведет по 3-4 предмета: например, биологию, географию, русский язык и литературу в придачу.

О качестве образования не может быть и речи. Не хватает и учебников: часть приходится покупать самим родителям, часть – брать в аренду. Большинство книг – еще советские, по которым учились папы, мамы, бабушки и дедушки нынешних школьников. Новые учебники печатать республика не в состоянии, а книги, попадающие в Киргизию по грантам, распределяются, в основном, по школам Бишкека и Чуйской области. Электронные же учебники, столь рекомендуемые министерством образования и науки по программе «Электронная школа», использовать шансов нет. Компьютеризация на уровне «1 компьютер – 1 ребенок» обеспечена не везде, равно как и бесперебойное электричество с интернетом.

Само же образование, ради которого детей отдают на 11 лет в руки педагогов, тоже вызывает много вопросов. На международном уровне оно сочтено низкокачественным: Киргизия в последние годы покинула рейтинг международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, куда входят почти 70 стран мира.

Тесты, оценивающие грамотность школьников и умение применять знания на практике, показали, что чтение и понимание текста, математика, физика, химия, география и биология для 15-летних киргизстанцев – почти «китайская грамота».

Тем не менее, еще в 2012 году министерство образования и науки вместе с академией образования пришло к выводу о том, что школьники перегружены информацией. После чего начало сокращать количество часов преподавания ключевых общеобразовательных предметов: математики, физики, химии, биологии, географии, русского и киргизского языков. В результате среднестатистический ученик без репетиторов не может сдать тестирование или экзамен для поступления в зарубежный вуз. При этом в парламенте периодически поднимаются вопросы о введении в общеобразовательную программу новых предметов: от религиоведения и культурологии до сексуального воспитания.

Поэтому заканчивать школу предпочитают не все: ежегодно 9 класс выпускает порядка 90 тысяч человек, до 11 класса из них дотягивает лишь около 67 тысяч. Видя это, депутаты не раз выдвигали инициативу о введении обязательного 11-летнего образования. Равно как и об отмене общереспубликанского тестирования – ОРТ, действующего в стране с 2002 года, и обязательного для всех 11-классников. Это – аналог российского ЕГЭ: тесты по математике, истории Киргизии, русскому, киргизскому, английскому языку и логике. Набранные баллы – ключ к поступлению практически во все вузы страны.

Однако система ОРТ направлена на машинальное заучивание ответов в тестах, а не на получение систематических знаний детьми, что вызывает нарекания у всех – от родителей до общественных деятелей. У всех, кроме чиновников министерства образования и науки.

Следующая ступень образования – вуз. Через 54 высших учебных заведения республики ежегодно проходят около 240 тысяч человек. Но количество – не показатель качества работы. Ученая степень есть только у 10 процентов преподавателей. При этом из-за нищенской заработной платы многие профессора и академики читают лекции в нескольких университетах, что сказывается на качестве преподаваемого материала. К тому же, сам материал изрядно сокращен по причине перехода с 1 сентября 2012 года на двухуровневую Болонскую систему «бакалавр-магистр». Согласно ей, университет предлагает набор занятий в течение одного года, которые студент может выбрать и в последующем обязан посещать, например, отдав приоритет исключительно точным наукам или гуманитарным дисциплинам. Студент выбирает преподавателей сам и самостоятельно же изучает почти все материалы курсов. Получив степень бакалавра узкого профиля в какой-то области и не будучи отягощенным знаниями в других сферах, он может продолжить образование в магистратуре по другому направлению. Предполагалось, что система сократит ненужные предметы и увеличит соответствие результатов знаний выпускников требованиям рынка труда. Статистика же говорит обратное: по данным министерства труда, найти вакансию может лишь каждый десятый выпускник вуза.

Юристов, экономистов, медиков, переводчиков и «пиарщиков» на рынке труда переизбыток. А 70 процентов спроса – это заявки на рабочие профессии и специалистов в области сферы услуг. Нужны повара, парикмахеры, водители, автослесари, строители и официанты.

Поэтому растет спрос на обучение за рубежом, и граждане страны едут в Казахстан, Россию, Татарстан, США, Турцию, Китай и Малайзию за более качественным образованием и выгодным трудоустройством, не жалея для этого денег и сил на изучение языков преподавания. Вербовщики многих университетов приезжают в республику сами. И проводят вступительные испытания в школах задолго до проведения ОРТ, проверяя истинные знания, а не зазубренные ответы тестов. Кроме светлого будущего, они обещают неплохое настоящее: общежития со всеми удобствами, доступ к качественным знаниям и грантам, и неплохие, по местным меркам, стипендии. Среди приоритетных направлений – медицина, экономика и финансы, нефтегазовое дело, компьютерные и информационные технологии, юриспруденция, лингвистика.

Все перечисленные минусы светской образовательной системы Киргизии с каждым годом вызывают все больше нареканий. Однако правительство не заботится о том, чтобы их ликвидировать, лишь беспомощно констатирует факты, рекомендуя министерству образования и науки увеличить число частных школ, улучшить мотивацию и стимулирование преподавателей, поднять уровень ответственности родителей за своих детей. Видя это, родители все чаще выбирают альтернативу хромающему светскому образованию. Свои услуги могут предложить 67 бесплатных медресе (учебные заведения, выполняющие роль средней школы и мусульманской духовной семинарии одновременно) и 10 исламских институтов с раздельным обучением, ведущих лекции на киргизском языке. Обучение юношей и девушек там занимает от 3 до 5 лет. В числе предметов, помимо «стандартных» иностранных языков и точных наук – арабский язык, толкование Корана, шариат, лекции по истории ислама. Есть в программе и такие предметы, как биография пророка Мухаммеда, история о сподвижниках пророка и биографии ученых-богословов, вероучение, исламское право, правила чтения Корана и основы нравственности. Но в Киргизии стандартов религиозного образования на государственном уровне не выработано, программы обучения медресе и университетов не согласовываются ни с министерством образования и науки, ни с духовным управлением мусульман страны. Квалификация преподавателей в большинстве случаев сомнительна, и выпускники получают искаженное представление о светских науках и о сути ислама. К тому же, не все дипломы исламских университетов охотно признаются работодателями. С точки зрения государства они просто незаконны: все религиозные образовательные учреждения Киргизии работают без лицензии министерства образования и науки. Есть и другой минус.

Родители отдают детей в медресе, а затем и в университеты, полагая, что религиозное образование научит их жить так, как подобает верующим и соблюдать каноны ислама. Однако учителями их зачастую оказываются представители радикальных группировок, создающие из своих учеников экстремистские ячейки.

В частности, в прессу республики просочилась информация о наличии в медресе, спонсируемых турецкими инвесторами, последователей суфийской секты «Сулеймания». Общеизвестен является факт наличия пантюркистской и исламистской идеологии религиозно-просветительского движения «Нурджулар», не соответствующих принятым в Киргизии канонам ислама, в 22 учебных заведениях турецкой сети «Себат» и частном университете «Ататюрк Ала-Тоо». Само движение в Турции находится под запретом как сектантское и экстремистское, что не мешает ему открыто функционировать в Киргизии.

Особенно распространены учебные заведения с экстремистской подоплекой на юге. Именно этот район страны поставляет «воинов джихада» для Сирии, Ирака и Ливии. Только из Ошской области, по данным МВД, в Сирию с 2010 года отправились 137 человек. Самым громким стал случай, когда в 2013 году служба безопасности перекрыла канал поставки новых «бойцов ислама». Завербованных на занятиях в медресе подростков под видом дополнительного обучения переправляли в Турцию, где, после курсов в специальных лагерях, они отправлялись в бой. Агитируют малограмотную молодежь без полноценного светского и религиозного образования многие экстремистские группировки…

Естественный вопрос: куда смотрят власти? Указом президента в конце 2014 года дан старт реализации «Концепции религиозной политики в религиозной сфере КР на 2015-2020 годы». Согласно документу, в ближайшие пять лет будет введено государственное регулирование деятельности религиозных организаций. Под контролем окажутся и учреждения, предоставляющие религиозное и религиоведческое образование. Они будут лицензироваться, преподаватели и учебные курсы – тщательно проверяться на наличие экстремистских идей.

Однако как именно станут тестировать преподавателей, пока неизвестно, равно как и неизвестна судьба светского образования, где тоже не помешала бы проверка уровня знаний части преподавателей. И слабым утешением звучит аргумент о том, что с трудностям в образовательном процессе сталкивается не только Киргизия, но и другие страны постсоветского пространства.

Пока же нет ответа на конкретный вопрос: что будет с системой школьного образования в Киргизии? Как она будет функционировать, когда из школ, в силу преклонного возраста, уйдут преподаватели старой крепкой закалки?

Ведь на вакантные места заслуженных учителей почти никто не претендует…

 

Андрей Князев

Источник: stoletie.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий