Намедни стало известно о том, что в Европе уже рассчитаны показатели долгосрочного планирования на поставки иранского газа.
Согласно расчетам специалистов, полагающихся не на высокодуховные амулеты и «авось», предполагается, что к 2030 году доля иранского газа на рынке ЕС превысит 30 миллиардов кубометров.
Казалось бы, с учетом того факта, что «Газпром» поставляет в Европу около 130 млрд. кубометров газа данный расчет, с учетом его конечной фиксации аж в 2030 году, мало какую угрозу может представлять для российской монополии.
Но, все не так просто как кажется на первый взгляд. Прежде всего, стоит упомянуть о том, что поставляемый в Европу российский газ имеет четкую привязку к цене на нефть и когда падает нефть – дешевеет и европейский газ. Таким образом, даже без уменьшения поставок голубого топлива, оно стало намного дешевле для европейских потребителей, благодаря обвалу черного золота.
Как следствие, «Газпром», а вместе с ним и российский бюджет, получили меньшую прибыль от поставок в ЕС. Кроме того, благодаря санкциям, в 2014 году «Газпром» получил в свое распоряжение 173 млрд. кубометров невостребованного газа. Из расчетных 617 млрд. было реализовано лишь 444 млрд. кубов.
Попытка в будущем этот газ сплавлять китайскому соседу не будет иметь успеха по одной простой причине – Китаю российский газ не нужен, поскольку, на данном этапе развития он полностью обеспечен данным ресурсом.
Кроме того, КНР имеет данные о месторождениях сланцевого газа на своей территории с приблизительными запасами в 500 миллиардов кубометров. Из них, около 106 миллиардов запасов находятся на территории китайской нефтегазовой компании Sinopec, где уже локализовано 54 крупных месторождения и пробурено 780 сланцевых газовых скважин. И не забываем, что в КНР наблюдается спад роста ВВП.
Так, мировые аналитики сообщают о росте экономики страны на 4%, вместо заявленных Пекином 7%, и это до феноменального обвала фондового рынка. Все это говорит о том, что дополнительные, большие объемы энергоресурсов «извне» Китаю в ближайшее время не понадобятся. Он полностью может себя обеспечить как внутренними ресурсами, так и нынешними поставщиками. Ведь при потребности страны в 170 млрд. кубмоетров газа, около 80 млрд. поступает из Средней Азии, до 80 млрд. кубометров в сжиженном виде танкерами-газовозами, а оставшиеся объемы экспортируются из Мьянмы.
Помимо столь неприятных моментов, не забываем о том, что Россия возложила на себя обязательства по строительству двух совершенно бесперспективных трубопроводов: «Турецкий поток» и «Сила Сибири». Это строительство не только съедает львиную долю бюджетных средств, но и создает будущую черную дыру, которой суждено почить в ржавеющей ипостаси.
Казалось бы, при всех этих показателях в купе, какова перспектива у России сохранить свои позиции на европейском рынке, при наличии такого игрока как Иран, сотрудничество с которым уже прогнозируют минимум на 15 лет вперед с прогрессией роста поставок?
И не следует забывать о таких поставщиках как Норвегия, уже вытесняющая Россию с рынка, Алжир, Азербайджан и т.д.
Проблема для России заключается и в том, что процесс отказа от российского газа уже запущен. И даже если свершится чудо и недоимперия прекратит кровавую бойню на Донбассе, деаннексирует Крым и санкции таки будут сняты, не факт, что в Старом Свете решатся вернуться к закупкам голубого топлива у непредсказуемой страны с тоталитарными замашками.
А это значит, что увеличение доли невостребованного голубого топлива в России будет только расти.
Собственно – переиграл. И надолго.
zloy-odessit
Источник: zloy-odessit.livejournal.com