По мере приближения к концу года положение на Украине и в Новороссии все более накаляется. И хотя в сентябре горячие боевые действия заметно поутихли, политическая борьба обострилась еще больше. Это и понятно: согласно Минским соглашениям, к концу года должна вступить в силу новая конституция Украины, согласованная с ДНР и ЛНР (п. 11), и только при этом условии (п. 9) предусмотрено “восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта”. Однако срок истекает, а воз и ныне там: конституция изменяется лишь формально, особый статус Донбасса там так и не прописан, что является прямым нарушением Минска-2 (п. 11), да и сами поправки приняты со скандалом лишь в первом чтении, а доводить их до второго, а тем более окончательного принятия, для Киева не только не выгодно, но и опасно. Подробности – в материале специального корреспондента Накануне.RU в Донецке.
Киеву остается тянуть время, выжидая, как сказал олигарх Вальцман, что “подконтрольные Кремлю боевики скомпрометируют себя и избавят Украину от необходимости изменения конституции”. Поэтому появились сообщения о продлении сроков Минска-2.
Утром 7 сентября официальный представитель Киева в контактной группе Леонид Кучма заявил о том, что срок действия Минских соглашений нужно продлить. В Киеве об этом заявили впервые, вероятно, прощупывая почву. В тот же день на это отреагировали в Кремле. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подчеркнул, что “сроки четко прописаны в самих Минских договоренностях”, отметив, что они не выдерживаются. Однако 12 сентября президент России Владимир Путин предложил все же подумать над этой возможностью.
11 числа Вальцман высказался против продления срока. “Прошу Леонида Кучму, моего представителя в трехсторонней контактной группе, отменить заявление о том, что возможно продолжать минский процесс в 2016 году, – нет, все должны выполнить обязательства в 2015 году”, – заявил олигарх на форуме “Ялтинской европейской стратегии”. Однако он добавил, что “Украина уже заплатила тяжелую цену за невыполнение Минских договоренностей”, т.е. вина за их невыполнение Киевом в 2015 году заведомо будет возложена на Россию и Донбасс.
Позиция же России останется непреклонной: только через ПРЯМОЙ диалог с ДНР и ЛНР у Киева есть шанс решить все мирным путем и в рамках территориальной целостности Украины. 10 сентября Путин в разговоре с главами государств “нормандской четверки” снова напомнил о “необходимости скорейшего налаживания полноценного прямого диалога между киевскими властями и представителями юго-востока”, а также принятии особого статуса Донбасса (все это он повторил и в Крыму).
В тот же день постпред России при ОБСЕ Александр Лукашевич, выступая на заседании постоянного совета ОБСЕ, подчеркнул, что “Киев упорно уходит от согласования с Донецком и Луганском модальностей местных выборов”, а также изменений конституции. “Со стороны Донецка и Луганска конкретные предложения передавались уже неоднократно, в том числе на последнем заседании Контактной группы, – сказал Лукашевич. – Чего добиваются в Киеве, когда подменяют согласование и диалог языком ультиматумов, требуют отказаться от проведения выборов, предусмотренных “Комплексом мер”? По состоянию на данный момент, украинские власти сами отменили проведение выборов в отдельных районах Донбасса 25 октября”. На этом основании Лукашевич назвал действия Киева имитацией.
Одновременно с этим официальный представитель МИД Мария Захарова предупредила, что “политика украинских властей, основанная на отсутствии диалога с Донецком и Луганском, ведет к обособлению регионов”.
Тогда же (все происходило в один день) министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил с заявлением, что Киев пытается “сорвать всю концепцию Минских договоренностей – поставить все с ног на голову и тем самым сделать невозможным (их) выполнение”. Он предупредил, что США и их сателлиты “начинают играть в очень опасную игру, заявляя, что, если состоятся местные выборы в Донбассе… это будет означать срыв Минских договоренностей”.
Однако на прошедшей неделе из Киева прозвучало столько бескомпромиссных и воинственных заявлений, что они вызывают большие сомнения, что Киев вообще будет выполнять свои обязательства в рамках Минска-2. В тот же вечер, 10 сентября, заочно отвечая на заявления российского руководства, Вальцман по-хамски отринул саму возможность вести переговоры с лидерами ДНР и ЛНР. “Я не буду вести переговоры с лидерами боевиков и террористов только потому, что мне советуют некоторые доморощенные политиканы”, – сказал владелец конфетных фабрик.
Днем ранее он снова повторил, что “Украина была, есть и будет унитарным государством”. “Мы не изменим унитарное устройство”, – заявил Вальцман.
Что касается выборов в Донбассе, то для Киева задача номер один – ни в коем случае не допустить их проведения. Поэтому там активно ищут пути их сорвать, в том числе путем прямых угроз. Одной из них является угроза обратиться к “международной коалиции” с просьбой расширить и продлить санкции против России, если ДНР и ЛНР проведут местные выборы.
Помимо этого, стала вырисоваться схема киевского шантажа: мы продолжим изменять конституцию только в том случае, если в ДНР и ЛНР не будет выборов. Вальцман предупредил, что “процесс изменений в конституцию Украины по децентрализации будет остановлен, если перемирие в Донбассе будет сорвано”. “Если, не дай Бог, дойдет до военного или чрезвычайного положения, не колеблясь ни секунды я издам соответствующий указ, подам решение в Верховную раду, и в условиях введения военного или чрезвычайного положения никакие изменения в конституцию приниматься не будут”, – сказал олигарх. А премьер Арсений Яценюк назвал сами выборы в ДНР и ЛНР “полным срывом Минских соглашений”. То есть план дальнейших действий Киева довольно прост. В то же время Вальцман загадочно намекнул на “план Б”, над которым он “усердно работает”.
Таким образом, выборы в ДНР и ЛНР стали ловушкой для Киева, из которой он пытается выбраться. ОБСЕ уже отказалась наблюдать за выборами на том основании, что “мы всегда работаем по приглашению государства – члена организации”, как сказала глава миссии Тана де Зулуета. “Мы не можем принимать приглашение какого-то образования, которое не является государством-членом ОБСЕ и которое не сможет обеспечить необходимые условия для организации и проведения выборов”, – озвучила она предвзятую позицию ОБСЕ.
Через день глава ДНР Александр Захарченко выступил с заявлением, что “нормандская четверка” еще может согласовать проведение выборов по украинским законам. “Мы готовы к проведению этих выборов по стандартам ОБСЕ и при непосредственном мониторинге выборного процесса этой организации. Мы готовы провести выборы по украинскому законодательству”, – заявил глава ДНР. Однако, по его словам, “мы неоднократно предлагали украинской стороне вступить в диалог и согласовать модальность проведения этих выборов, на что не получили даже отказа”. Как кратко охарактеризовал ситуацию постпред ЛНР Владислав Дейнего, “киевские власти сами не создают никаких предпосылок к тому, чтобы эти выборы состоялись по законам Украины”.
Поэтому коренная причина невозможности компромисса – это нежелание США и их киевских вассалов договариваться и стремление к максимальной конфронтации с Россией. Именно это и нужно США, а не компромиссное урегулирование конфликта. Яценюк же сказал на днях, что Украина будет находиться в состоянии войны с Россией до тех пор, пока Крым будет в России, то есть признал, что война с Россией – это навсегда. В этой связи обращает на себя внимание фраза, сказанная председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером 9 сентября в ежегодной речи о состоянии Евросоюза. Он тогда сказал, что “то, что происходит в Сирии сегодня, может произойти на Украине завтра, поэтому мы не должны разделять беженцев по религиозным признакам или убеждениям”.
Пока же ЕС снова “кинул” Украину с безвизовым режимом. Напомним, Вальцман обещал, что к началу 2016 года он вступит в силу, и граждане Украины смогут ездить в ЕС без визы. Но его ждал холодный душ. Еврокомиссар по вопросам расширения и добрососедства Йоханнес Хан заявил, что даже не прогнозирует, когда же это случится. Вместо этого он выразил надежду (а по сути потребовал), чтобы Украина выполняла все взятые обязательства. То есть отодвинул “европерспективу” Украины на неопределенный срок. При этом европейский Хан добавил: “Самый высокий уровень оптимизма заключается в том, что я могу сказать, что надеюсь на то, что мы получим положительный отчет о выполнении Плана по либерализации визового режима как можно скорее”. Интересно, с каким выражением он это произносил. Весной он заявил, что в ближайшие десять лет расширение Евросоюза не планируется. Сейчас же он выразил оптимизм, что Украина продолжит плясать под дудку ЕС без всяких гарантий со стороны последнего.
Похоже на то, что в 2016 год Украина вступит с прежним уровнем “перспектив”, то есть при их отсутствии, но зато получит полностью закрытый рынок России из-за вступления в силу экономической части ассоциации с ЕС. Вальцман уже пожаловался, что Россия почти закрыла свой рынок для украинских продуктов и лишь 2% продовольственного экспорта Украины поступает в Россию. Хотя зачем он ему нужен, ведь перед хунтой открывается рынок Европы. Разве не ради этого скакали на майдане? Но даже в этих условиях Вальцман не преминул себя похвалить. “То, что смогло в таких условиях сделать наше правительство, безусловно, заслуживает положительной оценки”, – сказал шоколадный король.
Впрочем, население Украины этот оптимизм вряд ли разделяет. По данным соцопроса фонда “Демократические инициативы”, население не верит в успешность обещанных “реформ”. Так, 30% не верят вообще, 32% тоже не верят, но испытывают небольшую надежду, а 26% верят, но сомневаются в их успешности. Полностью уверены в успехе лишь 5%. То есть почти 80% населения не испытывают надежды.
Что касается их выполнения, то 48% уверены, что не сделано ничего, а 25% – что сделано на одну десятую. Только 0,6% считают, что большинство необходимых “реформ” уже сделано. Скорее всего, это те, кто нагревал руки на бедах населения. Потому что даже сейчас трезво мыслящих людей на Украине, понимающих, что разграбление страны – это и есть суть липовых “реформ”, гораздо больше, чем 0,6%. Таким образом, примерно три четверти населения на Украине живет в состоянии безверия и безнадеги. Неудивительно, что за первое полугодие существенно увеличилась смертность, снизилась рождаемость и выросли темпы вымирания.
На этом фоне смотрящий за Одесской областью Михаил Саакашвили заявил, что экономика Украины достигла уровня… Габона. “ВВП Украины сократился со 184 до 115 млрд долларов, то есть мы на душу населения упали очень быстро к уровню Габона”, – сказал он, отметив увеличение теневой экономики с 32% до 47% за последние полтора года. “Если Украина будет так развиваться по 2-3% в год, то мы дойдем до уровня 2013 года – последнего года Януковича – только через 15 лет”, – подытожил Саакашвили. Понятно, что он метил в Яценюка, но невольно подвел итог всему правлению хунты.
Недовольство же нацистов уже достигло открытой неприязни к нынешнему режиму. Так, главарь “Правого сектора” Дмитрий Ярош призвал своих сторонников готовиться к “ликвидации режима внутренней оккупации”, то есть оккупантом уже воспринимается и Вальцман. Еще летом его обвиняли в том, что он действует по плану России. “Это план Путина – зафиксировать на оккупированных территориях российский анклав. Он станет источником дестабилизации, постепенного разрушения украинского государства”, – заявил тогда один из нацистов. А сейчас Ярош в своем Facebook призвал к новому восстанию, не скупясь на слова.
“Антиукраинская сволочь проводит системную реставрацию дореволюционных порядков. Предупреждаю правящий режим: хватит играть в контрреволюцию, достаточно подыгрывать Путину и раскачивать государство – ведь именно этим вы занимаетесь последние полтора года”, – угрожает Ярош.
Однако Вальцман, как мы не раз писали, находится в тупике. ЕС даже рассматривать ничего не будет с Украиной до полной заморозки конфликта в Донбассе, а Вальцману нужны хоть какие-то результаты по “евроинтеграции”. В то же время его противниками это будет воспринято как капитуляция перед Россией.
Возможно, что-то прояснит новая встреча глав “нормандской четверки” 2 октября. Однако каких решений реально можно ожидать? Вальцману поперек горла выборы в ДНР и ЛНР, за что он уже призвал надавить на Россию новыми санкциями. Но Германия и Франция и так страдают от них больше, чем сама Россия, давя под дудку США своих производителей. Европа, став заложником конфликта, всячески старается погасить его, но – воздействуя на Украину, хотя разговаривать нужно с США. В то же время разговаривать с США на равных может Россия, но наши интересы с европейскими сходятся на Украине лишь отчасти, потому что Европа зависит от США.
Поэтому эффективное решение украинского кризиса упирается в изменение глобальной расстановки сил – в создание нового мироустройства. Вот почему украинский вопрос не может быть решен быстро и почему он станет одним из главных вопросов для России на ближайшие 10-20 лет. Но Россия не сдаст своих позиций, и в Крыму Путин так ясно выразил свои симпатии, что это не оставляет никаких сомнений. “Душой и сердцем мы с Донбассом”. Это значит, что Украине придется стать другой. Игра стоит свеч. Россия возвратилась в Большую Игру.
Евгений Чернышёв
Источник: nakanune.ru