Миграционный кризис в ЕС: управляемый процесс

Миграционный кризис в ЕС: управляемый процесс

Миграционный кризис в ЕС обладает рядом удивительных особенностей и форменных несуразностей. На фоне эмоциональных репортажей, пожаров в пунктах размещения и склок соседей по ЕС ускользает суть происходящего. Под аккомпанемент митингов за и против приема беженцев, под громогласную политическую трескотню кардинально и быстро изменяется население Германии. Экономически активное и демографически весомое население Германии. Единственной из 28 стран Евросоюза, ставшей центром притяжения для сотен тысяч переселенцев. В ближайшей перспективе – для миллионов новых жителей. Или граждан.

Явный финансово-экономический лидер ЕС выглядит жертвой на пути бурного человеческого потока. Прогнозам о стихийно-негативных последствиях эмиграционного бедствия несть числа. Наверняка часть из них обоснованна. Однако для понимания явления и его перспектив необходимо опираться на факты, но не на их эмоциональную интерпретацию. Что очень трудно, глядя на фото трагически утонувших детей и слезы горемычных матерей. И все же подробности миграционного кризиса в ЕС заслуживают хладнокровных оценок. Очевидна фокусировка кризиса в единственной стране Евросоюза.

Только в Германию стремятся и добираются сотни тысяч человек. Парадоксальным образом игнорируя даже Австрию, Скандинавию или Швейцарию – государства, где социальные стандарты и обеспечение беженцев значительно выше немецких аналогов. Идет массовое преодоление тысяч километров до ЕС и сотен километров внутри ЕС – и весь мир не может этому помешать. Не может или не хочет?

Только Германия предоставляет беженцам жилье. Призывы «потесниться» к соотечественникам силы закона пока не имеют. А вот расчистка дешевого социального жилья для нужд переселенцев, компенсации домовладельцам расходов при заселении мигрантов и обещания от самой госпожи бундесканцлер «Принять всех» имеют место быть уже сейчас. Как и лихорадочные темпы строительства новых приютов и перепрофилирование имеющихся зданий под эти цели, как и значительное финансирование приема и размещения мигрантов.

Только Германия гарантирует беженцам бесплатное и всеобъемлющее медицинское обслуживание. Только Германия обеспечивает разовые и ежемесячные выплаты пособий. Вместе с жильем и медицинским обеспечением это означает право на физическое выживание в стране, куда люди попали незаконно. Стимулирование нарушения закона со стороны немецких властей – вам не кажется это как минимум странным?

Только Германия организует языковые курсы для взрослых, прием несовершеннолетних в школы и дошкольные учреждения. Это уже интеграция на культурном и социальном уровнях либо попытка таковой. Еще до юридического оформления статуса переселенцев их учат немецкому языку.

Только в Германии фактически подавляется любая критика в адрес миграционного кризиса.
Только в Германии публичные акции в пользу беженцев пользуются государственной поддержкой.
Только в Германии все сложности бытового пребывания масс прибывающих людей подаются как некое природное буйство – можно смягчить его проявления, но нельзя регулировать первопричины.
Германия обладает всеми возможностями (политическими, бюрократическими, силовыми) для защиты своих физических рубежей от мигрантов. Эти возможности либо не используются совершенно, либо активируются крайне избирательно, осторожно и своеобразно. Как остановка движения поездов… из Германии в Данию! Дабы беженцы не разбегались дальше?!

«Если зверь выглядит как кошка, ведет себя как кошка и мяукает по-кошачьи» – логично предположить, что мы видим кошку.

Власти Германии заинтересованы в приеме, размещении и интеграции массовых миграционных потоков. Причем именно из далеких и явно проблемных стран Азии и Африки. С окончательным «врастанием» беженцев в немецкую реальность, без возможности возвращения на исторические родины. Поди вернись, если отчизна полыхает этнорелигиозным геноцидом и погрузилась в хаос кровавых усобиц. Наиболее приемлемое объяснение немецкой политики лежит в области демографической и трудовой статистики.

В июне 2015, еще до обострения нынешнего миграционного кризиса в ЕС, издание The Financial Times совместно с исследовательским центром Boston Consulting Group опубликовало следующие данные о перспективах рынка труда и социального обеспечения в Германии:

В ближайшие 15 лет трудовые ресурсы Германии сократятся с 43 до 37 миллионов человек. С учетом всех европейцев с правом бундес-трудоустройства и легальных трудовых мигрантов.
За тот же период на 7 миллионов вырастет число немецких пенсионеров.
К 2020 году немецкой экономике будет недоставать 2.5 млн. рабочих, инженерных и обслуживающих специалистов. Сохраняющаяся безработица этот дефицит не покрывает – в подавляющем большинстве люди на пособиях ищут другие вакансии, чем предлагают работодатели.
При сохраняющихся демографических тенденциях в 2030 году нехватка персонала в Германии достигнет 8 миллионов человек.
Уровень безработицы в стране (6.5 %) уже сегодня лежит в пределах «полной занятости населения» и существенно ниже других стран ЕС. В целом по Евросоюзу он составляет 12 %.
Такие меры, как повышение пенсионного возраста, рост числа работающих женщин и пенсионеров, переезд в страну других европейцев либо недостаточны, либо непредсказуемы.

Поэтому Германия стала землей обетованной для миллионов новых европейцев. Если кто плохо помнит Библию, Земля обетованная имеет мало общего с Эдемом. Путь к ней сложен, долог и в нашем случае финансово дорог. Прервать бизнес контрабандистов-перевозчиков людей западные страны не спешат, серьезно ему не препятствуют. Зачем, если в конце пути страждущих ожидает напутствие: «В поте лица своего будете добывать хлеб свой».

И обеспечивать пенсионеров наших, стабильность макроэкономических и социальных показателей, профицит рабочей силы и рост коренного населения. Пусть и с чуждыми корнями, но с постоянным местом жительства на немецкой земле.

Сказки о сытой жизни на «1.000 € в день, каждому!» быстро закончатся. Создать социально-экономические стимулы к поиску мигрантами любой работы вполне реально, с немецким-то уровнем организованности! Сложности религиозного, криминального, мировоззренческого, психологического и прочего порядков при массовом переселении весьма существенны. Но возможные выгоды сочтены важнее всех рисков. Кроме того, наибольшие шансы узаконить свое пребывание в Германии имеют граждане Сирии, Ирака, Афганистана – стран, где ведутся боевые действия. Тем самым сужается база рекрутов для неугодных Западу режимов, от Асада до талибана. В борьбе с проявлениями терроризма можно и своих радикалов приструнить, причем не только исламистских.

Новизна в миграционном методе решения трудовых проблем отсутствует. С 1955 по 1968 гг. ФРГ заключила соглашения о привлечении иностранных рабочих с девятью странами мира. Наиболее известен договор с Турцией от 1961 года, по нему в Германию прибыло 800.000 человек. Но по соглашению с другими европейскими, африканскими и азиатскими странами приехало втрое больше. С 1960 по 1975 гг. число иностранцев-гастарбайтеров в ФРГ выросло с 280 тысяч до 2.7 миллионов. Большинство остались навсегда. Каких-либо катастрофичных последствий переселений полувековой давности не отмечено, не считать же таковым «немецкое экономическое чудо»…

В ближайший год Берлин намерен принять те же 800.000 человек, только без межгосударственных соглашений. Явочным порядком, с отправкой нежелательных и сомнительных лиц в другие страны ЕС по специальным квотам. С депортацией «дорогих гостей» за пределы обетованной Европы после сегрегации наиболее перспективных. Прецеденты имеются, только из Франции в 2013 году высланы 20 тысяч цыган и разрушено 165 таборов. Много ли правозащитного и медийного возмущения отмечено по любому из 20.000 депортационных эпизодов? Сияние Liberte, Egalite, Fraternite гарантировано не всем.

Миграционный кризис в Евросоюзе обладает признаками контролируемости и призван решать прагматичные вопросы. Насколько это будет успешным в постиндустриальном мире за счет беженцев из разрушенных стран и с обострением противоречий внутри самого ЕС – отдельный вопрос. Ответ на него прояснится через несколько лет. Но версия о внезапной сострадательности европейских политических элит сомнительна уже сегодня. Слишком дорого эта «сострадательность» обошлась и обходится Афганистану, Ираку, Ливии, Йемену, Сирии и другим странам. Некогда суверенным государствам, а теперь поставщикам дешевой рабочей силы на рынки западного мира.

Если страны полыхают – значит, это кому-нибудь нужно.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий