Центризбирком Белоруссии зарегистрировал четырех кандидатов в президенты республики. Согласно регламенту, у него для этого еще было в запасе пять дней, но глава ЦИК Лидия Ермошина сообщила, что комиссия хотела бы определиться со всеми кандидатами на президентский пост именно 10 сентября. Она объяснила это тем, что уже на следующий день, ровно за месяц до даты голосования, претенденты могли бы начать агитировать за себя. Делать они это могут в газетах, целый час на ТВ, на разного рода собраниях и митингах – главное, чтобы не ближе, чем в 200 метрах от резиденции действующего главы государства (интересно, а ему самому можно?). Впрочем, такой “спешке” есть и более простое объяснение: уже к началу сентября стало ясно, что основные претенденты на высший пост в стране определились, и новых не предвидится.
В итоге кандидатами в президенты стали бессменный глава Белоруссии Александр Лукашенко, лидер Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич, активистка кампании “Говори правду” Татьяна Короткевич и лидер Белорусской патриотической партии Николай Улахович. Все они собрали необходимые для регистрации сто тысяч подписей избирателей и вовремя подали в ЦИК соответствующий пакет документов.
Два человека не сумели, по данным ЦИК, предоставить установленное законодательством количество достоверных подписей в поддержку своего выдвижения. Это экономист Виктор Терещенко и бывшая учительница Жанна Романовская. Кроме того, еще два потенциальных кандидата, Анатолий Лебедько и Сергей Калякин, выбыли из предвыборной гонки еще на этапе сбора подписей.
Многие наблюдатели при этом отмечали, что эта предвыборная кампания мало отличалась от предыдущих. Явным фаворитом является по-прежнему действующий президент Александр Лукашенко, находящийся у власти уже больше двадцати лет. Остальные зарегистрированные кандидаты, как, впрочем, и прочие потенциальные претенденты, не сумевшие преодолеть установленные барьеры, не могут пока составить “батьке” какой-либо серьезной конкуренции.
Единственным, пожалуй, ярким эпизодом нынешнего избирательного цикла стал “царственный” жест Александра Лукашенко, который в конце августа помиловал и освободил из-под стражи нескольких известных в республике оппозиционеров. В их числе был экс-кандидат в президенты Николай Статкевич, жесткий критик режима, арестованный после протеста против фальсификации итогов выборов 2010 года и осужденный за организацию массовых беспорядков.
ЕС воспринял освобождение заключенных, признанных в Европе “политическими”, с восторгом. Еврочиновники заявили, что выход на свободу “узников совести” означает большой прогресс в отношениях Минска и Брюсселя. Президент Европейского парламента Мартин Щульц, по сообщению сайта naviny.by, также приветствовал их освобождение и сказал, что теперь “президентские выборы станут ключевыми для пересмотра отношений между Евросоюзом и Белоруссией”.
Некоторые наблюдатели назвали этот шаг Лукашенко разворотом в сторону Запада. Хотя, по большому счету, сам акт помилования не повлиял на расклад политических сил. Как иронично отметил минский публицист Денис Лавникевич в Газете.Ru, “освобождение выглядит как шахматный ход в политической игре – оно произошло на следующий день после того, как стало известно, кто из оппозиционеров сможет принять участие в президентских выборах, а кто сошел с дистанции”.
Правда, несколько известных белорусских оппозиционеров призвали Запад не легитимизировать выборы из-за ситуации, сложившейся накануне нынешнего голосования. Они заявили, что оппозиция была обескровлена и обезглавлена репрессиями, последовавшими после выборов 2010 года, и поэтому не смогла собраться с силами и выставить единого кандидата. Попытка “выдвинуть” вышедшего на свободу Статкевича была невозможна по формальным основаниям, впрочем, и он сам отнесся к этой инициативе достаточно реалистично.
“Я расцениваю заявления соратников, как объединение трезвой части оппозиции. Конечно, это объединение сейчас носит во многом формальный характер, – цитирует Николая Статкевича сайт cis-emo.net, – но мы дали общую оценку тому, что происходит, и обозначили общий вывод, что нам делать”.
Аналитик Роман Яковлевский, которого также цитирует на своем сайте международная мониторинговая организация cis-emo, считает, что все заявления статусной оппозиции обусловлены реальной перспективой нормализации отношений официального Минска с Западом после признания президентских выборов в Беларуси. Вероятность такого признания высока, особенно после освобождения Статкевича как знакового “политзека”. Новая ситуация спровоцировала активизацию в среде оппозиционных лидеров, ряд из которых, выдвинувшись претендентами в кандидаты в президенты, не смогли даже собрать необходимое по закону количество подписей в свою поддержку.
“Арифметическое объединение оппозиции не означает реального объединения, – добавляет Роман Яковлевский. – Это бурление только на руку властям. Обывателю оно демонстрирует, что в оппозиции реального единства нет”. По мнению аналитика, в Белоруссии убеждены, что Лукашенко по-прежнему является “полновластным хозяином страны”.
Сотрудник русской службы BBC Татьяна Мельничук, в свою очередь, полагает, что оппозиция опоздала с демонстрацией альтернативной программы развития страны. По ее мнению, в Белоруссии сейчас нет личности, способной реализовать эту программу.
Журналист и аналитик Галина Светлова, долгое время занимавшаяся изучением ситуации в Белоруссии, полагает, что в настоящее время реальных и серьезных соперников у Александра Лукашенко нет. “Ни один из тех, кто называет себя оппозиционером, не показал себя с достойной стороны, ни как политик, ни как гражданин, – прокомментировала Светлова ситуацию для “Росбалта. – На предыдущих выборах такие люди были. Они вполне могли составить конкуренцию Лукашенко. Одним из таких достойных претендентов я считаю, например, известного белорусского политика и экономиста Ярослава Романчука. Местные “пикейные жилеты” называли его тогда “головой” в области экономики. Нынешний же список кандидатов гораздо беднее. Эти люди практически неизвестны избирателям”.
Многие белорусские и российские эксперты полагают, что даже если кому-то еще из оппозиционеров (точнее, тем, кто так себя называет) удалось оказаться в числе официальных кандидатов в президенты, шансы на победу у них были бы невелики.
Как сообщает информационное агентство БЕЛТА, по результатам социологических исследований, проведенных в августе 2015 года, доверие президенту Беларуси Александру Лукашенко высказывает 76,6% совершеннолетнего населения страны. Правда, по данным опроса Независимого института социально-экномических и политических исследований, зарегистрированного в Литве, за Александра Лукашенко были готовы проголосовать только 38,6 % избирателей.
По сравнению с числом “доверяющих” эта цифра может показаться небольшой. Однако не следуют забывать, что в этом опросе сравнивались рейтинги всех возможных кандидатов в президенты. Согласно его результатам, за ближайшего соперника действующего президента, Николая Статкевича, который, как известно, не сможет принять участие в президентских выборах, готовы проголосовать только 5 % избирателей.
Другим, также незарегистрированным оппонентам Лукашенко – Владимиру Некляеву, Анатолию Лебедько и Сергею Калякину, по данным опроса, были готовы отдать свои голоса 4,7, 4,2 и 3,1 процента избирателей соответственно. Ничуть не лучше обстоят дела и у зарегистрированных кандидатов в президенты. Рейтинг Сергея Гайдукевича составляет 3,9, а Татьяны Короткевич, посоветовавшей “батьке” отдохнуть, – 1,1 процента.
Даже если допустить некоторое “лукавство” при проведении этих опросов, придется согласиться с тем, что реальных соперников у нынешнего руководителя страны на данный момент действительно нет.
Это утверждение также может показаться парадоксальным на фоне, мягко говоря, не блестящего экономического положения страны. Даже по официальным данным, фактическая средняя зарплата в Белоруссии понизилась на треть по сравнению с 2010 годом. Инфляция “стабилизировалась” на огромной цифре в 21 процент. С 2006 по 2014 год внешний долг Белоруссии вырос с 5,1 до 40,5 миллиардов долларов, то есть в пересчете на каждого жителя – с 525 до 4281 долларов. Правда, власти республики накануне выборов увеличили на пять процентов пенсии и пособия, но, по мнению несостоявшегося кандидата Анатолия Лебедько, высказанного в интервью “Коммерсанту”, это вызвало у большинства пенсионеров “даже не улыбку, а оскал”.
Тем не менее, значительная часть жителей республики все же не видит альтернативы многолетнему правлению “батьки”. Галина Светлова сказала в комментарии “Росбалту”, что считает это следствием ряда объективных обстоятельств: “Полагаю, что популярность Александра Лукашенко в Белоруссии объясняется тем, что при всех существующих внутренних проблемах страна живет стабильно, комфортно и надежно”.
Действительно, одним из основных лозунгов предвыборной кампании стала фраза “Лишь бы не было войны”. Понятно, что в свете событий, происходящих в соседней Украине, жители республики готовы проголосовать за того, кто пообещает избавить их от ужаса возможной кровавой междоусобицы. Когда на горизонте маячит грозный призрак войны, призывы к соблюдению прав человека и проведению честных выборов без подтасовок и фальсификаций, увы, теряют актуальность. Конечно, Белоруссия является Европой, и большинство белорусов ощущают себя европейцами. Однако понятие европейских ценностей для того же большинства остается не вполне доступной абстракцией. В отличие от насущных потребностей и страхов.
Сказанное позволяет сделать вывод, что предстоящие выборы, судя по всему, опять обойдутся без интриги. Победа Александра Лукашенко мало у кого вызывает сомнения. Белорусы предпочтут пусть небогатую, но – стабильность.
Юрий Гладыш
Источник: rosbalt.ru