МЧС — одна из самых популярных и узнаваемых аббревиатур. Чем занимается ведомство в своей повседневной жизни, каковы его ближайшие задачи — об этом и многом другом в беседе с корр. “Делового Экспресса” рассказывает руководитель одного из подразделений министерства, начальник Управления защиты населения и организации ликвидации чрезвычайных ситуаций Ованес Емишян.
— Начало деятельности ведомства было заложено в 1991 году, когда при правительстве страны был создан Комитет по чрезвычайным ситуациям. Позднее комитет был преобразован в Службу спасения Армении, а в 2008-ом, с созданием МЧС, Служба спасения вошла в состав министерства. С прошлого года МЧС преобразовано в Министерство территориального управления и по чрезвычайным ситуациям, куда входят Служба спасения, Гидрометеорологическая служба и Служба технической безопасности, обеспечения безопасности госрезервов, противоградовая служба. А с недавних пор в него вошли также пожарно-спасательные подразделения.
— Я как раз хотел спросить о пожарной службе. Пожарных в классическом их представлении сегодня в Армении нет.
— С 2011 года пожарная служба преобразована в пожарно-спасательные отряды. Если раньше эта служба была задействована лишь при пожарах, то сегодня эти отряды ведут также спасательные работы при транспортных авариях, разрушении и обвале строений и других чрезвычайных ситуациях. В создании службы нам очень помогло Агентство развития Швейцарии, предоставившее соответствующее оборудование и организовавшее для наших спасателей курсы переподготовки и повышения квалификации.
— Опыт землетрясения в Мексике (1985 г.) и Спитакского землетрясения 1988 года показал, что большое число человеческих жертв было во многом из-за отсутствия специальной техники, недостаточной подготовленности и невысокого профессионализма спасательных служб. И именно тогда было решено создать международную специализированную организацию INSARAG.
— Крупные природные катаклизмы на территории СССР случались и до 1988 года. Но именно после масштабного Спитакского землетрясения Советский Союз впервые разрешил прийти на помощь зарубежным спасателям. И когда в Армению поспешили сотни спасательных отрядов со всего мира, выявились проблемы. Стало ясно, что страна совершенно не готова системно и организованно проводить спасательные работы. В отличие от многих других стран, в СССР не было профессиональных специалистов-спасателей, умеющих извлекать пострадавших из-под завалов, не причиняя при этом им вреда. Я уже не говорю об отсутствии специальной техники. Кроме того, выяснилось, что у нас нет структуры, которая могла бы принимать и системно управлять прибывающими на помощь спасателями. После 1988 года родилась идея создания международной организации. В 1991 году была создана INSARAG (Международная поисковая и спасательная консультационная группа) для координации поисково-спасательных работ после масштабных катастроф и природных катаклизмов. В эту организацию Армения вошла в 2005 году. В том же году в стране впервые были организованы учения INSARAG, и тогда к нам приехали представители организации из разных стран, наблюдавшие и координирующие учения.
— Сегодня Армения является полноценным членом INSARAG?
— Пока нет. Стать полноценным членом INSARAG можно лишь при наличии группы спасателей, команды, получившей аттестацию и международный сертификат.
— Но уже прошло десять лет. Так трудно создать подобную команду?
— В настоящее время сертификат имеют 44 команды, представляющие 34 страны, которые являются полноправными членами INSARAG. Некоторые страны, такие как Германия и США, имеют по две-три такие команды. Получить сертификат достаточно сложно. И дело не только в специальной подготовке и знаниях членов команды спасателей. Страна должна иметь соответствующую инфраструктуру, быть готовой в любой момент послать свой отряд в зону бедствия, обеспечив его всем необходимым. Такой отряд должен быть самодостаточным, абсолютно автономным, иметь свое питание, средства связи, полную техническую оснащенность, свою логистику, чтобы как минимум 10 дней мог работать в зоне бедствия без помощи местных властей. Отряд должен обладать достаточными финансовыми средствами, иметь в своем составе врачей и психологов. Чтобы добиться этого, надо сотрудничать с одной из стран-членом INSARAG. Такой страной-наставником для нас сначала была Швейцария, а с 2012 года — Польша.
— Что даст Армении получение сертификата? После недавнего землетрясения в Непале наши спасательные службы предложили свою помощь, но так и не получили доступа в зону бедствия. Было ли причиной отказа отсутствие у наших спасателей сертификата?
— Я не исключаю и этот фактор. Но главная проблема, думаю, была в другом. Существует координационный центр OSOG. И если какая-то страна изъявляет готовность оказать помощь и принять участие в спасательных работах, то обязана зарегистрировать свою заявку в этой виртуальной компьютерной системе. Но главное, чтобы сама страна, где произошел природный катаклизм, обратилась в международные организации с просьбой о помощи. Так вот, на этом сайте мы поместили заявку о готовности при необходимости вылететь в Непал. Но лететь в Непал собрались десятки групп из разных стран, так что образовалась чуть ли не очередь. Да и в Непале нет нормального аэропорта, готового принять столько бортов. Многие отряды просто физически не сумели добраться туда. Так что нам никто не отказывал, просто до нас не дошла очередь. Поэтому по просьбе непальцев Армения оказала этой стране финансовую и гуманитарную помощь.
— Можно ли предположить, что после получения первого сертификата на аттестацию будут претендовать и другие группы армянских спасателей?
— Не думаю. Многие развитые страны, в том числе и такая могущественная страна, как Россия, имеют всего по одной сертифицированной группе спасателей. А наши ближайшие соседи — Грузия и Азербайджан — лишь через пару лет пошлют свои группы на аттестацию, хотя, согласитесь, что финансовые возможности того же Азербайджана не сравнимы с нашими. Требования к подобным группам весьма жесткие. Помимо полной технической оснащенности и финансового обеспечения, команды должны суметь в течение 10 часов собраться, подготовиться и вылететь на место происшествия.
Согласно уставу ООН, аттестацию проходят три категории спасательных отрядов: легкая, средняя и тяжелая. Легкая категория — это команды, умеющие выполнять небольшие, локальные работы. К средней относятся команды, которые в состоянии работать на одном объекте, к примеру, извлекать тела и спасать людей из-под завалов одного разрушенного здания. Тяжелая же группа может обеспечить работы одновременно на двух участках. Мы выступили с заявкой на аттестацию команды средней категории.
— Насколько мне известно, служба 911 также входит в систему МЧС…
— В структуре МЧС действует Центр кризисного управления, в который и входит данная служба. Кстати, в настоящее время, кроме центральной столичной службы 911, действуют и ее региональные отделения. И если раньше звонки поступали в столичный центр, и лишь затем из Еревана шло распоряжение спасательной команде марза, то сейчас звонки поступают непосредственно в марзовые отделения. Это позволяет оказывать помощь более оперативно.
— Сколько спасательных команд действует в Армении?
— Полностью укомплектованных отрядов четыре — два в столице и по одному в Ширакском и Сюникском марзах. Но подразделения спасателей есть во всех марзах. Работают они 24 часа в сутки и готовы по первому же зову прийти на помощь людям. Конечно, не все они полностью оснащены и укомплектованы оборудованием и техникой. Но мы над этим работаем. Помогают нам в этом многие международные организации. В частности, при содействии Агентства развития Швейцарии до конца года техникой и оборудованием будут обеспечены спасатели Тавушского и Лорийского марзов. Шведская служба спасения выделила спасательную технику и оборудование, а Агентство развития Японии предоставило специальные пожарные машины. Наши спасатели активно участвуют в международных программах переподготовки и повышения квалификации, в том числе и на языковых курсах. В этом, в частности, содействие оказал Британский совет, который организовал годичные курсы для 15 наших спасателей. Он помог также с организацией курсов по усовершенствованию языковых знаний для преподавателей и руководящего состава Академии кризисного управления МЧС. Курсанты академии получают высшее образование и степень бакалавров и магистров, становятся квалифицированными специалистами спасательной службы.
Помимо профессиональных спасателей, в стране есть несколько добровольческих отрядов. Может показаться, что с созданием групп спасателей надобность в добровольцах отпала. Но это не так. В случае крупных бедствий их помощь будет неоценимой. Поэтому мы не только помогаем добровольческим отрядам, но и стараемся развивать добровольческое движение. Какой бы мощной и богатой ни была страна, в случае серьезных катаклизмов государству одному не справиться с его последствиями. Правительство утвердило концепцию развития добровольческого движения спасателей. Кстати, во многих странах, таких как Германия, Австрия, Япония, традиция добровольческого движения заложена давно и успешно развивается. Уверен, что это очень важно и для нас. Во многих общинах марзов мы создаем так называемые опорные точки добровольческих отрядов. Уверен, что в случае необходимости сможем расcчитывать на их помощь. И еще хочу заметить, что спасатель — это ведь не просто профессия, это призвание.
— В Японии периодически проводятся учения для населения. Людей обучают действиям в случае стихийных бедствий — землетрясений, цунами, техногенных катастроф. Проводятся ли подобные мероприятия у нас?
— Вы привели пример страны, наиболее подверженной природным катаклизмам. В Японии более 1 млн спасателей, из которых лишь 200 тысяч — кадровые сотрудники, остальные — добровольцы. Значительная часть населения — уже подготовленные добровольные спасатели. Армения, слава Богу, менее подвержена подобным природным воздействиям. Поэтому главный упор мы делаем на планирование и организацию спасательных работ. Правительство РА разработало и утвердило четкий план действий во время стихийных бедствий, на случай аварий на химических предприятиях, АЭС и других важных объектах. Мы ежегодно проводим 1-2 масштабных учения. Учения проводятся также в 5-километровой зоне вокруг Мецаморской АЭС. Планы этих учений в обязательном порядке согласуются с МАГАТЭ. Словом, хочу вас заверить, что безопасность наших граждан в надежных руках.
Когда верстался номер
Как сообщили из пресс-службы МТУ и ЧС, 3-4 сентября команда спасателей в составе 50 человек городской спасательной службы (ГСП) Министерства территориального управления и по чрезвычайным ситуациям проходила окончательное тестирование на получение международной квалификации ООН (INSARAG). С этой целью в учебном центре “Лусакерт” и в ущелье Арзни прошли учения “Организация и проведение поисковых работ при землетрясениях”. По окончании учений отряду был вручен сертификат INSARAG, а Армения стала 35-м членом этой международной организации.
Ара Ванецян
Источник: express.am