Накануне “молочных бунтов”

Накануне “молочных бунтов”

В «войне санкций» страны Балтии несут серьезный урон

Пережившее в 1990-х тотальный разор и запустение сельское хозяйство Прибалтики за последние лет десять слегка наладилось и окрепло. Одной из его доходнейших статей стало молочное производство – благодаря наличию под боком, на востоке, огромнейшего рынка, куда сбывалась продукция. Но начавшаяся между Россией и ЕС «война санкций» привела к плачевным последствиям для крестьян Латвии, Литвы и Эстонии: и скоро здесь могут начаться настоящие «молочные бунты» разгневанных людей, утративших способность зарабатывать на жизнь.

Напомним, что 6 августа 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» – в качестве ответа на санкции стран Запада. На основании данного указа правительство России ввело годовой запрет на импорт говядины, свинины, овощей и фруктов, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и большинства видов молочных продуктов из США, стран Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Уже этим летом, 24 июня, В. Путин распорядился о продлении продовольственного эмбарго до 5 августа 2016 года. Сейчас, по прошествии более года с начала «войны санкций», уже можно подводить некоторые итоги. Закономерность проявилась в том, что наиболее пострадали государства Балтии, все последние годы ведшие себя по отношению к РФ наиболее недружелюбно. А переживаемые ими неприятности наиболее наглядно можно проиллюстрировать на примере молочной отрасли.

Эстонские аграрии бьют тревогу: закупочная цена на молоко в этой стране за год упала на 30%. В настоящее время она достигла предельно низкой отметки и составляет 21−23 евроцента за литр. По мнению экспертов, за этим может последовать забой скота и череда банкротств. Местные крестьяне, вынужденные нести колоссальные убытки, требуют от государства финансовой помощи – как минимум в размере 7 миллионов евро. Отметим, что Еврокомиссия уже выплатила в феврале эстонским фермерам кризисную дотацию в 6,9 миллионов, но сейчас те требуют новых вливаний.

«Когда ты всю жизнь положил на то, чтобы развивать свое дело, а теперь всё уходит в никуда, возникает ощущение безысходности. Это очень тяжело психологически и материально», – жалуется на страницах издания Postimees фермер Антс Аман.

Чиновники, желая хотя бы чуть-чуть погасить разгоревшиеся страсти, обещают вместо закрывшегося российского рынка наладить поставки молока в Японию и другие страны. Однако эти посулы до сих пор так и остаются словами.

За полгода, по словам руководителя концерна Tere Оливера Крууда, в Азию удалось отправить только одну партию молочного порошка.

Попытались было эстонцы наладить вывоз молока в Литву, но столкнулись с яростным негодованием местных крестьян: им самим свои запасы девать некуда. Доходы литовских молочных производителей за первые шесть месяцев 2015 года упали по сравнению с аналогичным периодом 2014-го на 30%. В настоящее время не справляющиеся с обрушившимся на них кризисом аграрии в массовом порядке распродают или режут свой скот. По словам председателя совета Ассоциации производителей молока Литвы Йонаса Вилениса, некоторые фермеры, державшие по 100–200 голов, отправили всю скотину на бойню и попросту ликвидировали свои хозяйства. В результате на рынке появился переизбыток говядины не самого высокого качества. За год цена на любое мясо упала почти на 20 процентов. Кстати, до 70 процентов говядины литовского производства ранее поставлялось в Россию, но сейчас этот пункт экспорта тоже прекратил существование.

Не в лучшем положении оказались и латвийские молочники. Их отрасль дает четверть всей сельхозпродукции государства: так, в последнем «досанкционном» 2013 году 60 процентов всего здешнего молока шло именно на экспорт. Из-за российского эмбарго этот экспорт рухнул аж на 40 процентов! В течение только последних восьми месяцев потери составили 44,3 миллиона евро. Недавно молочники провели встречу с президентом Латвии Раймондом Вейонисом. Они заявили ему, что находятся в «беспрецедентно тяжелом» положении, поскольку противостоять эффекту эмбарго становится всё тяжелее. В ближайшее время, по их словам, у них может, как и у литовских коллег, наметиться перспектива массового забоя коров. «Крестьянин столкнулся с дилеммой. Он не способен так просто оставить свой бизнес, он убирает сено, готовит корм, берёт кредит на оборотные средства. И одновременно всё глубже погрязает в убытках», – предупредил президента фермер Юрис Цирулис. Фермеры считают, что необходимо снижать закупочные цены. Что мог ответить им Вейонис? Президент сумел лишь посоветовать «увеличить спрос на молочные продукты на внутреннем рынке, и подходить к этому творчески – например, создавая абсолютно новые продукты». Такой ответ обескуражил крестьян, ибо весьма походил на «отмазку». Министерство земледелия Латвии подсчитало, что молочные хозяйства страны потерпели из-за эмбарго ущерб в размере 50 миллионов евро (в целом убытки в экспорте сельскохозяйственных и продовольственных товаров составили около 140 миллионов). «Так как российские санкции останутся в силе до 5 августа 2016 года, можно прогнозировать, что убытки увеличатся еще в несколько раз», – указывают в министерстве. Эксперты ведомства напомнили, что в условиях запрета на импорт в Россию на молокоперерабатывающих предприятиях по-прежнему образуются излишки готовой продукции, что заставляет снижать закупочные цены. Только в августе они в Латвии снизились до 206 евро за тонну – что на 30,7% меньше, чем в июле 2014 года. Таким образом, закупочная цена опустилась ниже себестоимости, составляющей в Латвии в среднем 0,269 евро за килограмм молока.

Надо сказать, крестьяне Прибалтики в последнее время проводят немало публичных мероприятий, дабы привлечь внимание к своим бедам.

Так, например, в начале сентября представители полусотни крупнейших латгальских молочных хозяйств устроили в Даугавпилсе необычную акцию – они, в знак отчаяния, раздавали прохожим свою продукцию совершенно бесплатно.

В связи с этим представитель Думы Даугавпилсского края Арвидс Куцинс проинформировал: «Нынче закупочная цена на молоко резко упала и составляет не более 20 центов за килограмм. Многие крупные хозяйства испытывают очень серьезные трудности из-за крайне низкого денежного потока, а комок неоплаченных счетов и невыплаченных вовремя кредитов и зарплат постоянно растет. Относительно неплохо идут дела лишь у небольших семейных предприятий и ферм. Не думаю, что в ближайшие год-полтора ситуация в молочной отрасли кардинально изменится». В свою очередь, руководитель Даугавпилсского объединения крестьян Майгурс Криеванс потребовал: «Мы хотим, чтобы люди знали о создавшемся критическом положении, о нечестном распределении цен между производителями, переработчиками и торговцами. Правительство должно обратить внимание на эту плачевную ситуацию и найти возможность урегулировать ее».

Нельзя сказать, что правительства стран Балтии никак не пытаются поддержать своих производителей. Так, в конце августа правительство Литвы приняло программу «Национальной помощи переходного периода». Решено, что Министерство сельского хозяйства от имени Кабмина возьмёт кредит в размере 18,2 миллионов евро – эти деньги производители молока получат уже в текущем году. Глава кабинета Альгирдас Буткявичюс признал: «Выполненный нами доскональный анализ полученных в результате российских мер убытков показывает, что Литва от них пострадала больше всех. А из хозяйственных субъектов нашей страны самые большие потери понес молочный сектор». По словам премьера, отрицательное воздействие эмбарго для Литвы в три раза больше, чем для Латвии и Эстонии. «С этими цифрами в руках мы обратимся к комиссару ЕС по сельскому хозяйству Филу Хогану с просьбой о выделении 32 миллионов евро на возмещение убытков молочного сектора», – заявил он.

К слову, прагматичный и трезвомыслящий Буткявичюс ведет себя совершенно не так, как президент Даля Грибаускайте. Та недавно заявляла, что якобы ответные российские санкции для стран ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии «никак не отразились» на Литве.

Такое же мнение высказывали и в национальной Конфедерации промышленников. Однако долго делать хорошую мину при плохой игре не получилось – тем более, что есть у Вильнюса и более честные политики. Так, европарламентарий от Литвы Бронюс Ропе потребовал, чтобы ЕС немедля подготовил план спасения фермеров. «Молоко не может быть дешевле воды! Вопрос не в том, дать или не дать денег фермерам, чтобы компенсировать потери. Нужен инвестиционный план, нужны квоты и чётко прорисованные механизмы регулирования и перспективы рынков», – требует Ропе.

7 сентября Бронюс Ропе присоединился к масштабной акции протеста фермеров в Брюсселе. Те требовали «ясной сельскохозяйственной политики, добиваться отмены эмбарго на поставку продуктов в Россию и выплаты компенсаций в размере 50 миллионов евро за понесенные потери». Также, по инициативе Ропе, литовские крестьяне в населенном пункте Таураге провели конференцию под названием «Куда приведёт конфликт на рынке молока?». Участники этого мероприятия вновь потребовали финансовых вливаний как от государства, так и от ЕС.

На помощь Евросоюза уповают и в Латвии – в сложившихся условиях прибалты поглядывают в сторону Брюсселя чуть ли не как на последнюю надежду. Глава латвийского Министерства земледелия Янис Дуклавс встретился с упомянутым Филом Хоганом и воззвал к нему гласом утопающего: «Латвийские и балтийские фермеры больше всего потеряли от санкций! Помощь Евросоюза нашим крестьянам, особенно латвийским молочным хозяйствам, должна быть еще более значительной и солидарной!». Министр рассказал комиссару, что до введения санкций Россия была самым важным партнером Латвии по торговле сельскохозяйственными и пищевыми продуктами. В результате санкций латыши не только потеряли российский рынок, но и из-за перепроизводства молочной продукции в ЕС вынуждены уменьшать экспорт в другие страны – в те же Литву, Эстонию, а также в Германию и Данию. Дуклавс напомнил о том, что латвийские фермеры продолжают получать самые маленькие прямые дотации ЕС, что ограничивает их конкурентоспособность. А из 82 000 крестьянских хозяйств государства на молочном животноводстве специализируются 13 000 (16%) – и теперь им грозит крах.

Ну а что же простой потребитель в Литве, Латвии и Эстонии? Может, хотя бы он выиграл от внезапно возникшего на местном рынке продуктового изобилия? Оказалось, что не тут-то было! Несмотря на бедственное положение производителей, цены в магазинах как на молочные, так и на прочие продукты крестьянских хозяйств остались неизменными.

Переработчики и продавцы не желают отказываться от сверхприбыли: ведь если раньше они покупали продукт за условные десять евро, то сейчас за условные десять центов. Если в начале прошлого года «навар» и наценка составляли условные 10 процентов, то сейчас – условные 200%.

Для торговых сетей Прибалтики наступило «золотое время»: ценам искусственно не дают падать, а сверхприбыль за счет потребителя оказывается астрономической. Все как всегда во время войны, даже если это всего лишь «война санкций». Кому война, а кому мать родна…

Владимир Веретенников

Источник: stoletie.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий