Город Гуцериевск может появиться в Беларуси после скандала с Керимовым
На днях президент Беларуси Александр Лукашенко и председатель совета директоров компании “Русснефть” Михаил Гуцериев заложили капсулу на месте строительства Нежинского горно-обогатительного комплекса.
Напомним, что несколькими годами ранее на рынке калийных удобрений Беларуси самой заметной фигурой был другой российский олигарх Сулейман Керимов. Однако, тогда попытка Керимова зайти на белорусский калийный рынок закончилась скандалом.
Калийный ОПЕК
Сулейман Керимов не зря всерьез заинтересовался таким специфическим бизнесом, как калийные удобрения. Они ценятся, потому что дают резкий рост урожайности. В то же время их запасами обладают три страны в мире, Россия, Белоруссия и Канада.
Идея собрать под собой активы и создать «калийный ОПЕК» напрашивалась сама собой. В 2010 году Керимов заключает сделку века — покупает у олигарха Дмитрия Рыболовлева контрольный пакет компании Уралкалий.
Сумма сделки — около 10 млрд долларов. Уже через год Керимов покупает еще одну компанию по производству удобрений, Сильвинит, и становится монополистом в России.
Для создания «калийного» ОПЕК оставалось привлечь к альянсу государственную компанию «Беларуськалий». Купить ее не представлялось возможным — Александр Лукашенко не продавал.
Поэтому пришлось заключить с нею альянс. Компании согласовывали объемы производства, а сбыт шел через совместного трейдера, Белорусскую калийную компанию (БКК).
Россиянам и белорусам принадлежало теперь около половины мирового рынка калийных удобрений. Еще около 40% контролируют канадские компании, с которыми альянс стал координировать свою политику.
Из-за того, что эта тройка согласовывала объемы производства и цены, мировая цена на эти удобрения выросли вчетверо, а Беларуськалий стал самым главным поставщиком валюты в Белоруссию, обеспечивая до трети бюджетных поступлений.
Цена компании
Однако в чем-то Лукашенко и Керимов не сошлись. Вскоре компания Сулеймана Керимова “Уралкалий” прекратила сотрудничество с белорусским производителем калийных удобрений “Беларуськалий” в части совместных продаж.
На этом фоне гендиректор “Уралкалия” Владислав Баумгертнер был задержан в Минске по обвинению в злоупотреблении властью и служебными полномочиями. Позже белорусские власти объявили в международный розыск совладельца компании Сулеймана Керимова.
По сообщениям СМИ, летом 2011 года Сулейман Керимов был весьма близок к покупке контрольного пакета «Беларуськалия». Утверждалось, что олигарх был готов выложить 15 млрд. долларов, исходя из всей оценки белорусского гиганта в $ 30 млрд. долларов.
В тот период эту оценку и готовность разговаривать с потенциальными покупателями оглашал Александр Лукашенко. «Что касается «Беларуськалия», то я четко сказал – 30 млрд. долларов на стол, и акции завтра будут у вас…»
Срыв сделки и Батьки
Но сделка так и не состоялась. Как сообщали СМИ, Сулейман Керимов был заподозрен белорусской стороной в попытке дачи взятки Лукашенко. Причем чуть позже глава Беларуси рассказал о подробностях переговоров по продаже белорусского предприятия.
«Мне предлагали за 15 млрд. долларов продать «Беларуськалий»: 10 миллиардов в казну, а 5 млрд. — мне, куда скажу, — заявил Лукашенко. – Я сказал своему другу: «Миша, ты знаешь, что происходит с теми, кто приходит с такими предложениями?»
Он ответил: «Наручники надеваете». По мнению российских СМИ этим «другом Мишей» Александра Лукашенко был Михаил Гуцериев, действовавший с подачи Сулеймана Керимова.
«Керимов нас что, за папуасов держит, – заявлял тогда Лукашенко. – Если кто-либо еще попробует решать вопросы с помощью таких переговоров, задержится у нас в стране надолго. Нас давно так не унижали».
Потерянные миллиарды
Россия готова была бороться за Сулеймана Керимова до конца. Вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович даже допускал, что поставки нефти в Белоруссию придется сократить.
В игру даже вступил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, заявив, что надо бы запретить поставки белорусских молочных продуктов в Россию. Известно, что Онищенко вступает в игру только тогда, когда поступает указание от Владимира Путина,
Тот факт, что Сулейман Керимов и Александр Лукашенко не смогли договориться привел к краху совместного проекта, который мог держать под контролем более 40% мировых продаж калийных удобрений.
Лукашенко можно понять. За полгода, как альянс с Керимовым дал трещину, бюджет Белоруссии потерял миллиарды. «Беларуськалий» в списке компаний — поставщиков доходов бюджета — откатился с первого места на шестое.
После этого скандала Сулейман Керимов охладел к калийной теме, и начала появляться информация о том, что «Уралкалий» выставлен на продажу. Среди первых претендентов оказались бывший глава Росстроя Владимир Коган и владелец «Русснефти» Михаил Гуцериев.
В принципе, на пике скандала с Сулейманом Керимовым Александр Лукашенко и не скрывал, что именно Михаила Гуцериева он хотел бы видеть новым владельцем «Уралкалия».
Гуцериевск – Беларуси
В итоге, на калийный рынок Беларуси был приглашен именно Михаил Гуцериев. Гуцериев ведет бизнес в Белоруссии еще с 90-х годов, и по словам белорусских политологов, это единственный из российских бизнесменов, кому доверяет Лукашенко.
«Я ему говорю: Михаил, почему ты не хочешь купить «Уралкалий»? Гуцериев сказал: подумаю», — сообщал Лукашенко по этому поводу. Именно тогда и был подписан Гуцериевым с белорусской стороной договор о строительстве в стране нового калийного комбината.
Именно с ним Александр Лукашенко заложил капсулу при начале строительства Нежинского горно-обогатительного комплекса на базе Старобинского месторождения калийных солей.
«Мы придаем особое значение динамичному развитию калийной отрасли и стремимся удерживать лидирующие позиции в мире по производству удобрений», – говорится в записи, которая содержится в капсуле.
«Строительство нового комплекса является очередным шагом в активном освоении природных богатств родной земли, создании новых рабочих мест и увеличении экспортного потенциала страны. Это важный инвестиционный проект, реализация которого послужит на благо белорусского народа”.
Ввод в эксплуатацию Нежинского горно-обогатительного комплекса принесет дополнительный экспорт около 860 млн долларов в год, считает Александр Лукашенко. Это даст стране рост налоговых поступлений, сборов и платежей.
Более того, Александр Лукашенко заявил Михаилу Гуцериеву, что если он своими вложениями преобразит город, он его «переименовать в Гуцериевск» и даже попросить самого Гуцериева «написать гимн» для него.
Алина Манафова
Источник: kavpolit.com