26 мая 2015 года, на форуме «Деловой России» «Движение на опережение» Путин призвал прекратить практику, когда приходящий во власть предприниматель «формально переписывает бизнес», фактически продолжая им руководить.
На форуме речь шла о необходимости разграничения бизнеса и власти, что давно стало главным камнем преткновения для современной России. Данная мысль даже вошла в Концепцию общественной безопасности России, которая была принята в конце 2013 года. Плохо, когда олигарх имеет возможность влиять на властные решения и незаконно зарабатывает капитал.
Еще некоторое время назад о таких разговорах на столь высоком уровне мы и думать не могли. Сейчас же необходимо глубже понять рассматриваемый вопрос, вектор будущих событий, сигнал, который общество может увидеть в словах Путина. Естественно, либеральные олигархи, поднявшиеся на предательстве народа в девяностые, не откажутся от своих активов самостоятельно. Тогда, быть может, это призыв? Может, наш президент ждет поддержки от своего народа в принятии столь важных решений?
Противостояние между государственниками и олигархами в России началось в нулевые. До этого олигархи целое десятилетие безраздельно заправляли Россией. К чему это привело нашу страну, мы все помним. Еще немного, и страна бы перестала существовать в прежнем виде. Были бы Чечня, Дагестан, Ингушетия, Татарстан, Урал, Сибирь и некое формальное образование, фактически представляющее собой совокупность удельных княжеств олигархов, хоть и продолжающее называться Россией. Или Соединенными Штатами России?
Сегодня ситуация выправилась, но, судя по словам президента, да и реалиям, которые мы наблюдаем в регионах, задача, поставленная им перед чиновниками и олигархами, на данный момент остается нерешенной. Более того, на местах заданный Путиным и зафиксированный в Концепции общественной безопасности курс саботируется, забюрокрачивается, затягивается.
Сколько чиновников ни найми, на местах они все либо «входят в долю», либо вязнут в болоте, полностью контролируемом магнатами, местными правительствами, правоохранителями, СМИ и ручными «лидерами общественного мнения».
Выходов из этой ситуации два. Первый — силовой. Однако использовать его, конечно, нужно только в исключительном случае.
Поэтому президент предлагает нам другой, эффективный и безболезненный вариант — коалицию с нами. С россиянами, в подавляющем большинстве поддерживающими взятый курс и способными стать гигантским инструментом народного контроля, вооружённого гражданской сознательностью в одной руке и общественно-информационным активизмом в другой.
Именно эти сигналы подаёт нам президент в каждой знаковой речи
«Сейчас мы видим, насколько активно и конструктивно проявляют себя граждане. Они не только ставят перед властью вопросы, но и сами участвуют в их решении, в решении проблем. Понимают, что от их личных усилий многое зависит. Воля, поступки и великодушие этих людей формируют бесценный социальный гражданский потенциал страны
Каждый, кто готов брать на себя ответственность, должен быть вовлечён в реализацию планов развития страны, конкретных регионов и муниципалитетов. Если государство и общество действуют в одной повестке, в атмосфере сотрудничества и доверия, – это гарантия достижения успеха.
И хотел бы обратиться к представителям всех политических партий, общественных сил. Рассчитываю на нашу совместную консолидированную работу. Интересы России требуют от нас именно такого единства, именно такой работы»
Владимир Путин. Послание к Федеральному собранию 4 декабря 2014 года.
Общество, на наш взгляд, уже готово и должно оказать поддержку этим инициативам по делиберализации России и построению общества социальной справедливости.
Одна из ключевых составляющих этого курса — недопущение олигархической реконкисты. Олигархи продолжают свое наступление, и нет практически никаких шансов, что оно прекратится само по себе. Проявляя видимую лояльность руководству страны в Москве, они продолжают укреплять свои позиции в регионах — в Карелии, Татарстане, Свердловской, Новосибирской, Калининградской, Ярославской и других областях — там, где возможности их политического влияния максимальны.
Однажды одному из авторов этого материала в командировке довелось случайно услышать разговор нефтяников из ЮКОСа. Они жаловались на то, что олигарх относится к месторождениям по-варварски: «Работаем только на добычу».
Не вкладывая деньги в месторождения, неграмотно проводя гидроразрывы пласта, компании быстро выкачивали нефть и бросали скважины. А недра при этом государственные, они де-юре принадлежат народу!
На деле толстосумы относились к России как к «дойной корове». Да и что греха таить, так до сих пор и относятся. Когда вы последний раз слышали, что кто-то из олигархов построил новый завод, занялся импортозамещением? Ничего, кроме пиара в виде ё-мобилей Прохорова и сотовых телефонов Евтушенкова, не вспоминается. А сколько государственных денег ушло на проекты Чубайса в “Роснано” и Вексельберга в “Сколково”? Проекты так толком и не заработали. А ведь идея была хорошая — перенаправить бизнес в инновационные сферы. Но олигархам это оказалось не нужно, для чубайсов и вексельбергов это была лишь еще одна «кормушка». Фактически, такое поведение равносильно предательству интересов России.
Получается, что только слияние с политикой позволяло олигархам зарабатывать сверхприбыли. Сейчас же государство всё реже позволяет осуществлять очередной рейдерский захват народного хозяйства, как это было в девяностые, хотя кое-где при содействии региональных коррумпированных правительств это до сих пор удаётся.
Теперь это покупка государственной собственности по низким ценам, сомнительные слияния, продажа государственных активов монополистам отрасли, сговор во время госзакупки, получение премиального тендера, использование связей высокопоставленного чиновника, монопольное положение в сегменте бизнеса и прочее.
Олигархи давно бы разорились, если бы не имели возможности лоббирования своих интересов. Неспособность внедрить хоть одну самостоятельную бизнес-идею показала: это не бизнесмены — это лица, которые оказались в нужное время в нужном месте, и каких-либо превосходных способностей по управлению бизнесом они не продемонстрировали. Сейчас старые связи помогают им находиться на плаву. Вопрос слияния с властью для них — это вопрос выживаемости.
Итак, коррупционный спрут, разросшийся после развала СССР, продолжает опутывать Россию при первом же ослаблении «железной хватки». В дополнение к этому, благодаря равнодушию и неинформированности части населения, внутренние враги России имеют возможность сеять смуту в обществе. Они подкупают чиновников и делают откаты, одновременно оплачивая протесты на Болотной под эгидой Навального. Только вдумайтесь — заниматься коррупцией, обвиняя через оппозиционеров в этом лично президента РФ, который с ней борется на протяжении вот уже 15 лет!
Такие процессы невозможно контролировать одному человеку и даже команде людей. Это по силам лишь коалиции всего общества: политиков, общественников, бизнесменов, учёных и информационщиков, носителей патриотического и государственнического мышления. Сейчас такие люди есть.
Их мало, но число растёт день ото дня. Общество созревает для новой фазы качественной эволюции. Так, именно предшествовавшие труднейшие десятилетия позволили обществу созреть в 50-е–70-е и осуществить технологическую и социальную революцию. Власть может лишь задать вектор этого процесса, но главная ценность страны — это сами люди.
Наше убеждение состоит в том, что политики нового поколения должны появляться прямо изнутри общества и отражать его чаяния и интересы, а не назначаться олигархическими кланами. Тем более в условиях, когда эти народные интересы определяются строительством самодостаточного национального хозяйства, социальной справедливостью и сохранением традиционных ценностей, исключением из процесса западной глобализации.
В период президентства Дмитрия Медведева ельцинское «берите свободы сколько хотите» снова напомнило о себе, и в регионах к власти пришли ставленники команды Чубайса. Многие из них не имели ни необходимого опыта, ни образования, ни личностных качеств управленца. Вероятно, предполагалось, что Запад, местные власти и «Единая Россия» поддержат второй срок Медведева. Такие невнятные чиновники имели шансы удержаться только в случае избрания либерального президента на второй срок. Но этого не случилось.
Однако пагубные последствия президентского срока Медведева до сих пор дают о себе знать. Многие, наверное, читали, что региональные СМИ славят губернаторов и одновременно ругают Путина. Курьезно, но при этом многие люди даже фамилий своих губернаторов зачастую не помнят — настолько мало дел они делают, фактически пытаясь лишь зеркалировать на себя авторитет власти, исходящий от президента РФ.
Что мы можем сделать, чтобы переломить ситуацию? Часто говорят, что не хватает «сильной руки». Но что мы сами предпринимаем для того, чтобы Путин увереннее продолжал взятый курс в сложной обстановке непрекращающегося давления? Нужно активнее участвовать в политической жизни страны, посещать гражданские форумы и участвовать в мониторинге сомнительных покупок, распространять информацию в социальных сетях, ставить вопросы перед обществом и властью, блокировать активность нечистых на руку чиновников и пятой колонны. Нужно ходить на выборы и отдавать свой голос за патриотов нашей Родины. Нужна реальная поддержка, а не ожидание того, что всё за нас сделает Путин.
Разве мы не можем самостоятельно открывать дискуссионные площадки, форумы, писать статьи? На худой конец, заниматься самообразованием, общаться с коллегами по работе, генерировать новые идеи социального устройства, вступать в гражданские движения — такие как ОНФ?
Победа в войне с олигархами должна ознаменоваться возвратом исторически созданных государством активов, разворованных при Ельцине, к государству, а, значит, и к народу. Речь о недрах и инфраструктуре: электростанциях, сетевом хозяйстве и теплосетях. Единственная возможность для олигархов остаться в бизнесе — создать новый российский продукт, вложить награбленные в девяностые деньги в российское производство и полностью уйти из офшоров. Есть еще вариант повторить судьбу Ходорковского.
Если бизнес лишится возможности расхищать государственные активы, он начнёт обустраивать свои производственные мощности, и от выкачки природных богатств перейдет на производство из них продукции. А сырьё будет приобретать у государства, пополняя национальную казну. Это возможно после мягкой и постепенной национализации ключевых для государства отраслей: добывающей и энергетической. Ведь именно в них сосредоточены похищенные во времена Ходорковского и Чубайса активы.
Илья Белоус, Юрий Белоус
Источник: cont.ws