Майкл Бом: Сноудену надо лечиться — в Америке

Майкл Бом: Сноудену надо лечиться — в Америке

На прошлой неделе Эдуард Сноуден должен был получить очередную награду от ещё одной малоизвестной группы, которая высоко ценила его «выдающуюся правозащитную деятельность».

В этот раз он должен был приехать в Норвегию и принять свой почётный приз, но он не смог этого сделать по той простой причине, что Норвегия – как и все другие 20 стран, куда Сноуден обратился за помощью -— не дала ему визу или убежище. Примечательно, что даже Куба, Боливия, Эквадор, Венесуэла и Никарагуа не выручили Эдуарда в столь трудное для него время, когда он «застрял» в международной транзитной зоне «Шереметьево» в июне 2013 года.

Россия была единственной страной, которая сделала такой отважный шаг, дав ему убежище.

Как Сноудену живётся в дружеской России за последние два года? Его юрист, Анатолий Кучерена, сказал в одном интервью, что Сноуден чувствует себя весьма одиноким без своих друзей и близких. Понятное дело. Но что посеешь, дорогой Эд, то и пожнёшь.

Чтобы понять почему дело Сноудена является предательством, а вовсе не героизмом, надо разбить так называемые «разоблачения Сноудена» на две части:

1. Первая часть – «разоблачения» Сноудена о деятельности АНБ внутри США

Самая главная проблема тут – он ничего преступного не разоблачил! Вся программа «слежки» за американцами была законной и одобрена соответствующим комитетом конгресса по разведке, а также судебной властью (Foreign Intelligence Surveillance Court). Эта АНБ-овская программа была совершенно секретная, но абсолютно законная, потому что она собирала только ОБЩУЮ информацию о пользователях -— кому американцы звонили и когда. Эта программа НЕ имела доступа (за редким исключением) к содержанию самих звонков и сообщений без разрешения суда.

Кому и когда американцы писали и звонили – так называемые «метаданные» -— не являются конфиденциальной информацией и никак не относятся к американскому конституционному праву на тайну переписки и разговоров. Это чисто юридический вопрос, и он был окончательно решен американскими судами в пользу АНБ. Это, конечно же, было ключевым просчётом Сноудена. Только СОДЕРЖАНИЕ этих писем и разговоров защищено конституцией – и только для американских граждан, разумеется. (Как известно, американская конституция не распространяется на граждан других стран).

Если бы Сноуден действительно разоблачил что-то преступное – как сделал Даниель Эллсберг, сотрудник Пентагона, когда он разоблачил «Документы Пентагона» в 1971 году -— я бы первым назвал Сноудена героем. Но, увы, Сноуден никаким Эллсбергом не является.

Поскольку Сноуден тут ничего преступного не разоблачил, он никаким «правозащитником» или «борцом за свободу, демократию и право на тайну переписки» быть не может, как бы Россия ни старалась его обелить. По данным Министерства юстиции США, Сноуден слил около 1.7 миллионов секретных файлов АНБ. Назвать это иначе, чем самосудность, преступное хулиганство, анархизм и, конечно же, предательство никак нельзя.

Сноуден должен предстать перед судом за то, что он украл эти файлы из АНБ, предал их гласности через СМИ и нарушил свою присягу о неразглашении секретной информации АНБ. Крайне важно то, что он целенаправленно пошел на эту работу, связанную с АНБ, исключительно для того, чтобы заполучить доступ к секретной информации -— и потом украсть и «разоблачить» ее. Факт преднамеренности его преступления должен быть учтен в суде в качестве отягчающего фактора.

Кучерена и многие другие в России любят называть Сноудена «честным, смелым правозащитником». Представьте себе, если нашёлся (еще в живых) «русский Сноуден». Представьте себе, что он украл 1.5 миллионов секретных файлов из ФСБ или СВР; передал эту информацию тем самым The Washington Post, The New York Times и The Guardian; и сбежал из своей родной России. Кучерена бы также назвал такого «Сноудена» честным, смелым правозащитником?

2. Вторая часть -— шпионаж АНБ за пределами США

Тут мы действительно имеем дело с «боями без правил». Всегда таким он был по той простой причине что международный шпионаж никак не регулируется никакими международными законами.Да, шпионаж за иностранцами и иностранными государствами по определению незаконное действие, но это нарушение законов касается только той страны, которая является мишенью шпионажа. Нет международной юридической защиты против шпионажа. Единственная защита от дистанционного кибер-шпионажа АНБ (или от любого другого шпионажа иностранного государства) – это контрразведка. Против каждого шпионского меча иностранного государства,стране, являющейся мишенью шпионажа, надо иметь соответствующий щит. По-другому никак.

Чего Сноуден хотел добиться, разоблачив секретные программы шпионажа АНБ за пределами США? Он хотел положить конец шпионажу, что ли?!? Смешно же! У него это не получилось и не могло бы получиться.

Все страны всегда шпионили друг за другом и будут дальше шпионить – даже за союзниками. Если шпионаж является таким зловещим действием и надо его запретить, тогда давайте начнем с ФСБ, ГРУ и СВР! Россия никогда не согласится на такой запрет – да и никакая другая страна на это не согласится!

Шпионаж – являющийся, как известно, одной из древних профессий -— всегда был, есть и будет. Каждая страна заинтересована в существовании и применении своих шпионских программ, нацеленных на другие страны,потому что это является ключевым инструментом сбора информации. Это уже давно стало базовой государственной функцией. Известный бывший советский разведчик Николай Сергеевич Леонов лучше всего, на мой взгляд, выразил эту мысль, когда он два года тому назад таким образом прокомментировал скандал Сноудена: «Шпионаж – это суверенное право любого государства».

Именно поэтому любая международная попытка «запретить» шпионаж друг за другом обречена на провал. Это все равно, что попытаться запретить войну, как пытались сделать более 60 стран (включая США и СССР) в 1928 году в нелепом Пакте Бриана-Келлога.

Чего Сноуден добился, раскрыв, по утверждению автора Фреда Каплана, что АНБ шпионило за Ираном и за Талибаном и когда он «разоблачил» американских секретных агентов-разведчиков в Пакистане? Он только подорвал несколько важных секретных разведывательных программ АНБ – тем самым нанеся урон национальной безопасности США. Благодаря этому «честному, смелому правозащитнику»,международные террористы получили достоверную информацию о том, как АНБ собирает сведения о них.

И чего Сноуден добился, «разоблачив», что АНБ шпионило за 35 мировыми лидерами (включая близкими союзников США)? Он сорвал ещё одну маску с АНБ — и что?! Больше ничего! АНБ наденет новую маску и опять будет шпионить за Германией, как и Германия будет шпионить за США … и Франция за США, и США за Францией, и Израиль за США … и так далее и так далее по всему миру и со всеми странами.

Все-таки я повторю свой ключевой вопрос: Чего Сноуден добился своими скандальными «разоблачениями»? Разве что пиара самого себя. Теперь он может «гордиться» и хвастаться тем, что он такой крутой «кибер-Давид», который увесистым камушком из рогатки как следует шарахнул по башке американскому «Голиафу». Своим преступным хулиганством Сноуден поймал классический хакерский «кайф» -— только в уж очень крупном масштабе. Чем крупнее и преступнее хулиганство против «Большого брата», тем это слаще для такого «кибер-экстремиста» типа Сноудена.

Видимо, Сноуден сильно страдает комплексом Герострата. Ему надо лечиться, безусловно, от этой тяжелой психической болезни – но не в России, разумеется, а только в американской исправительной колонии строгого режима.

Майкл Бом

Источник: echo.msk.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий