Проект НПЗ в Адыгее оказался под угрозой еще до вмешательства экологов.
Общественная организация «Экологическая вахта по Северному Кавказу» выступила против строительства нефтеперерабатывающего завода в Тахтамукайском районе Адыгеи, которое несколько лет назад инициировали компании, близкие к ингушскому бизнесмену Михаилу Гуцериеву. Однако опасения экологов могут оказаться излишними, поскольку из-за недостатка финансирования реализация этого мегапроекта под вопросом.
Инвестор со связями
В конце августа активисты «Экологической вахты» направили ряд писем в органы власти Адыгеи с просьбой проверить законность выделения под строительство НПЗ земельных участков общей площадью 540 га, которые, как удалось выяснить экологам, находятся фактически посреди густонаселенной жилой зоны.
По данным «Экологической вахты», территория будущего завода находится в 900 метрах от аула Натухай и всего в 450 метрах от дачного поселка «40 лет СА и ВМФ», тогда как по нормативам санитарно-защитная зона вокруг нефтеперерабатывающих заводов составляет 1 километр.
Проект строительства НПЗ в Адыгее появился три года назад. Его инициатором выступил предприниматель Абукар Беков, сын последнего председателя Совета министров Чечено-Ингушской АССР Сергея Бекова, в 2001-2002 годах сенатора от Ингушетии. Карьера Абукара Бекова была тесно связана с именем его более знаменитого соотечественника – миллиардера Михаила Гуцериева, который давно имеет серьезные интересы в нефтегазовой отрасли. В свое время Беков работал в компании Гуцериева «Славнефть» и вместе с ним владел сетью АЗС «Гранд».
На юге России крупнейшим нефтяным активом империи Гуцериева был Краснодарский нефтеперерабатывающий завод, один из старейших в стране (основан еще в 1911 году). Гуцериев выкупил его у чеченского бизнесмена Вахи Агаева в 2006 году, однако спустя три года, во время финансового кризиса, был вынужден продать этот завод в числе других нефтегазовых активов.
По некоторым данным, его покупателем выступила «Башнефть», на тот момент входившая в АФК «Система» Владимира Евтушенкова, однако сейчас в качестве конечных собственников завода (ЗАО «Краснодарский НПЗ – Краснодарэконефть») значатся шесть офшорных компаний.
По современным меркам Краснодарский НПЗ – это сравнительно небольшое предприятие мощностью переработки до 3 млн тонн нефти в год, причем наращивать производство на нем довольно сложно, поскольку завод фактически находится в городской черте Краснодара. Поэтому было решено использовать его в качестве транзитного пункта для перекачки продуктов первичной переработки нефти на новое предприятие с глубиной переработки до 95%, которое задумали построить на другом берегу Кубани – в Адыгее, всего в 10 километрах от Краснодарского НПЗ.
В качестве партнеров к реализации проекта были также привлечены московская топливная компания «Адамас» и адыгейское ЗАО «Антей» (основной вид деятельности – выращивание зерновых и зернобобовых культур), которое, по имеющимся данным, осуществляет управление Краснодарским НПЗ.
Директором обеих этих организаций является Абукар Беков, а в числе учредителей «Антея», по данным «СПАРК-Интерфакс», значится Хазрет Дочлеж – бывший глава Шенджийского сельского поселения Тахтамукайского района, на территории которого как раз и было запланировано строительство завода.
В небольшой анклавной республике инициаторов проекта приняли с распростертыми объятьями: в аграрном регионе не хотели упускать возможность производить собственное горючее, к тому же инвесторы обещали создать около двух тысяч рабочих мест.
Летом 2012 года руководство Адыгеи заключило с ними соглашение о намерениях, а затем такой же документ был подписан на Международном инвестиционном форуме в Сочи.
Предполагалось, что мощность предприятия составит 6 млн тонн нефти в год, что сделало бы новый НПЗ крепким независимым «середняком» топливного рынка. Объем инвестиций в проект был оговорен на уровне 830 млн евро к 2016 году (1-й этап) и еще 1,84 млрд евро к концу 2020 года (2-й этап).
Экологическая перестраховка
Первые пару лет после заключения соглашения реализация проекта шла по намеченному плану. К началу прошлого года было подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, разработан план строительства с определением стоимости объекта и сроков ввода в эксплуатацию. Выход на строительную площадку был намечен на 2014-2016 годы.
По данным администрации Тахтамукайского района Адыгеи, к настоящему времени в проект вложено 645 млн рублей, но за первое полугодие этого года финансирование по нему не осуществлялось.
Ту же информацию руководство района предоставило и в ответ на запрос «Экологической вахты». В документе за подписью заместителя главы районной администрации Аминет Зекох сказано, что на участке земель сельхозназначения площадью 500 га осуществлялись изыскательские работы, экологическое обследование и исследование почвы, были проведены общественные слушания, а также предварительная проработка технических условий на подключение электроэнергии, сброс сточных вод и схема подключения к газу. Однако из-за нехватки финансирования работы приостановились.
В реестре инвестпроектов, реализуемых в Тахтамукайском районе (размещен на сайте муниципального образования), стоимость строительства НПЗ обозначена в 30 млрд рублей. В целом это совпадает с заявленным три года назад объемом инвестиций в первую очередь проекта в объеме 830 млн евро, только по старому курсу 40 рублей за евро (точнее, по этому курсу 30 млрд рублей составляло 750 млн евро). По текущему курсу – порядка 76 рублей за евро – это уже более 63 млрд рублей.
Понятно, что в этой ситуации у инициаторов строительства НПЗ в Адыгее есть два пути – либо отказываться от своих намерений, либо переделывать проект в сторону увеличения стоимости.
Пример второго типа уже имеется в непосредственной близости: небольшой Ильский НПЗ в Краснодарском крае в начале года увеличил объем инвестпрограммы по расширению своего производства до 60 млрд рублей, хотя еще в конце 2013 года называлась сумма в 40 млрд рублей.
Однако Ильский завод – это работающее и финансово весьма успешное предприятие (в прошлом году его чистая прибыль превысила 968 млн рублей), а на месте НПЗ «Антей» – чистое поле, тем более, как удалось выяснить «Экологической вахте по Северному Кавказу», эти земли до сих пор не переведены из категории сельхозназначения. С определенными проблемами мог столкнуться и «старший брат» адыгейского проекта – Краснодарский НПЗ.
В конце прошлого года на экспертном совете АК «Транснефть» председатель подкомитета по моторному топливу Торгово-промышленной палаты РФ Наталья Шуляр сообщила «неофициальную информацию», что предприятие находится под угрозой закрытия из-за так называемого налогового маневра в нефтегазовой отрасли, который поставил небольшие НПЗ в очень невыгодное положение.
Поэтому судьба проекта может оказаться под большим вопросом, а краснодарским экологам, возможно, еще рано бить тревогу. Но активисты «Экологической вахты» явно решили перестраховаться, памятуя об истории с тем же Ильским НПЗ, который, по утверждению экологов, был построен без согласования с жителями близлежащего поселка Ильский.
Проект строительства НПЗ в Адыгее еще в конце 2012 года был одобрен в ходе публичных слушаний, однако экологи утверждают, что «назвать это мероприятие полноценным общественным обсуждением вряд ли возможно».
Действительно, прилагаемый протокол общественных слушаний наводит на мысль, что это была простая формальность, призванная зафиксировать заранее принятое решение. По такой же схеме, отмечают в «Экологической вахте», проводились и общественные слушания по строительству нового нефтеперерабатывающего завода в городе Славянске-на-Кубани Краснодарского края.
Сергей Танакян
Источник: kavpolit.com