Зачем приняли новый вариант госпрограммы развития СКФО?

By admin Sep 11, 2015

Опубликован новый вариант госпрограммы развития СКФО, подписанный Дмитрием Медведевым: в ближайшие пять лет обещанные траты вырастут на 36 миллиардов рублей (дополнительно к уже зарезервированным 194 миллиардам).

Эти ассигнования пойдут на развитие Дагестана. Правда, весьма сомнительно, что эти деньги когда-либо станут реальностью. Все-таки кризис на дворе. 

Полтора триллиона бумажек

Премьер-министр Дмитрий Медведев своим постановлением утвердил изменения в госпрограмму «Развитие СКФО», принятую в декабре 2012 года. Первоначальный объем бюджетного финансирования этой программы на срок до 2020 года составлял почти 150 млрд рублей (в том числе 235 миллиардов – из федерального бюджета).

Внебюджетные вливания в этот период должны были составить не менее 1,5 трлн рублей. На втором этапе реализации программы, который авторы назвали «прогнозным» (в отличие от первого – «базового») в 2021-2015 годы Москва уже не должна была тратиться на развитие Северного Кавказа, регионам предстояло вложить 2,5 миллиарда, а негосударственным инвесторам – более 730 миллиардов.

В первоначальном варианте госпрограммы содержалось 11 подпрограмм (по одной для каждого из семи регионов округа, а также для Кавминвод, плюс по отраслям – туристической, инвестиционной и в сфере территориального развития). Причем охватывала она не только Северный Кавказ, но также и две территории ЮФО – Краснодарский край и Адыгею (здесь должен был появиться всесезонный курорт «Лагонаки»).

Объем вложений в подпрограмму развития Кавминвод по расчетам 2012 года до 2020 года должен был составить почти 260 млрд рублей (из них только 2,5 миллиарда – это вложения из бюджета Ставрополья, КЧР и КБР). Ну а в «туристическую» подпрограмму до 2020 года планировалось вложить более 480 миллиардов (все средства – внебюджетные).

Естественно, экономический кризис наложил отпечаток на эти амбициозные планы. Так, корпорация «Курорты Северного Кавказа» поэтапно объявила, что ей придется отложить некоторые из заявленных проектов «на потом».

В общем, в апреле 2014 года, незадолго до смены полпреда в СКФО и появления Минкавказа, был принят новый сценарий госпрограммы. На сей раз объем предстоящих вливаний из бюджета (на сей раз только федерального) с до 2020 года должен был составить 194 миллиарда рублей. На более далекие горизонты авторы госпрограммы уже ничего не планировали, как не учитывали и привлечение внебюджетных средств.

Всего же в новом варианте госпрограммы из 11 подпрограмм (как было в предыдущем сценарии) осталось только пять (в том числе инфраструктурная «Юг России», которая и оттянула на себя львиную долю вложений до 2020 года – 179 миллиардов).

Что дороже: Дербент или Кисловодск?

Также в новую госпрограмму включили прежнюю ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» (рассчитана до 2016 года) – это 14 млрд рублей. Для сравнения: согласно действовавшей с декабря 2012 года подпрограмме (в рамках прежний госпрограммы, разработанной еще при Александре Хлопонине), на развитие Ингушетии с 2013 до 2016 года предполагалось выделить ровно 60 млрд рублей (в том числе почти 25 миллиардов – из федерального бюджета).

Как говорится, можете почувствовать разницу. А заодно не стоит удивляться, почему прежний вариант госпрограммы, принятый в бытность Александра Хлопонина полпредом, пришлось менять. Хотя и нынешний (когда Хлопонин остается вице-премьером), признаться реализовать будет трудно. Вон ведь, в него снова добавили расходных обязательств федерального бюджета. На сей раз на развитие Дагестана – именно эти изменения и утвердил своим постановлением Дмитрий Медведев. А потратить на эту подпрограмму планируют до 2020 года еще 36 миллиардов рублей (дополнительно к уже запланированным 194 миллиардам).

Помимо появления «дагестанского» раздела в госпрограмме неожиданно добавились конкретные, которые касаются «прогнозного» периода реализации (то есть с 2021 до 2025 года). Итак, за эти пять лет на развитие СКФО щедрая Москва планирует выделить 35 млрд рублей – причем это именно те средства, которые будут направлены в Дагестан. По другим подпрограммам почему-то конкретных сумм еще не появилось. Видимо, спрогнозировать бюджетные траты на Дербент проще, нежели на Кисловодск или Архыз…

Хотя очень сомнительно, что в нынешних социально-политических условиях в Дагестане (да и в условиях экономического кризиса в России вообще) можно с уверенностью делать сверхточные прогнозы – вплоть до сотен рублей в год – на такую отдаленную перспективу.

Если и первый вариант госпрограммы, принятый в декабре 2012 года, до серьезных бюджетных потрясений, не отличался реализмом, то что же говорить о нынешнем?! Вот и возникает резонный вопрос: а зачем вообще такие «стратегические» документы нужны, если они заведомо утопичны…

Обещать – не значит жениться

Похоже, спешное принятие нового варианта госпрограммы – это попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Убедить жителей Северного Кавказа в том, что профильное министерство (а именно оно реализует госпрограмму с момента своего появления в мае 2014 года) заботливо и дальновидно.

Для Дагестана была даже утверждена специальная «Методика детализации укрупненных инвестиционных проектов» – то есть планирование очередности строительства объектов с учетом их влияния на социально-экономические реалии. Когда принимались две прежние «территориальные» программы (для Чечни в 2007 году и для Ингушетии в 2009 году), то в них методики индикативной оценки не было. Как не было и в «территориальных» разделах принятой в декабре 2012 года госпрограммы развития СКФО.

– Сейчас правительство Дагестана совместно с Минкавказа занимается разработкой «дорожной карты» исполнения этой программы. Мой подход таков: каждая ее строка должна получить конкретный проект развития республики, – прокомментировал глава республики Рамазан Абдулатипов.

Между тем сам Лев Кузнецов объявил, что до конца года по аналогии с «дагестанской» в рамках госпрограммы развития СКФО появятся территориальные разделы – вновь, потому как такой подход уже был с 2012 по 2014 год, когда действовал первый вариант программы. Но почему-то затем его признали неэффективным. А сейчас мы снова входим в ту же реку.

Новый вариант программы (на примере «дагестанской» ее части) не кажется намного более продуманным и зрелым. С 2016 года в Дагестан пойдут деньги на строительство объектов образования и здравоохранения, а также на переселение лакского населения Новолакского района в новые дома (рассчитано аж до 2022 года) и жителей сел Храх-Уба и Урьян-Уба в Азербайджане на территорию Дагестана (до 2019 года).

Зато новые инфраструктурные проекты на территории Дагестана в рамках программы будут профинансированы не раньше 2021 года. Так же как и по развитию пищепрома (а конкретно – рыбохозяйственного комплекса, о восстановлении которого так много говорит Рамазан Абдулатипов). Когда на дворе кризис, прогнозировать зарыбление прудов через шесть лет… Согласитесь, это просто противоречит законам экономики. Даже вопросы газификации Дагестана авторы госпрограммы «отложили» до 2021 года – когда, возможно, деньги в бюджете вообще кончатся.

Пожалуй, единственный самый реалистичный проект, – это завершение подготовки водохранилища и нижнего бьефа Гоцатлинской ГЭС (уже в будущем году на него должно быть выделено 98 млн рублей). Но это капля в море для министерства, которое ворочает миллиардами. Точнее, обещаниями миллиардов. 

Антон Чаблин

Источник: kavpolit.com

By admin

Related Post

Leave a Reply