Прокурор и Яровая: как будут изображать политику на выборах

Прокурор и Яровая: как будут изображать политику на выборах

До федеральной парламентской кампании осталось чуть больше года, а активная борьба за места и должности в новом созыве уже идет. Не подковерная и кабинетная, а вполне открытая (хочется, но не получается добавить «конкурентная и легитимная», как говорит первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин) – на страницах газет и новостных лентах информагентств.

Секретарь «Единой России» Сергей Неверов борется с главой Крыма Сергеем Аксеновым за прокурора Наталью Поклонскую. Сама Поклонская соперничает с Ириной Яровой за место председателя думского Комитета по безопасности. Неназванные лица хотят попасть в первую тройку списка партии власти вместе с Дмитрием Медведевым, а сам он не прочь остаться в гордом одиночестве. И это за год до дня голосования и примерно за полгода до начала активной кампании.

Дальше будет больше – с осени начнется «борьба» за пост спикера Госдумы, «споры» между «Единой Россией» и Народным фронтом, уже якобы начатое Яровой и Поклонской деление мест. Информационное поле заполнится «противостояниями», «разногласиями», «соперничеством». К реальной политической конкуренции никакого отношения это иметь не будет, но Кремль явно планирует заменить ее эрзацами, и их тестирование уже началось. Драматургия несложная: берутся более-менее известные фигуры (из партии власти в широком смысле этого слова), находится точка пересечения их интересов и прорабатывается возможный конфликт.

Борьба, интриги, конкуренция

Прокурор Крыма Наталья Поклонская известна: она любит делать громкие политические заявления – например, о незаконности отречения Николая Второго, играет на рояле. Может она быть депутатом? А почему бы и нет. И вот в газете «Известия» появляется заметка о том, что Поклонская рассматривается «Единой Россией» в качестве кандидата. Интрига – уйдет прокурор в Госдуму, кто же тогда будет бороться с бандеровским подпольем в Крыму (а Владимир Путин уже предупредил, что враги будут дестабилизировать там ситуацию)? По соцсетям идут озадаченные посты: значит, кому-то прокурор помешала, раз ее убирают с передовой. Единороссы возражают: о каком выдвижении может идти речь, до старта кампании еще несколько месяцев, – но кто же им верит. 

Вторая серия. За соратницу заступается глава Крыма Сергей Аксенов: «Наталья Владимировна – уникальный представитель крымских правоохранительных органов. Это человек, который, на мой взгляд, еще должен поработать на республику».

Третья серия. Секретарь «Единой России» Сергей Неверов, несмотря на недавние опровержения коллег, допустил, что Поклонскую партия выдвинет; во всяком случае, та поучаствует в единороссовских праймериз. Для Сергея Аксенова у партийца тоже нашлись слова – не самые добрые и приветливые. «Что касается заявления моего товарища Сергея Аксенова, понять его я могу, но поддержать вряд ли. Если человек вырос настолько, что может оказывать помощь стране, зачем его удерживать? Это недальновидная позиция», – высказался Неверов. Конфликт почти кинематографический. Властные, статусные мужчины не поделили роковую женщину. 

Эксперимент, судя по последующим событиям, был признан удачным – у сериала вышло продолжение: «Поклонская – комитет». У роковой женщины нашлась соперница – глава Комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая. Или, наоборот, у заслуженной Яровой появился конкурент за руководящий пост – молодая и амбициозная прокурорша, которая еще и на рояле может. Вести о соперничестве также прошли на ура: пусть даже их опубликовала газета «Известия», зато ее процитировали все российские информагентства. 

СМС-голосование

Суть этих «конфликтов» показывает эволюцию имитирования конкуренции. Раньше администрация президента действительно расписывала политические роли и границы. «Родину» создавали как умеренно националистический проект, «Справедливую Россию» как умеренно социалистический. Главным качеством была умеренность; стоило партии выйти из заготовленной для нее роли – быстро следовали санкции. 

«Родина» начала набирать больший рейтинг, чем предполагалось, в том числе за счет усиления национальной риторики. С 2005 по 2006 год (перед выборами в Госдуму 2007 года) партию стали снимать с региональных кампаний. В Республике Алтай родинцы удержались и показали второй результат после «Единой России». В 2006 году партию распустили.

Из умеренной роли в 2011 году попыталась выйти «Справедливая Россия» – дружила с несистемной оппозицией, говорила о «партии жуликов и воров». Меньше чем через год любую инициативу Кремля справороссы поддерживали.

Спектакль тогда хоть и был спектаклем, но спектаклем политическим. Сейчас это просто стало мелодрамой. Драматургия взята из мыльной оперы или реалити-шоу. Чистая или даже с примесями политика сейчас не нужна – пусть мужчины «борются» за дам, а те «соперничают» между собой. Пригодятся и фрики типа лидера «Ночных волков» Александра Залдостанова – такие персонажи тоже всегда интересны и желанны на ток-шоу.

Конфликты выдуманы от начала и до конца: пост главы думского комитета, скорее всего, достанется какому-нибудь вышедшему на пенсию почетному силовику. От личного мнения Неверова и Аксенова дальнейшие пути карьеры Поклонской никак не зависят, и оба это прекрасно знают. Но почему-то в эту мыльную оперу все играют и играть до выборов явно будут.

Системные партии (и парламентские, и непарламентские типа «Родины») слились в одну массу: все обращаются к Путину как к арбитру, все за Крым, за высокие зарплаты и пенсии, против высокой платы за капремонт и вредных западных продуктов. Все примерно одинаковые – смысл выборов теряется, а значит, на них незачем идти. Однако голосование в Госдуму должно показывать неплохую явку, которая без противостояния и соперничества невозможна. Поэтому политическую конкуренцию переводят в плоскость мыльных опер и риалити-шоу: интересно, кто окажется сильнее, удачливее и настойчивее. Участников можно и поддержать голосованием за них – голосуют же телезрители за героев передач.

Задумка может успешно дотянуть и до выборов. С одной стороны, со стратегией в администрации президента в последнее время явно плохо: горит еда, рубль пробивает хрупкое дно, но президент спускается к надежному крымскому дну на батискафе. С другой – в девяностые люди находили отдушину в сериальной жизни: больше накала, и Наталья Поклонская становится любимицей каждой семьи. Как не проголосуешь, если ее может обидеть злобная Яровая?

Андрей Перцев

Источник: carnegie.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий