Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова ответила на вопросы посетителей страницы Русской службы Би-би-си в “Фейсбуке”.
Приводим часть вопросов и ответов, поступивших на сайт (оригинальная орфография и пунктуация сохранена).
Carlos Lustosa Filho, Бразилия: Как долго Россия сможет справляться с изоляцией со стороны Запада? Могут ли другие страны БРИК, в частности Бразилия, помочь преодолеть эту изоляцию?
М.З.: В вашем вопросе содержится очень серьезное противоречие: либо “изоляция”, либо “со стороны Запада”. Если мы говорим про изоляцию, то ее нет, так как Россия активно развивает отношения с многими странами мира. Взаимодействие со странами БРИКС яркий тому пример. То, что мы видим сейчас, это давление Запада на Россию, а не изоляция России.
Victor Dos Santos, Бразилия: Грозит ли нам “новая холодная война” между НАТО с одной стороны и Россией и Китаем с другой?
М.З.: Это было бы катастрофой. Ведь мир нуждается в решении по-настоящему экстренных вопросов и проблем: терроризм, эпидемии, беженцы и многое другое. У нас нет времени на новые “холодные войны”.
Sergey Alexandrov: Чем Вы объясните провалы России за последние 2 года: превращение Украины из нейтрального государства в враждебное, срыв постройки трубопроводов через Болгари, Турцию а так же невозможность реализовать Северный поток-2; практическое поражение Башара Асада; неумение предотвратить санкции; бессмысленная кровавая бойня на Донбасе? Доколе дилетанты и коррупционеры будут руководить РФ?
М.З.: 1. Проблема Украины – полная потеря ею суверенитета. Хотя, наверное, это лишь следствие. А основная проблема в том, что за всю её новейшую историю ею руководили люди, которые реализовывали не национальные интересы своей страны, а руководствовались интересами зарубежных игроков. Думаю, что нужно говорить не о том, что Украина стала “враждебным” государством, а о том, что ее политики проводят враждебный курс в отношении собственного населения. Ведь гражданское противостояние на Донбассе и развязывание гражданской войны – следствие катастрофической политики людей, захвативших в Киеве власть в 2014 году.
2. То, что Вы называете “срывом постройки трубопроводов”, является следствием политики Брюсселя, а не Москвы.
3. Что касается Сирии, то за политику Москвы уж точно краснеть не приходится. Она была последовательной, логичной и открытой: недопустимость “смены неугодных режимов”, понимание неизбежности нарастания террористической угрозы в регионе из-за действий различных коалиций в обход СБ ООН, оказание помощи Дамаску в борьбе с террористами.
4. С коррупцией надо бороться – согласна на все 100.
Здравствуйте. Меня зовут Улф. Я из Норвегии и изучаю русский язык. Какие системы безопасности будут работать в России в будущем? Причина, по которой я спрашиваю, состоит в том, что Россия более одного раза объявила, что она против расширения НАТО, но я все еще не уверен, что подойдёт для России? Спасибо.
М.З.: Ответ очень простой – система коллективной безопасности. На практике это должно выглядеть так: ни одно государство (или группа государств) не должно обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других.
Дана Новосад: При подписании Будапештского меморандума Россия выступала гарантом целостности и неделимости суверенного государства Украины. А как получилось, что та же Россия и напала на мое государство? Хочу услышать полный исчерпывающий и правдивый ответ. Спасибо.
М.З.: Если ваше государство Украина, то вам следовало бы задать вопрос самому себе: как получилось так, что дважды в новейшей истории президента вашего государства отстраняли от власти под давлением зарубежных государств? Разрушение государства изнутри пострашнее любого вторжения, включая и мнимого. Потому что вторжения можно и нужно отражать, а вот заставить свой народ не покидать Украину (в ряде случаев вместе с территорией) невозможно, это можно сделать только а) проводя политику национальных (а не чужих интересов); б) соблюдая права даже самых малочисленных народов (не говоря уже о тех, которые составляют практически половину населения); в) любя свой народ, а не давя его танками.
Ирина Кадзова: Мне интересно услышать ответ на следующие вопросы: “На какой должности видит себя М. Захарова в МИДе лет через 10-15?” и еще – “Какая из стран ей больше всего по душе и почему?”
М.З.: Так далеко не заглядываю. Мне бы сейчас с нынешней справиться )) Была во многих странах, долго жила в Китае, работала в США. Любимых стран нет. Есть города, в которых мне нравится бывать. Их очень много. Например, Пекин (там прошло мое детство), Нью-Йорк (там много друзей), Рим (там оооочень красиво) и т.д.
Nigora Shamansurova: Как вы пришли в МИД РФ? Есть ли возможность молодым кадрам туда попасть?
М.З.: Я закончила МГИМО, причем с красным дипломом. Подала документы в министерство. К сожалению, не получилось попасть на работу на азиатское направление (в институте учила китайский). Но меня пригласили на работу в пресс-службу. Чтобы работать в МИД России, нужно владеть двумя иностранными языками – это обязательное требование.
Yuri Kogan: Может ли дипломат врать?
М.З.: Это извечный вопрос дипломатии: как, сохраняя конфиденциальность и ведя переговоры за закрытыми дверями, быть честным с широкой аудиторией. Безусловно, дипломаты не могут говорить всё, о чём они знают, – ведь есть такие понятия как секретность. В то же время, даже используя дипломатичные формулировки, нельзя врать. Ведь правда всё равно всплывет. Пример – пробирки Колина Пауэлла, которые он показывал в СБ ООН, агитируя бомбить Ирак. Нужно находить убедительные, но при этом честные аргументы.
Ринат Жахин: Считаете ли вы присоединение Крыма к Российской Федерации прецедентом в международном праве? Если нет, то ваше мнение о гипотетическом присоединение части Дальнего Востока к территории другого, соседнего государства, через референдум жителей Дальнего Востока…
М.З.: Я считаю, что воссоединение Крыма с Россией максимально приближено к международному праву, если мы говорим о прецедентах. Народ Крыма много лет боролся за свои права, которые должны были гарантироваться Киевом на основе международного права, но которые нарушались. Неоднократно в новейшей истории крымчане ставили вопрос о проведении референдума о своей судьбе. После того, как дважды за последние 10 лет законно избранная власть на Украине была свергнута под давлением западных стран и силовым путем (первый и второй майданы), крымчане осознали, что у них отсутствует возможность реализовать свои законные права демократическим путем в составе Украины. Они провели референдум, за которым наблюдало рекордное количество представителей мировых СМИ. Волеизъявление народа Крыма и есть главный аргумент в защиту легитимности этого решения.
Sergei Gyshchin: Почему с Россией не хотят дружить успешные страны Западной Европы и США…. почему Россия идёт на конфронтацию , ведь во всем мире одни ценности….
М.З.: Не путайте “страны” с “руководством стран”. То , что сейчас происходит, – это какое-то насильственное распространение антагонизма и русофобии. Но идет это не от людей, а от ряда политиков. Зачем они это делают? Наверное, причин много. Но главная – от глупости.
Alena Musatova: Добрый вечер! 1. В контексте современного социально-политического кризиса и увеличении вооруженных конфликтов, какие Вы видите меры для стабилизации мироустройства? Какие институты могут и должны обеспечивать интересы мирового сообщества по предотвращению возможной конфронтации? 2. Как вы оцениваете перспективы создания Большой Европы от Лиссабона до Владивостока на фоне украинского кризиса? Спасибо.
М.З.: Думаю, украинский кризис, а также ситуация с массовым исходом беженцев из БВСА [Ближний Восток и Средняя Азия] в Европу как раз и должны подвести всех к мысли о безальтернативности идеи Большой Европы, без деления на “безопасные зоны” за счет уменьшения безопасности других.
Anna Gribko: Вопрос: возможно ли, в случае проведения референдума в ДНР и ЛНР присоединение этих территории к РФ в случае если граждане этих республик решат, что Россия им роднее и ближе?
М.З.: Россия, как и весь мир, исходит из безальтернативности Минских договоренностей. А в них четко сказано, что Донецк и Луганск – часть Украины. Под этими документами стоят подписи представителей ДНР и ЛНР. Давайте не будем фантазировать, а займемся выполнением этого документа.
Olga Smirnova: Вы входите в оргкомитет по подготовке Евразийского женского форума (пройдет 24-25 сентября 2015 г. в Санкт-Петербурге). Можно прокомментировать, чем будет полезен форум, кроме как “поговорить, обсудить”? Это что-то типа “еще одной тусовки, приуроченной к 8 марта” или появятся какие-то решения и документы, которые окажут существенное влияние на жизнь парламентариев, внесения изменения в законы. Что ждете от форума лично Вы?
М.З.: Вы работаете? Если да, то просто задумайтесь: ведь еще несколько десятков лет назад женщины и представить себе не могли, что, например, смогут на равных с мужчинами работать, получать такую же зарплату, пользоваться одинаковыми правами. Все это сделали за нас наши предшественницы. И очень важно все это не растерять. Важно напоминать миру о наших правах, о тех достижениях, которых мы с вами добиваемся, о том, что без нашего вклада мир был бы иным. Для меня это особенно важно, ведь я закончила ВУЗ, который традиционно считался мужским. Да и в МИДе еще лет 30 назад женщины работали исключительно на технических должностях. No pasaran!
Петро Цыбулько: Верит ли Мария в карму?
М.З.: Мария православная )
Источник: bbc.com