Российская агрессия на Востоке Украины является элементом амбициозного плана Кремля по восстановлению надгосударственного могущества СССР, отошедшего в небытие вместе с Холодной войной и самим «нерушимым Союзом».
Расчет делается не только на восстановление контроля над Киевом, но и на недопущение дальнейшего распространения влияния «врага №1» современной российской неоимперии – Вашингтона и его европейских союзников. Соединенным Штатам, оказывается, в Европе мало одного НАТО – их планы включают, по словам спикера Госдумы России Сергея Нарышкина, «получить в зону своего влияния весь континент».
Искусственно созданный и внедренный извне украинский кризис – часть большого и древнего плана США оттеснить Россию с ее традиционного геополитического и торгово-экономического пространства и занять ее место
Сергей Нарышкин
Разумеется, эта зловещая схема включает в себя и Украину – Нарышкин заявил, что «искусственно созданный и внедренный извне украинский кризис – часть большого и древнего плана США оттеснить Россию с ее традиционного геополитического и торгово-экономического пространства и занять ее место». Под «традиционным пространством» подразумевается та часть Восточной Европы, которая когда-то находилась под властью Москвы.
Такое искаженное видение современного миропорядка, построенное на руинах российских геополитических проектов, провал которых объясняется не объективной неспособностью Кремля конкурировать с мощными международными игроками, а умышленными подрывными действиями многочисленных западных «врагов», не является для постсоветской России чем-то новым.
Геополитика войны
Апологеты видения развала СССР как «крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века», такие как писатель и философ С. Переслегин, вице-президент Российской коллегии военных экспертов, генерал-майор А. Владимиров, первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук К. Сивков и другие, еще со второй половины 2000-х годов начали предоставлять идеям «русского реванша» экспертную поддержку. Обвиняя США в том, что это «единственное государство, которое начинает и ведет современные войны», все они пришли к единому выводу – инструментом выхода из современного геополитического кризиса «тотального господства» Вашингтона является военная конфронтация, вплоть до применения ядерного оружия.
Пользуясь таким воинственным стилем, Москва взялась за дело – даже несмотря на традиционную проблему технологической отсталости российских Вооруженных сил.
Ядерный шантаж
Дипломаты НАТО были поражены агрессивным обсуждением Москвой использования ядерного оружия
Дипломаты НАТО были поражены агрессивным обсуждением Москвой использования ядерного оружия. В России об этом говорят не только кадровые военные – сам президент время от времени прибегает к подобной риторике, требуя от ядерных сил страны «немедленного выполнения поставленных перед ними задач».
Однако «ядерные силы» – это не только боеприпасы, но и средства доставки. Недостаточно иметь многочисленный ядерный арсенал (в России пока в развернутом состоянии 3900 боеголовок) – нужно еще доставить его «адресату», ближнему или дальнему. И как раз с этим у Кремля очевидные проблемы.
Все, чем может похвастаться Россия на стратегическом уровне – это технологии середины ХХ века. Это касается как авиации («главный герой» большинства воздушных провокаций России – разработан еще в 50-х годах ХХ века турбовинтовой бомбардировщик Ту-95, который в мире современной сверхзвуковой авиации воспринимается скорее как анахронизм), так и ракетной техники (Россия до сих пор пользуется преимущественно жидкотопливными ракетами, в то время как Запад и США еще во второй половине прошлого века перешли на более надежные и безопасные твердотопливные).
На стратегическом уровне Москве нечего противопоставлять Вашингтону – в отличие от уровня тактического, где Кремлю еще есть чем гордиться
Поэтому на стратегическом уровне Москве нечего противопоставлять Вашингтону – в отличие от уровня тактического, где Кремлю еще есть чем гордиться.
Милитаризация Крыма и «Карибский кризис» в Европе
Технологическая отсталость Российской Федерации от развитых стран западного мира и США, в измерении геополитического противостояния заключается в почти полном отсутствии стратегических средств воздействия на противника. Рожденная еще во времена Хрущева, в свое время она вызвала Карибский кризис.
Решение советского руководства разместить на Кубе тактические боевые ракеты выглядело не совсем логичным – ведь в СССР были мощные стратегические средства доставки, способные поразить любую точку территории США. Официальная версия – Вашингтон разместил свои ракеты в Италии и Турции, поэтому Москва была вынуждена сделать «ход». Однако более логичным выглядит другое объяснение – Советскому Союзу было необходимо развернуть ракеты географически близко от территории США, чтобы компенсировать недостаток стратегических средств доставки.
Похоже, нынешнее руководство России идет проторенными путями – компенсируя стратегический уровень тактическим.
По словам генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, Североатлантический альянс серьезно обеспокоен милитаризацией Крыма. Само по себе увеличение численности военного контингента России на полуострове не несет какой-то определенной угрозы – в отличие от, например, модернизации военных аэродромов для базирования тактической авиации, способной нести ядерное оружие. Тем более, что руководство в лице директора департамента нераспространения и контроля над вооружениями российского МИД Н. Ульянова намекало на возможность размещения в Крыму ядерного оружия.
Этим объясняется милитаризация Крыма – географически приближенные к Европе тактические средства доставки ядерного оружия делают шантаж Кремля вполне реалистичным
Этим объясняется милитаризация Крыма – географически приближенные к Европе тактические средства доставки ядерного оружия делают шантаж Кремля вполне реалистичным.
«Ядерный» Крым меняет конфигурацию и баланс сил в регионе и может стать для Европы тем, чем в свое время Карибский кризис стал для Соединенных Штатов.
Арктический фронт
Свои усилия на Юге Россия дублирует на Севере – параллельно с милитаризацией Крыма постепенно начинается «военное развитие» Арктики.
Россия уже развернула в регионе зенитные комплексы «Панцирь» и планирует усилить позиции истребительной авиацией.
Официально эти меры являются элементом «совершенствования военной организации» России и называются «укреплением зоны безопасности».
Такие действия Москвы уже вызвали жесткую реакцию отдельных северных государств, а также стимулировали проведение масштабных совместных военных учений Западных стран в регионе.
Украинский кризис 2013-2014 годов правящие элиты в Москве сочли шансом реализовать собственные геополитические амбиции
Украинский кризис 2013-2014 годов правящие элиты в Москве сочли шансом реализовать собственные геополитические амбиции, прикидываясь правителями сверхдержавы. От самого начала российской «гибридной» интервенции на Юг и Восток Украины, Кремль взял курс на восстановление двухполюсного противостояния с США.
Для того чтобы удачно сыграть сверхдержаву, России надо опередить последствия жесткой экономической и политической блокады. Удастся ли это нынешнему руководству России, учитывая его деструктивный политический курс – вопрос риторический.
Тарас Жовтенко
Источник: ru.krymr.com