Несколько дней назад стартовал новый политический сезон. Что ждёт страну и всех нас в ближайшем политическом году?
ГОЛОВНАЯ БОЛЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА КРЕМЛЯ
В 2016 году Российская Федерация вступает в большой избирательный цикл 2016 – 2018 годов. Без сомнений, успешное (с точки зрения режима) проведение парламентских и президентских избирательных компаний, станет определяющим фактором всей политики Кремля (как внутренней, так и внешней) на ближайшие два года. Общая ситуация, с которой страна подошла к новому политическому сезону, иначе как кризисной не назовёшь. Экспертные прогнозы о продолжении падения цен на нефть и долгосрочности данного тренда оправдываются. При сохранении нынешних тенденций ожидания цены барреля нефти марки Brent на уровне 40, (а то и 30) долларов США, к концу 2015 – началу 2016 годов, с валютным курсом от 80 рублей за доллар (и выше), выглядят вполне обоснованными. Учитывая, что дефицит бюджета в 2015 году (при средневзвешенной цене нефти на уровне выше 60 долларов за баррель) составил порядка 2,7 триллионов рублей, можно уверенно говорить о бюджетном дефиците от 5-6 триллионов рублей в 2016 году. Уже сейчас понятно, что крупнейшие государственные корпорации закроют 2015 год с убытками. Принимая во внимание, что мелкий и средний бизнес в РФ даёт не более 20% ВВП, найти новые точки роста российской экономики в наступающем году Кремлю вряд ли удастся.
Продолжающийся рост инфляции потребует соответствующих индексаций пенсий и других социальных выплат, выполнить которые, с учётом происходящего в экономике, будет весьма непросто. К тому же, при нынешних темпах расходов, имеющихся у РФ резервов хватит, максимум, на год-полтора. Помимо падения цен на углеводороды, продолжится процесс сокращения экспортных поставок российских нефти и газа, в первую очередь, на европейские рынки энергоносителей. (Так, на протяжении последних двух лет объёмы поставок «Газпромом» природного газа в Европу сокращались, в среднем, на 8-10 % в год). Продолжающиеся структурные изменения на международном рынке углеводородов, вызванные сланцевой революцией, появлением новых игроков (таких как США или Иран), рыночной стратегией Саудовской Аравии, действиями Вашингтона и евробюрократов, а также увеличивающимися диспропорциями спроса и предложения, обусловят дальнейшее сокращение доли российский компаний на данном рынке.
На ухудшение общей экономической ситуации, безусловно, будут играть введённые в отношении России и непрерывно расширяющиеся западные санкции. Соответственно, новый политический год ознаменуется ухудшением социально-экономической ситуации в стране, дальнейшим падением уровня жизни населения, сокращением числа мелких и средних предприятий, ростом безработицы. Стремительное падение экономики приведёт к резкому сокращению возможностей Кремля в поддержании лояльности электората за счёт широкомасштабных финансовых вливаний, что, в свою очередь, скажется на алгоритмах действий всех системных игроков российской политической сцены в новом политическом году.
Тем более, что все признаки серьёзной подготовки сторон к предстоящим политическим баталиям налицо. Антикремлёвские центры за рубежом уже созданы либо активно достраиваются (Ходорковский и Ко в Швейцарии, Саакашвили и Ко в Одессе, а также различные структуры в Киеве, Варшаве, Праге, Таллине, Лондоне и др. местах). Не удивлюсь, если одной из причин недавней «разморозки» проекта украинского правительства в изгнании (азаровского КСУ), стала реакция Кремля на утечки о скором старте на Западе аналогичного проекта, но уже в отношении России. Не исключаю, что за рубежом возникнет не один, а сразу несколько центров силы, готовых заявить свои претензии на власть в случае победы российского «майдана».
Гипотезу о возможности скорого создания правительства РФ в изгнании (как и приближение новой волны системных атак на Кремль) косвенно подтверждает начавшийся в последнее время «исход» на Запад т.н. «либеральных» журналистов (А.Васильев, уехал к Ходорковскому в Швейцарию, М.Гайдар к Саакашвили в Одессу, Т.Дзятко ушел к Фирташу на «Интер», Т. Олевский перебрался в Прагу на «Свободу», А. Муджабаев работает в Киеве. И это малая часть списка). Убеждён, что этот «исход» является ничем иным, как рекрутингом в упомянутые антикремлёвские центры силы, а не вынужденным бегством от “кровавого режима».
Не сидят сложа руки «вожди» т.н. российской несистемной оппозиции и в самой РФ. Включение уже летом 2015 г. различных деятелей в предвыборную гонку на региональном и местном уровне, на мой взгляд, демонстрирует стремление «болотной оппозиции» к реализации двух основных целей. Первая (или программа минимум) – поднять вокруг своего участия в выборах максимальный информационный шум (как в стране, так и за рубежом), тем самым «разогреть» ситуацию к началу думской предвыборной кампании. Вторая (программа максимум) – пройти во власть в регионах и на местах. И если с первой задачей всё более или менее понятно, то вторая требует некоторых пояснений. Всё дело в том, что требования т.н. «мирного протеста», приобретают совсем иной вес, (если угодно, легитимируются), тогда, когда к «мирному протесту», наряду с простыми гражданами, присоединяются законно избранные представители власти, особенно власти представительной. Это важнейший элемент любого «цветного» переворота, дающий западным «партнёрам» повод для признания и поддержки «протестующих» с их требованиями с одной стороны, и оказания прямого давления на свергаемую власть, с другой.
Страх перед угрозой цветного переворота (и его технологиями) косвенно подтверждает поведение режима в ходе избирательных компаний текущего года. Весьма примечательно, что к выборам 13 сентября 2015 года властью массово не допускались не только т.н. «либералы» (типа РПР-ПАРНАС), но и вполне пропутинские «патриоты» из той же «Родины». Подобное поведение демонстрирует явное нежелание Кремля допустить во власть представителей любых политических сил, которые могут (пусть даже гипотетически) принять участие в российском «майдане». Кроме этого, режимом посылается чёткий сигнал о том, что выборная активность пропутински настроенных кандидатов должна канализироваться либо через ОНФ либо Единую Россию. Доказательством того, что власть боится использования грядущих избирательных компаний (на фоне углубляющегося экономического кризиса) для раскрутки российского «майдана», является решение о переносе думских выборов с декабря на сентябрь 2016 г.
Еще одним важным сигналом является известие о том, что список Единой России на предстоящих парламентских выборах вновь возглавит Д. Медведев. Данное известие, вкупе со всем вышеизложенным, даёт основания предполагать, что в период большого выборного цикла 2016 – 2018 годов, который будет сопровождаться глубоким экономическим кризисом и значительным усилением политической борьбы, Кремль не пойдёт на серьёзные ротации элит, а также изменения существующего внутриполитического статус-кво. Скорее всего, мы увидим попытку «заморозить» существующую ситуацию, что, на мой взгляд, есть признак слабости режима. Ибо удерживать власть и пытаться у власти удержаться, это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Продолжая тему «болотной оппозиции» можно добавить, что основной упор будет делаться ею на две наиболее острые для России проблемы – продолжающееся падение уровня жизни и коррупцию во власти. Недавние скандалы с зарубежными активами Шувалова, часами и яхтами Пескова или освобождением Васильевой лишнее тому подтверждение. Ну а ухудшающаяся экономическая конъюнктура только подольёт масла в огонь и будет играть на руку организаторам и сторонникам российского «майдана».
НА УКРАИНСКОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН
Что касается политики Кремля в отношении ДНР, ЛНР, а также украинского направления в целом, то, как я уже сказал, наступающий политический год (а если шире, то период с 2016 по 2018 годы) для Москвы будет обусловлен тремя главными обстоятельствами: думскими и президентскими выборами, углублением экономического кризиса и, как следствие, сужением свободы манёвра и ослаблением режима. Нелишним будет вспомнить о чемпионате мира по футболу, финальная часть которого должна пройти в России в июне – июле 2018 года и связанными с этим риски бойкота мундиале со стороны Запада. Думаю, что в этой ситуации, не стоит ждать от Кремля каких-либо активных (прорывных) действий/инициатив на украинском направлении. Скорее наоборот, со стороны Москвы мы увидим стремление к консервации и удержанию имеющегося статус-кво. Чего не стоит ждать от США и полностью подконтрольного им Киева. Попытки втянуть Кремль в полномасштабный конфликт на Украине, без сомнения, будут предприниматься со стороны США и впредь.
К сказанному можно добавить, что последние полтора года довольно ярко продемонстрировали отсутствие у Кремля единой консолидированной позиции по украинскому вопросу. Думаю, что вызвано это, прежде всего, наличием в высшем руководстве РФ нескольких, (иногда взаимоисключающих) позиций и, соответственно, центров принятия решений по Украине. Вместе с тем, в действиях Кремля на всём протяжении украинской смуты прослеживалась определённая логика, на которой хочется остановиться отдельно. Абсолютно убеждён, что в планы российского руководства не входило включение в РФ каких-либо украинских территорий, помимо Крыма. Получить на свою “шею” от 7 до 20-25 миллионов человек, которых нужно кормить, да ещё на фоне собственной падающей экономики, Кремль явно не хочет. Что в свою очередь, существенно снижает шансы на успех проекта большой Новороссии при нынешнем руководстве РФ. Это, во-первых.
Во-вторых, перед Россией как стояли, так и стоят геополитические и военно-стратегические задачи/вызовы. Прозападный и пронатовский курс нынешнего Киева грозит Москве в недалёком будущем получить натовские стратегические и обычные вооружения уже на территории Украины, что «обнулит» российскую ПРО, а также сделает беззащитными от военных угроз с Запада важнейшие военные, политические и административно-хозяйственные центры России. Значение Украины как причерноморского государства (даже после потери Киевом Крыма), в аспекте обеспечения безопасности России, также велико. В этом плане особое значение имеют морские порты Одесской области. Путинская РФ – страна с сырьевой экономикой, для которой газотранспортная (ГТС) и нефтетранспортная (НТС) системы Украины крайне важны. Напомню, что газотранспортная система Украины является второй в Европе и одной из крупнейших в мире. Пропускная способность на границе РФ с Украиной составляет 288 млрд м³ в год, на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией, Молдавией — 178,5 млрд м³ в год, в том числе со странами ЕС — 142,5 млрд м³ в год.
Российско-украинские газовые войны начались в 2005 году, после прихода к власти на Украине в результате оранжевой революции В. Ющенко. Не прекращаясь с тех пор, российско-украинское противостояние в газовой сфере за последние полтора года достигло своего пика. Однако, даже несмотря на обоюдные заявления о прекращения поставок и, соответственно, закупок газа, на газовом рынке Россия и Украина остаются крупными партнёрами. Не нужно забывать о том, что половина экспортированного по итогам 2014 года «Газпромом» в ЕС природного газа, была поставлена через ГТС Украины. На сегодняшний день у России существует три варианта поставок газа в Европу. Это украинская ГТС, а также газопроводы «Ямал – Европа» и «Северный поток». С учётом возникших у РФ в последнее время, проблем с полноценной эксплуатацией «Северного потока», а также возведением «Южного» и «Турецкого», (как альтернативных путей поставок газа в ЕС в обход Украины), необходимость в ГТС Украины у Российской Федерации сохраняется.
Важное значение для РФ сохраняет и НТС Украины, прежде всего украинский участок крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба».
Не стоит сбрасывать со счетов размер территории, географическое положение, размер населения, военный, а также военно-промышленный потенциал Украины. Украина сегодня – второе после РФ по размеру территории государство Европы, с населением, порядка, 35 миллионов человек, численностью армии до 250 000 человек и огромным, доставшимся в наследство от СССР, ВПК. Очевидно, что данные факты, вкупе с географическим положением, которое занимает Украина по отношению к РФ, делают движение Украины в сторону США и НАТО очень опасным для России с точки зрения геополитики. В свете указанных угроз, Кремлю логичнее включиться в игру за смену киевского режима с враждебного на лояльный (сохраняя целостность и внеблоковый статус Украины), нежели ввязываться в проект большой Новороссии, а следовательно, в раздел Украины между РФ и Западом (со всеми вытекающими).
Понятно, что наверху рассматриваются сразу несколько сценариев развития ситуации, однако убеждён – вариант со сменой политического режима в Киеве на прокремлёвский (с внеблоковым статусом и сохранением единства территории нынешней Украины) остаётся для Москвы приоритетным. В пользу данной версии свидетельствуют недавние заявления лидеров Комитета спасения Украины Н. Азарова и В. Олейника. Однако, как говорится, одного желания мало, и на что рассчитывает Москва, делая сегодня (во второй половине 2015 года) ставки на установление в Киеве прокремлёвского режима, не совсем понятно. Уверен, что США и Запад, при худшем для себя развитии ситуации на Украине, безусловно, пойдут на прямой её раздел. И судя по развитию истории с губернаторством Саакашвили в Одессе, наращиванием военного присутствия НАТО на границах, а также в самой Украине, геополитические противники Кремля к реализации такого плана уже готовы.
Повторюсь, в нынешней политической и экономической ситуации режим постарается избежать дальнейшего втягивания РФ в конфликт на Украине и связанных с этим рисков. Однако, в случае обострения ситуации, (как вариант, грубых провокаций со стороны Вашингтона и Киева), не исключаю возможность резкой эскалации конфликта, итогом которого станет неминуемый раздел Вашингтоном и Москвой нынешней Украины. Насколько готова РФ выдержать связанные с подобным развитием ситуации политические и социально-экономические нагрузки пока не понято. Однако, ясно другое, что при реализации указанного сценария об Украине как отдельном государстве можно будет забыть навсегда.
ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ И НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЕЗОН
Прежде чем перейти к антироссийской политике США и их союзников, обозначу один важный тезис. Извиняюсь за пафос, но я абсолютно убеждён, что третья мировая война уже давно идёт. Точкой отсчёта стало нападение США и НАТО на Югославию (я оцениваю природу всего югославского конфликта именно так). Набор средств и методов ведения третьей мировой войны, безусловно, отличается от предыдущих глобальных войн, что объясняется, прежде всего, наличием у главных противоборствующих сторон оружия массового поражения. Но саму войну, её причины, а также геополитические, национальные, социально-экономические и прочие последствия, это ни в коей мере не отменяет. Поэтому, вся логика действий США и их союзников по отношению к России будет продиктована ведущейся западом против России глобальной войной. Убеждён, что конечной целью данного противостояния (помимо свержения нынешнего политического режима), является окончательная утрата Россией своего суверенитета, уничтожение российской армии и ВПК, а также территориальный раздел РФ.
В этой связи, давление на Россию и Кремль со стороны США и их союзников в течении наступающего политического года будет не только сохраняться, но и возрастать. Основные усилия наших заклятых «друзей», на мой взгляд, будут направлены на:
– углубление раскола российских элит, формирование внутри части элиты (на базе антипутинской «фракции») ядра будущего госпереворота, а также дальнейшее давление на всю элиту в целом, с целью роста в её рядах числа потенциальных предателей Кремля;
– провоцирование дальнейшего ухудшения социально-экономической ситуации в РФ, с последующим переходом в полномасштабный общественно-политический кризис;
– использование избирательной кампании 2016 года (на фоне усиливающихся социально-экономических проблем) для роста «протестных» настроений, провоцирование «протестной» уличной активности, с целью её перехода в фазу полномасштабного российского «майдана»;
– создание по периметру границ РФ, а также в зоне жизненно важных интересов, новых очагов напряженности, вооружённых конфликтов, а также эскалацию противостояния в уже имеющихся;
– провоцирование/поддержку внутри РФ разного рода сепаратистских и террористических сил (течений/структур), провоцирование конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве;
– дальнейшую международную изоляцию РФ, дискредитацию её высшего военно-политического руководства на международной арене, стремление признать РФ (с международно-правовой точки зрения) государством-агрессором.
Из всего перечисленного, наибольшую угрозу для режима, на мой взгляд, несёт положение дел с российскими «элитами». Это, пожалуй, самое уязвимое звено нынешней власти. В том, что раскол российских «элит» существует, лично у меня нет никаких сомнений. Достаточно вспомнить недавние пассажи экс-министра финансов Кудрина о необходимости досрочных президентских выборов, а также Перестройки 2.0, или заявления господина Грефа о безнадёжности российской системы управления. Непоследовательная, противоречивая политика Кремля в отношении ДНР и ДНР, также свидетельствует об отсутствии внутриэлитного консенсуса. Весной 2014, когда противостояние Кремля и Запада только набирало обороты, просвещённая публика заговорила о неизбежности национализации российских элит. От этого, дескать, зависят национальные интересы и безопасность, и что не могут быть надёжной опорой политическому режиму и государству высокопоставленные чиновники, семьи и активы которых находятся на территории врага. Заговорили о том, что и сам Кремль дал своим чиновникам соответствующую команду по поводу западных активов.
И вот минул год. За это время противостояние с Западом только нарастало. Однако, принципиального перелома в деле национализации российских «элит» и их активов, к сожалению, так и не произошло. Напротив, мы столкнулись с тем, что за последнее время отдельные представители «элиты» не только оставили свои зарубежные активы за собой и своими семьями, но и предприняли юридические шаги по их окончательной легализации, произведя в казну врагов России баснословные налоговые выплаты. Как здесь не вспомнить фразу из недавнего интервью М. Ходорковского: «Многие чиновники на верхних этажах занимаются так называемым хеджированием – готовят запасные аэродромы. Они ведь понимают, что произойти в нашей стране может всякое». И это очень тревожный для Кремля сигнал. Если с теми, кто уже «договорился» (как им кажется) с Западом всё понятно, то всех остальных Запад будет либо перетягивать на свою сторону, либо стараться нейтрализовать. Убеждён, что не уличный протест, а прямое предательство «элит» решит судьбу нынешнего власти (тем более, что украинский пример только подтверждает этот тезис).
К сказанному хочу добавить несколько слов о западных санкциях, вернее их мультипликативном эффекте. К примеру, среди компаний, на которые наложены санкции, есть и “Рособоронэкспорт” – продавец российских вооружений. Действие указанного мультипликативного эффекта заключается в том, что любая страна и компания, которые попытаются торговать с “Рособоронэкспортом”, покупая его продукцию или продавая ему свою, могут попасть под американские санкции. А это, согласитесь, важнее чем запрет “Рособоронэкспорту” на получение из США продукции военного или двойного назначения. В аналогичном положении находятся и другие крупные высокотехнологические (и не только) российские компании и их многочисленные зарубежные партнёры и клиенты. Не сомневаюсь, что список попавших под санкции компаний будет расширяться и в наступившем сезоне, со всеми вытекающими из этого последствиями для ВПК и других отраслей российской промышленности.
Наступающий сезон будет ознаменован дальнейшим ухудшением российско-американских отношений и вызвано это будет не только конфликтом на Украине. Предстоящее опубликование итогов расследования причин катастрофы рейса МН117 Malaysia Airlines, продолжение истории с инициативой создания международного трибунала по сбитому Боингу, принудительные взыскания по иску акционеров ЮКОСа станут основными драйверами указанного процесса. В паре РФ-США, Кремль будет занимать пассивное положение, всё глубже уходя в глухую (и скорее всего малоэффективную) оборону. Соответственно, инициатива будет находиться в руках Вашингтона. На международной арене ключевыми событиями сезона, на мой взгляд, станут экономические проблемы Китая, война в Сирии с дальнейшим закатом режима Б.Асада, Исламское государство и раскрутка «большой игры» на Ближнем Востоке, проблема мигрантов из стран третьего мира в Европе.
ПЕРЕД БУРЕЙ ИЛИ ПАРА СЛОВ О РУССКОМ ДВИЖЕНИИ
В опубликованном в июле 2015 года центром «Сова» докладе говорится, что: «Русские националисты, вне зависимости от отношения к политическому режиму, все более систематически занимаются организацией боевой подготовки. Порой это прямо связано с отправкой добровольцев на украинские фронты, но, несомненно, подготовка нацелена в первую очередь на будущее внутриполитическое применение».
Полагаю, что внимание многих участников русского движения, (вне зависимости от их позиции по украинскому вопросу), в наступившем сезоне будет все больше и больше переключаться с Донбасса и Украины на внутрироссийские проблемы. В меньшей степени это будет вызвано разочарованием и дальнейшей «деромантизацией» как «Майдана», так и «Новороссии», а также общей усталостью от войны, в большей – усиливающейся в самой России политической борьбой. Расколовшись в 2014 году, русское движение поделилось на три большие части. Первая – находящиеся в оппозиции к российской власти сторонники Новороссии. Вторая – охранители и лояльные Кремлю сторонники Новороссии. Третья – оппозиционные режиму союзники Киева. В целом, подобное деление движения сохранится и в новом политическом сезоне.
Каждая из указанных групп внутри себя разделена как по принципу исповедуемых взглядов и идеологий, так и по степени радикализма её участников. Наиболее радикальные представители всех трёх групп с самого начала принимают активное участие в конфликте на Донбассе. Учитывая упомянутые выше усталость от войны и обострение политической борьбы в России, следует ожидать оттока части добровольцев с фронта и включение их во внутрироссийские процессы. Что касается отношения власти к русскому движению, оно будет одинаково подозрительным ко всем трём группам, вне зависимости от их позиции по Украине или предполагаемой позиции (стороны) в надвигающемся российском «майдане». Подразделениями ЦПЭ МВД и ФСБ РФ будут одинаково активно разрабатываться либо сопровождаться (в оперативно-розыскном плане) лидеры и активисты всех упомянутых групп.
Анализируя тенденции 2014 – 2015 годов, могу предположить, что давление со стороны государства на участников русского движения и их организации в новом сезоне будет закономерно усиливаться. В этой связи, любые серьёзные попытки организационного переформатирования движения будут активно пресекаться, а, следовательно, ждать значимых организационных изменений в русском движении в ближайшие полгода – год, при нынешнем развитии ситуации, не стоит. В складывающейся обстановке, перегруппировка сил в движении и подготовка к грядущим событиям будут вестись с учётом существующего в движении раскола, а также, преимущественно, в тех же формах, что и на протяжении 2014 – 2015 годов.
По мере усиления внешнеполитического давления на Кремль следует ожидать дальнейших заимствований властью у русского движения отдельных идеологем и политических установок/аргументов. Учитывая явную неготовность режима к серьёзным внутриэлитным перестановкам, а также общую тенденцию на «заморозку» существующего в РФ внутриполитического статус-кво, ожидать включения представителей русского движения в российскую политическую элиту, а равно доступа к участию в реальной политике в новом политическом сезоне не стоит.
Из всего вышесказанного следует, что возникновение по-настоящему массовых русских организаций, равно как и участие русского движения в реальной политике откладывается до того исторического момента, который так пугает нынешний политический режим…
Андрей Разумовский
Источник: ari.ru