Это будет первая иностранная компания, локализовавшая шасси по полному циклу производства – на проект может понадобиться €100-150 млн.
В России появится третий завод Volkswagen Group, который займется выпуском модульного шасси MQB для местных моделей немецкого концерна. Об этом «Известиям» рассказал источник в правительстве со ссылкой на руководство российского подразделения Volkswagen. Среди иностранных компаний пока еще никто не реализовал локализацию шасси в полной мере. Этот шаг – вынужденная мера из-за падения рубля, и расширение производства прежде всего поможет экспорту Volkswagen из России на внешние рынки.
– Новый проект, который затевает Volkswagen, – производство платформы MQB, которую они хотят запустить здесь [на российском заводе Volkswagen в Калуге]. Это единая модульная платформа, которая позволяет, с одной стороны, максимально унифицировать ее производство, с другой стороны, позволяет гибко решать сложные технические вопросы, – рассказал «Известиям» источник в правительстве.
Модульная платформа MQB (Modularer Querbaukaste – «модульная поперечная матрица») впервые была представлена в 2012 году на новом поколении Audi A3. Главная особенность MQB заключается в возможности легко комбинировать различные типы подвески, двигателя и кузова различных габаритов, не внося значительных изменений в конструкцию платформы под каждую новую модель. Достигается это за счет унификации таких параметров, как расположение передней оси относительно педального узла, место установки силового агрегата и его крепления к подрамнику, единые точки крепления навесного оборудования и т.д. Помимо прочего, модульная технология позволила существенно снизить себестоимость производства одного автомобиля, а скорость сборки увеличилась на 30%, так как на одном конвейере стало возможно собирать такие разноклассовые модели, как Passat и Polo.
Среди иностранных автокомпаний, производящих автомобили в России, 100-процентного производства шасси в нашей стране пока нет ни у кого. К примеру, для российских бюджетников Renault (их локализация выше, чем у других брендов, – 72%) на «АвтоВАЗе» производятся лишь подрамник и задняя балка, вся подвеска и детали рулевого механизма импортируются. Компания Mitsubishi локализовала в Нижнем Новгороде на ГАЗе производство рамы для внедорожника Mitsubishi Pajero Sport (сам автомобиль собирается крупноузловым методом на заводе «ПСМА Рус» в Калуге), однако ключевые элементы подвески, включая мосты, также импортируются.
Волатильность рубля и периодические спады и подъемы российского рынка вынуждают иностранцев углублять локализацию, подтверждает аналитик по автопрому «ВТБ-Капитал» Сергей Беспалов.
– Для иностранных концернов, которые давно тут работают и которые в своих затратах оперируют в иностранной валюте, в России резко подешевела рабочая сила, затраты на электроэнергию, местные комплектующие, налоги и пр. Разумеется, это обстоятельство открывает для них широкие производственные преимущества в России. Но поскольку потребление внутри страны сейчас невысокое, очевидно, что локализация шасси нужна Volkswagen в том числе для того, чтобы начать экспорт на внешние рынки, о чем они уже и заявили (izvestia.ru/news/590448), – говорит Беспалов.
По мнению аналитика, концерн VW, скорее всего, постарается обеспечить максимальную локализацию элементов шасси за счет производителей компонентов, уже работающих в России, таким образом удастся снизить затраты на будущий производственный процесс. На данный момент элементы шасси MQB производятся на европейских заводах Volkswagen и на совместном предприятии с китайской компанией FAW в Фошане (Китай). Кроме того, Volkswagen инвестировал в переоснастку части линий своего бразильского завода для производства этой платформы и модели Volkswagen Golf – суммарные затраты составили €170 млн. Сумма в районе €100-150 млн может понадобиться и на российское производство MQB.
Сейчас у Volkswagen Group в России работают два конвейера: собственный завод в Калуге и контрактная сборочная площадка на ГАЗе. В собственный завод концерн инвестировал порядка €570 млн, также в сентябре был запущен моторный завод, на возведение которого было израсходовано около €250 млн. До глубокого падения продаж в 2014 году немецкая корпорация называла Россию шестым рынком по значимости и объему, выше только Китай, США, Бразилия, Германия и Великобритания. Три года назад в стратегических планах Volkswagen Group на российском рынке было выйти на уровень продаж в 500 тыс. автомобилей в год. По данным Ассоциации европейского бизнеса в России, за январь-август 2015 года вся группа (Audi, Skoda, Volkswagen) реализовала в России 105 775 автомобилей (-39,1% к аналогичному периоду прошлого года), доля рынка – 10,1%.
Источник: izvestia.ru