По мнению Максима Шевченко, для 5–10 тыс. сирийских черкесов может найтись место в Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Краснодарском крае
Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) намерен обратиться к президенту страны Владимиру Путину с просьбой дать зеленый свет на прием сирийских беженцев в России. Об этом «Известиям» рассказал член СПЧ Максим Шевченко, подготовивший соответствующее письмо. В ближайшее время оно должно быть одобрено советом и направлено главе государства. Шевченко рассказал, что речь идет в первую очередь о сирийских черкесах, переселившихся с Кавказа еще в конце XIX века.
Шевченко пояснил, что сейчас беженцы сталкиваются с проблемами при попытках переселения: в российских регионах не хватает квот на прием иностранцев, а правоохранители видят в беженцах потенциальную угрозу.
— Центр противодействия экстремизму МВД считает, что это представляет угрозу. Хотя у этого народа высокий уровень гражданско-социальной ответственности. Переселиться очень трудно. Чтобы принять беженцев, нужна политическая воля, указание президента страны, — считает Шевченко.
Он отметил, что считает первоочередным переселение именно черкесов из-за того, что исторически они проживали в России.
— Это народ Кавказа, но многие были вынуждены уехать в конце XIX века из-за Кавказской войны. Это наши соотечественники, коренной народ Краснодарского края, Адыгеи. Если бы Россия официально признала их право на переселение, она бы закрыла страшные страницы Кавказской войны, — утверждает Шевченко.
Он предположил, что Россия могла бы принять 5–10 тыс. черкесов из 80 тыс. представителей этого народа, находящихся в Сирии.
— На Кавказе много свободных земель. Это в основном земли адыгов (самоназвание черкесов. — «Известия): Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Адыгея, Краснодарский край, — предполагает Шевченко места для поселений беженцев.
Он добавил, что сирийские черкесы — население сельское, и, соответственно, наплыва беженцев в столицу ожидать не стоит.
Заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев усомнился в том, что идея члена СПЧ достаточно взвешенна.
— Кто гарантирует, что среди них не будет радикально настроенных граждан, которые попытаются организовать «спящую мечеть»? Надо быть крайне аккуратными в этом вопросе, — говорит Евсеев.
Он также усомнился, что сирийские черкесы смогут прижиться на Кавказе.
— Сейчас их с Россией уже ничего не связывает, они давно оторваны, адаптации будет мешать языковой барьер. Если и поднимать вопрос о переселении сирийцев, то нужно вывозить русскоговорящее население, это порядка 10 тыс. человек, — считает Евсеев.
Он добавил, что наиболее привлекательными для арабских беженцев остаются Германия и Австрия благодаря высокому уровню жизни в этих странах.
Председатель комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина считает, что нужды в президентской директиве о приеме сирийских беженцев нет.
— У нас есть закон «О беженцах», и в общем порядке они могут обращаться, никто не ограничивает. В каких-то специальных действиях, открытии границы необходимости нет, — говорит Сутормина.
Отметим, в связи с боевыми действиями в ряде стран Ближнего Востока огромное число их жителей вынуждено искать спасение в Европе, куда они пытаются проникнуть всеми возможными способами. С начала 2015 года на территорию Евросоюза прибыло около 350 тыс. мигрантов, каждый день их ряды пополняются тысячами вновь прибывших. Еврокомиссия заявила, что нынешний миграционный кризис в мире является крупнейшим со времен Второй мировой войны. В пятницу верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш призвал государства — члены Евросоюза распределить по системе квот не менее 200 тыс. беженцев, находящихся ныне на территории Греции, Венгрии и Италии.
Глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский заявил, что Россия готова к приему беженцев из Сирии и Ливии, если они не нарушают законодательство. Он отметил, что интереса к России граждане этих стран практически не проявляют. С начала нынешнего года через Россию в Европу проследовали 182 сирийца.
— Те, кто обращается с просьбой, — их материалы рассматриваются, но считаю, что здесь необходимо учитывать, что для выходцев из Сирии исторически и с точки зрения большей диаспоры, большей интеграционности больше приемлемы страны Европы, а не Российская Федерация, — заявил Ромодановский.
Анна Ивушкина
Источник: izvestia.ru