“Русская Джульетта Мазина”

“Русская Джульетта Мазина”

К 85-летию со дня рождения знаменитой актрисы Надежды Румянцевой.

Фортуна была к ней благосклонна. Иначе не привела бы шуструю деревенскую девчонку в кино, не пригрела бы славой. А о ней Надя мечтала с детства, когда еще крутилась возле зеркала, изображая кинозвезд. Одноклассницы прозвали ее «артисткой», не подозревая даже, что невольно предугадывают ее дальнейшую судьбу…

Первую свою роль, жаль, нигде не запечатленную, она сыграла на экзаменах в студию при Центральном детском театре. «Мне было 17 лет, а принимали меня за четырнадцатилетнюю, – улыбаясь, объясняла потом Надежда Васильевна, почему она пошла именно туда. – Я знала о приеме в школу МХАТа, но там работали такие маститые актеры, как Тарасова, Грибов, Массальский… В Вахтанговском – сплошь стройные, длинные девушки. А Детский театр – мышка-норушка, терем-теремок… Это мое».

Но на экзамене ей почему-то вздумалось исполнить монолог Фамусова из «Горя от ума». Члены приемной комиссии, повидавшие всякое, – но не столь уморительное! – буквально падали от смеха, когда крохотная девчонка с лучистыми глазами, размахивая руками, оглушительно декламировала:

«Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя:

Мы, например, или покойник дядя…»

Когда Надежда, прочитав последние строки Грибоедова, сдернула с головы панаму и бросила ее оземь, преподаватели несколько минут приходили в себя – переглядываясь и вытирая слезы от смеха.

Но дружно решили, что явные комедийные способности абитуриентки следует развивать. Кстати, когда Румянцева, уже известная актриса, заходила в Детский театр, коллеги улыбались: «О, Фамусов пришел!»

Ей посчастливилось попасть под опеку блистательной Пыжовой, дамы из «бывших», выпускницы Института благородных девиц. Ольга Ивановна стала артисткой еще до революции и служила в Театре революции. Вынужденная прервать успешную карьеру из-за тяжелой болезни, она сосредоточилась на преподавании. Впрочем, сыграла еще две, правда, незначительные роли в кино.

К слову, Пыжова выпестовала таких звезд советского кино, как Нонна Мордюкова, Руфина Нифонтова, Вячеслав Тихонов, Леонид Куравлев, Любовь Соколова, Тамара Семина…

Надя начала учебу в студии при Центральном детском театре, потом перешла в ГИТИС, а окончила ВГИК, куда ушла Пыжова, позвав ее с собой. Да и потом их пути пересеклись – в Центральном детском театре, куда ее пригласила та же Ольга Ивановна.

В детском театре Румянцева исполняла небольшие роли, но юные зрители неизменно встречали бурными аплодисментами задорную артистку с озорной, зажигательной улыбкой, по виду чуть ли не их ровесницу.

Позже Надежда Васильевна признавалась, что «купалась в профессии».

Между прочим, внешность «молодила» ее еще долго. В картине «Алеша Птицын вырабатывает характер» Надя, которой было 22 года, играла пионерку, сестру главного героя. В другом фильме – «Морской охотник» она и вовсе исполнила роль… десятилетней девочки. А ей в ту пору шел двадцать пятый год! Вот такие чудеса природы и таланта.

Конечно, Румянцева, как и всякая дебютантка, мечтала о большой роли. Но как пробиться сквозь строй талантливейших коллег, коими в ту пору так богато было советское кино? Пришлось ограничиться рядовыми ролями и ждать своего часа.

К счастью, отыскался благодетель в лице директора «Мосфильма», знаменитого Ивана Пырьева. Он давно к ней приглядывался и даже распорядился снять фильм специально «под Румянцеву»…

Так, в 1959 году на экраны вышла комедия режиссера Юрия Чулюкина по сценарию Татьяны Сытиной «Неподдающиеся». И сегодня этот фильм, наивный, легкий, и такой добрый смотришь, не отрывая глаз от экрана. Смотришь на этих безалаберных, но симпатичных парней и на потрясающую, невообразимо обаятельную, острую на язычок девчонку Надю Берестову, которая изо всех сил старается вразумить недотеп, направить их на путь истинный… Фильм, казалось бы, устаревший – про какой-то завод, производственное соревнование, передовиков труда и отстающих – но почему-то такой родной по духу…

«Неподдающиеся» – это преддверие славы Надежды Румянцевой, фильм «Девчата», снятый по сценарию Бориса Бедного – ее вулкан, извержение.

И этот фильм снял Чулюкин, уже с другими актерами, и прежде всего, Николаем Рыбниковым. Он был ровесником Румянцевой, но снимался давно. Фильмы с его участием – «Весна на Заречной улице», «Высота», «Девушка без адреса» гремели на всю страну. Он стал настоящим любимцем публики.

Впрочем, Рыбников мог и не сыграть в «Девчатах». К тому времени он раздобрел, погрузнел, и Чулюкин предпочел было ему красавца-брюнета Вячеслава Шалевича. Однако Рыбникову роль бригадира лесорубов Ильи Ковригина показалась заманчивой, присущей его стати, а потому он не захотел ее упускать. Сильно похудел (сбросил чуть ли не двадцать килограммов), приосанился и бодро вошел на съемочную площадку.

Отношения Рыбникова и Румянцевой, сыгравшей роль веселой поварихи Тоси Кислицыной, не сложились с первых дней съемок. Он начал важничать, диктовать условия, она ерепениться.

«Приехал очень профессиональный, уверенный в себе актер, который к Наде никак не мог пристроиться, и они совершенно не подходили друг другу», – рассказывала исполнительница роли Анфисы Светлана Дружинина.

В общем, во время съемок оба «влюбленных» часто поругивались, хотя на действии это не отразилось. Романтические чувства в фильме просто витают, клубятся. А лирическое настроение усиливает душевная песня Людмилы Пахмутовой и Михаила Матусовского про старый клен, который стучит в окно…

Так и тянет написать: «Фильм имел потрясающий успех». Но это не совсем верно – поначалу критики сочли картину слишком простой, даже примитивной, и выпустили ее «вторым экраном» – то есть, показывали днем и в небольших кинотеатрах. Однако эти мелкие уколы не помешали фильму «Девчата» обрести не только всероссийскую, но мировую известность.

Рыбников же остался на сей раз в тени триумфа Румянцевой. Даже на рекламном плакате художник изобразил только ее, без «возлюбленного», улыбающуюся во весь рот, в смешном треухе. Кстати, она была «верна себе» – ей было за тридцать, а сыграла восемнадцатилетнюю девчушку. Но ни у кого не возникло ни малейших сомнений в достоверности этого факта…

На кинофестивале в аргентинском городе Мар-дель-Плата Румянцеву удостоили приза «За лучшее исполнение женской роли». Фильм наградили почетным дипломом Эдинбургского кинофестиваля в Шотландии и отметили на Международном фестивале фильмов для молодежи в Каннах. Зарубежная пресса называла Румянцеву «Чарли Чаплином в юбке» и «Русской Джульеттой Мазиной».

Фильм «Девчата» кажется теперь вечным. И это не преувеличение – его смотрят уже более полвека и так же смеются, переживают и радуются счастливому финалу. Наверное, это и есть та самая правда искусства…

Румянцева сыграла еще много ролей: в «Королеве бензоколонки», «Крепком орешке»… Другие и называть не буду, ибо работы были незначительные, проходные. Лишь однажды она напомнила о себе прежней, блестящей. В фильме Константина Войнова «Женитьба Бальзаминова», вышедшем на экраны в 1964 году, где сыграла Раису Пеженову. Потом она едва не получила роль «комсомолки, спортсменки» Нины в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Однако в последний момент режиссер решил снимать более молодую Наталью Варлей. Но в фильме за нее говорит Румянцева…

С тех пор не нашлось режиссера, который сумел бы в полной мере использовать ее безграничный талант. Но нельзя сказать, что о ней забыли – Румянцевой то и дело звонили со студий, предлагали роли.

Но, прочитав очередной сценарий, она грустно улыбалась: «Я лучше буду цветы сажать на даче, чем тратить время на такие фильмы. Актер должен нести людям свет и радость. Если этого нет, тогда зачем такое кино?».

Румянцева изменилась, ушла в себя. Много лет о ней вообще ничего не было слышно. Надежда Васильевна с мужем, который работал по линии внешней торговли, на несколько лет уехала за границу. Но и вернувшись в Москву, она почти не появлялась на экране. Лишь порой Румянцева напоминала о себе голосами героев мультфильмов. И воскресным утром «заводила» для детей «Будильник»…

Однажды я позвонил ей, попросил об интервью. Голос в трубке был мягкий, обволакивающий. Но ответ был решительным, твердым: «Извините, мне нечего сказать. Нигде не снимаюсь и не собираюсь. Планы есть, но они не относятся к кино». И вдруг засмеялась: «Сейчас буду варить суп. Хотите, расскажу рецепт?».

Я механически записал. Потом сварил – оказалось вкусно…

Ренессанс актрисы мог состояться в фильме «Небеса обетованные». Эльдар Рязанов прислал ей сценарий и настоятельно просил приехать на съемки. Но она отказалась: «Этот фильм не оставляет людям надежды». А эта самая надежда сопровождала Надежду всегда. Даже когда она услышала роковой диагноз…

Валерий Бурт

Источник: stoletie.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий