О том, как за проделку руферов едва не посадили бейсджамперов.
Таганский суд Москвы осудил за помощь украинскому руферу Григорию Мустангу в раскраске звезды, венчающей высотку на Котельнической набережной, и водружении над ней флага Украины российского экстремала Владимира Подрезова. 20-летний петербуржец проведет в заключении два года и три месяца. Четверых бейсджамперов, которых следователи вели как соучастников: Александра Погребова, Евгению Короткову, Алексея Широкожухова и Анну Лепешкину, — оправдали. Дело с первых публикаций в СМИ приобрело яркие политические тона и громкое название «высотного», по аналогии с «болотным». «Лента.ру» попыталась разобраться в нашумевшем процессе, расширившим представления о вандализме и хулиганстве по политическим мотивам. Жовто-блакитная акция
В канун празднования Дня государственного флага Российской Федерации, — праздника, учрежденного президентом Ельциным в 1994 году, — группа лиц вступила в преступный сговор с целью дестабилизировать обстановку в Москве и оскорбить чувства россиян посредством осквернения высотного здания на Котельнической набережной, символизирующего достижения и величие государства. Такова примерная позиция гособвинения по «высотному делу».
Диверсанты двумя отдельными группами проникли в высотку ночью 20 августа. Первая, назовем ее «знаменной», отправилась прямиком к шпилю. Вторая же заняла позицию на площадке, расположенной на полсотни метров ниже. Ее задача заключалась в том, чтобы устроить яркое парашютное шоу и тем самым привлечь внимание москвичей к «жовто-блокитной» звезде и флагу, пока шпиль не перекрасили, а знамя не сорвали.
Широкий общественный резонанс акция получила, но вот к дестабилизации обстановки в городе не привела. Организатор и исполнитель главной роли в этом утреннем спектакле украинец Григорий Ушивцев — известный руфер по прозвищу Мустанг — благополучно вылетел на родину, где купается в лучах знаменосной славы по сей день. А вот тем, кто оказался с ним на одной крыше в тот роковой день, не повезло.
Парашютисты-бейсджамперы Анна Лепешкина (слева) и Евгения Короткова Фото: Евгений Биятов / РИА Новости 1/2
У защитников подсудимых есть основания полагать, что эти ребята стали козлами отпущения для российских правоохранительных структур, которые весьма коряво «пришили» их к высотной выходке украинца, а вся вышеизложенная диверсантская история родилась в служебном кабинете следователя.
Приказано связать
Как известно, четырех парашютистов-экстремалов задержал прямо возле высотки на Котельнической первый экипаж полиции, прибывший проверить информацию о разукрашенной звезде. Молодые люди, собственно, и не торопились покинуть место преступления. Фотографировались на память об удачном трюке, пребывали в отличном настроении, несмотря на бессонную ночь.
Согласно судебным показаниям бейсеров, изначально они планировали прыгнуть с башни ТЭЦ на Волгоградском проспекте, но после нескольких неудачных попыток попасть туда, уже к середине ночи отправились на Котельническую набережную. Без всякой разведки. Трое проникли в высотку через подвал, а один нахально прошел через парадный вход (консьерж был погружен в чтение). Поднялись наверх, вышли на крышу. Шпиль со звездой находился еще пятьюдесятью метрами выше. Идти туда не было смысла — прыжок закончится падением на расположенную ниже площадку. Долго готовили снаряжение. Чтобы не привлечь особого внимания, решили прыгать во двор высотки, а не в сторону набережной. Потом выяснилось, что парашютистов заметили лишь двое жителей дома.
На видеозаписи, которую вели сами экстремалы, видны последние приготовления и сами прыжки. О раскрашенной звезде, флаге, политике, Мустанге бейсеры никаких разговоров не вели. Не смотрели они вверх, не связывались с кем-либо по телефону или рации. Нигде не было заметно и свежих следов синей краски.
Видео: МВД России
Не обнаружили ничего подобного и полицейские. Только позднее в багажнике одной из подсудимых нашли пакет с голубой краской, но перед этим автомобиль уже трижды осматривали и ключи от него находились у стражей порядка, рассказала «Ленте.ру» адвокат одной из подсудимых бейсджамперов Ольга Лукманова.
По сути никаких свидетельств преступного сговора бейсеров с Мустангом в течении нескольких месяцев не было. И вот, в конце прошлого года на дополнительных допросах два других фигуранта, соучастник Мустанга Владимир Подрезов и еще один российский руфер Ишутин, сообщили, что украинец привлек к своей акции четырех бейсджамеров. Проводил допросы новый руководитель следственной группы по фамилии Криворотов. Прежний следователь Минов уволился.
В материалах дела значится, что желание поведать новые подробности возникло у самих фигурантов. Один из почти десятка томов содержит соответствующее заявление гражданина Подрезова, написанное в СИЗО, где он, кстати, содержится уже год. Интересно, что на документе имеется дата — 10 декабря 2014-го. Обращение адресовано Криворотову, который возглавит следствие только через два дня. Причем заявление якобы было отправлено почтой, но никаких отметок об этом или почтового конверта нет. Указанные аномалии объяснил на суде сам Подрезов, сказав, что следователь приехал к нему в СИЗО и «уговорил» написать заявление, а потом и дополнительный допрос состряпал да так, что подсудимый ничего не понял.
Вторым показания на парашютистов зимой дал Кирилл Ишутин, также находящийся в тюрьме. В московской квартире у этого руфера ранее обнаружили наркотики. Есть данные о том, что дело о хранении запрещенных средств вел все тот же следователь Криворотов. В показаниях Кирилла также обнаружилась путаница, и он не смог на суде назвать прозвище бейсджампера Владимира Погребова, с которым якобы был знаком. Ишутин в акции Мустанга играл полноценную роль пособника. Он приютил украинца в своей квартире, возил его на машине за флагом и краской, доставил к небоскребу на Котельнической набережной, а потом в аэропорт. Однако на скамью подсудимых к Подрезову и бейсерам его не подсадили.
Техническим способом установить какую-либо связь между украинцем и парашютистами не удалось: они не общались ни в соцсетях, ни по телефону.
Защитники подсудимых и сами Ишутин с Подрезовым утверждают, что в ходе очных ставок с остальными фигурантами «высотного дела» их просили лишь кивнуть в подтверждение ранее сказанного. Один только следователь Криворотов, вызванный в суд, настаивает на том, что свидетели обвинения выступали со «свободным рассказом».
Квалифицируй это
Отдельная проблема — квалификация деяний руфера Мустанга и его соучастников. В российской судебной практике вандализмом признается роспись зданий нецензурными либо экстремистскими лозунгами или символами. Дела же о хулиганстве заводятся, когда преступники не только вели себя грубо в общественных местах на глазах у публики, но и были вооружены. Доказать мотив «политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды», что требуется взамен признака «вооруженности» во второй части статьи 213 Уголовного кодекса РФ, на практике очень трудно.
По словам бывалых стражей порядка, прокуратура в пух и прах разносит любые попытки полицейских «подтянуть» для квалификации дела указанные мотивы, за исключением тех случаев, когда они едва-ли не набиты, как татуировки у скинхедов. Но в данном случае особых усилий следователям не потребовалось. Собственно в «высотном деле» и нет никакого документального подтверждения «политической ненависти» бейсджамперов и Подрезова к России и ее символам. Этим отличался только сам Григорий Мустанг, активно поддерживавший Евромайдан и вступивший в ряды батальона «Азов».
«Высотное дело» стало своеобразным подтверждением тому, что украинская символика в России оценивается как нечто, мягко говоря, неприличное. Весьма красноречиво по данному поводу высказался в суде адвокат одной из парашютисток Вячеслав Лавров.
Россия. Москва. 20 августа. Во время демонтажа украинского флага, вывешенного на жилом доме на Котельнической набережной. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
«Когда я вступил в это дело, я ознакомился с постановлением о предъявлении обвинения моей подзащитной и был несколько шокирован. Флаг государства, с которым мы поддерживаем дипломатические отношения, водруженный на здание, оскверняет это здание. Сразу вопрос: а если я на балконе повешу этот флаг, то я оскверню здание, в котором находится моя квартира? А флаг Украины на посольстве это здание оскверняет? — цитирует Лаврова портал “Медиазона”. — Желтая звезда — это элемент символики Китая, а не Советского Союза. А серп и молот при чем здесь? Это международный общепризнанный символ коммунистической идеологии, причем тут Россия? У нас что, коммунистическая символика защищена законом как-то?»
За украинского Мустанга ответило питерское Палево Вездесущее
Если бейсджамперы вполне могли оказаться случайными соседями Мустанга, то руфер Владимир Подрезов, по прозвищу Палево Вездесущее (или Паля), не отрицает того, что он был с Мустангом на шпиле. А еще их вместе с Григорием зафиксировала камера видеонаблюдения на станции метро Таганская.
Из судебных показаний Подрезова следует, что под статью его аккуратно подвел Ишутин. Именно он позвонил ему вечером 19 августа и предложил подъехать на Котельническую. К часу ночи Паля прибыл на место и увидел, что Кирилл не один, а вместе с Мустангом. Затем провокатор заявил, что ему пора домой и оставил Владимира с Григорием одних. При этом Ишутин попросил Подрезова, проживающего в столице на съемной квартире, приютить Мустанга, так как у него он больше оставаться не может. Только вот о покупке украинского флага и краски никто Палю не предупредил.
Когда Ишутин уехал, Подрезов провел Мустанга в здание высотки и к самому шпилю. За спиной у Григория был рюкзак, но это Подрезова не удивило: ведь украинец покинул Кирилла с вещами. Когда молодые люди оказались у подножия злополучной звезды, Мустанг поведал о своих планах.
«Он сказал, что у него есть украинский флаг и он хочет сфотографироваться с ним, а также что неплохо было бы его тут оставить. На что я заметил, что сфотографироваться-то можно, но оставлять не стоит, потому что из-за этого пролазы закрывают, могут уволить охранников, лишить их премии, а они потом сорвутся на руферов. Ну, то есть у нас так не принято, что-то оставлять, сказал ему, что не надо, — объяснял Подрезов в суде. — Он попросил ему помочь, я сказал, что у меня нет желания, к тому же на звезду нужно по антенне лезть, я видел, как это люди делают, но это банально опасно, поэтому я отказался. Ну, я подумал, что он без меня не полезет и никакого флага не будет, то есть надеялся, что он на площадке останется и по этой антенне с флагом не полезет».
Пока Мустанг разукрашивал звезду и втыкал самодельный флажок, Подрезов ковырялся в планшете и слушал музыку внутри шпиля, где укрылся от холода. Спустился украинец, измазанный синей краской. Руферы свободно покинули здание и уехали на метро в съемную квартиру к Пале. Там петербуржец купил Мустангу билет на самолет со своей банковской карты, за что получил от Григория 200 евро наличными.
По словам Пали, Мустанг узнал о задержании бейсджамперов из новостей и подумал, что после просмотра записей с камер видеонаблюдения в полиции поймут, что те ни к чему не причастны. Затем за Григорием приехал Ишутин и отвез его в аэропорт. Подрезов также поспешил покинуть столицу и вернулся в Питер. Через неделю в северной столице Владимира с товарищем задержали сотрудники Центра «Э» МВД и уже одного передали московским коллегам.
Подрезова попросили охарактеризовать Григория, и он высказался весьма нелестно, обозвав украинца выскочкой, занимающимся самопиаром, а не руферством.
«Мустанг сначала просто как прикол, наверное, хотел это сделать, а потом, когда увидел, как это все раскрутилось, он себя стал как такого вот патриота раскручивать, интервью давать и все такое, — отметил Подрезов. — А раньше я за ним ничего политического не замечал».
Сергей Лютых
Источник: lenta.ru