Кадры о перипетиях мигрантов из горячих точек на Ближнем Востоке в Европе все последние дни не сходят с экранов ведущих мировых телеканалов и из заголовков информационных агентств.
Большая их часть — выходцы из Сирии, которых вытолкнул бушующий там уже пятый год вооруженный конфликт. Они покидают свои насиженные места из-за атак и обстрелов антиправительственных сил. Бегут от произвола джихадистов, переселяясь туда, где действуют законы государства.
В этом я убедился в ходе недавней поездки в столицу страны — Дамаск. Так, в городе численность населения из-за притока беженцев и перемещенных лиц выросла до 7 млн человек, что составляет треть жителей всей страны.
Город выглядел притихшим и настороженным: на установленных на дорогах КПП солдаты в касках придирчиво проверяли автомашины. Бетонные блоки возле жилых домов, учреждений и торговых сетей в разных концах города напоминали об угрозе террористических взрывов.
Но жизнь текла своим чередом. Магазины и лавки работали в обычном ритме. В зелени городских парков в выходной день — пятницу посетители прятались от палящего солнца, играли дети.
В местных газетах сообщалось о начале нового сезона в столичном театре оперы «Дар Опера», о том, что стадионы Дамаска готовы принять игры финала чемпионата страны по футболу 2014-2015 гг. среди профессиональных команд и т.д.
Разговоры с сирийцами из разных слоев общества оставили впечатление, что они хоть и озабочены тяготами военного времени, но не деморализованы. Назойливо повторяемые все эти годы арабскими и другими иностранными СМИ тезисы, что режим Дамаска «на грани краха» и его дни «сочтены», не смогли поколебать людей.
Это относится и к риторике оппозиции и ее медиаспонсоров о «борцах-революционерах» против режима. Трудно к ним причислить бородачей, обстреливающих Дамаск и другие города из минометов и стоящих за тервзрывами. Эти отряды, которых называют «армиями и бригадами», разрознены. Все эти годы арабским и западным спонсорам так и не удалось сплотить эти группы. Но они все еще крутят затертую пластинку с призывом устранить президента Асада. Другого посыла в попытках как-то сплотить эти разношерстные антиправительственные силы, видно, не осталось.
Ныне в политических и экспертных кругах Запада все чаще задают вопрос: «кто в кого стреляет в Сирии». Бывший заместитель госсекретаря США Филипп Кроулей недавно назвал кризис в Сирии сложно заплетенным конфликтом по принципу «враги против врагов».
Очевидно, что продолжение кровопролития в Сирии, чреватое еще большими жертвами и разрушениями в стране, обрекает мирное население на страдания, множит ряды потенциальных мигрантов и беженцев.
Они дорого обходятся самой Сирии. Судьбы тысяч ее людей ломаются. Экономика страны теряет трудовые ресурсы, истощается.
По словам министра экономики страны Х. Джазаири, каждый уезжающий эмигрант «стоит стране» 7 тысяч долларов. Люди продают имущество, все накопленное меняют на доллары, поэтому курс сирийской лиры в последнее время понизился.
Ясно, что истоки массовой миграции из Сирии в продолжающемся здесь противостоянии правительственных сил с воюющими, как говорят, по доверенности из-за рубежа. Оно продуцирует поток спасающихся людей в направлении Европы, что накалило полемику внутри ЕС, где нет единства по поводу отношения к этой гуманитарной катастрофе и приему беженцев.
Поэтому вопрос о политическом урегулировании конфликта в Сирии, за что настойчиво выступает Москва, принимает еще большую актуальность.
Подвинет ли нынешний миграционный всплеск влиятельные политические силы на Западе на более активное участие в поиске мирного решения сирийского кризиса в русле Женевских договоренностей?
Время покажет. Но его не надо упускать, иначе разливающееся море мигрантов из Ближнего Востока, особенно из Сирии, не удастся удержать в берегах.
Юрий Зинин
Источник: ru.journal-neo.org