Исламское государство или, как оно само себя именует «Халифат» – именно так, с большой буквы, – самая большая проблема для мира сегодня. Здесь и сейчас. Великое переселение народов, которое пока называют безмятежно «волна миграции» – очевидное следствие побед Исламского государства. Они побеждают, народ бежит. Закономерный вопрос – кто виноват? История наука точная, так что лучше не о вине, а о фактах и датах.
1979 год от Рождества Христова был не менее тревожным, чем год 2015-й. В феврале суровый лидер Иранской революции воцарился в Тегеране под приветственные крики толпы и к полному разочарованию США, они потеряли стратегического союзника в регионе. В декабре СССР ввел в Афганистан «ограниченный контингент», разумеется, для предотвращения агрессии США и оказания помощи братскому афганскому народу. Именно об этом трубила советская пресса. По ту сторону «железного занавеса» предпочитали такие слова, как «вторжение» и «агрессия».
Юридическая правда была на стороне каждого. У СССР с 1919 года был с Афганистаном договор о военной помощи, если, конечно, попросят. И попросили. Но совсем не тот, кто утвердился на кабульском престоле после того, как советские танки форсировали Аму-Дарью. Того, кто просил о помощи, убили при невыясненных обстоятельствах.
Любители конспирологии могут почитать воспоминания бойцов «Альфы» и «Вымпела». Справедливости ради стоит сказать, что в апреле 1978-го в Афганистане произошла апрельская революция и пришедшие к власти марксисты-ленинцы рьяно приступили к социалистическим преобразованиям. А в феврале 1979-го в том же Кабуле опять же при невыясненных обстоятельствах был убит похищенный афганцами-маоистами посол США в Афганистане Адольф Дабс. Кстати, знаток русского языка и сын уроженцев Российской империи.
Еще одна деталь: опорный пункт ЦРУ в Пакистане начал поставлять винтовки Энфилда разгневанным социалистическими реформами афганцам еще летом 1979-го. До вторжения. В США понимали, насколько глупо отдавать проклятым Советам стратегически важный Афганистан.
Но для ЦРУ времена были непростые: агенты, провалившие кучу секретных операций в Азии и Латинской Америке, как раз попали под специальные расследования Конгресса и лишились любого секретного финансирования. Президент Рейган, конечно, провозгласил СССР «империей зла», но зашуганные гласностью и угрозами чисток люди из Лэнгли ни о каких спецоперациях не помышляли. Посылали моджахедам патроны и винтовки Энфилда. Максимум риска: раздобыть контрабандные «Калашниковы» и переправить через линию Дюранда, чтобы никто, не дай бог, не подумал, что США вмешиваются в чужую войну.
Все бы и шло именно так: ни шатко ни валко, если бы не конгрессмен по имени Чарли Уилсон. Любитель женщин и кокаина, антисоветчик, авантюрист и по совместительству член парламентских комитетов по ассигнованиям и разведке. Именно он загорелся вполне черчиллиевской идеей наказать коммунистического противника. Устроить Советам Вьетнам. Он был родом из Техаса и имел сносные связи с нефтяными магнатами. Это был плюс.
Именно он пробивал в Конгрессе деньги для афганской войны, именно он договаривался с семейством Саудидов о том, что на каждый американский доллар для афганского джихада те дадут такой же полновесный доллар. Кстати, у Саудидов был свой интерес в этой войне. Как раз в 1979-м местные молодые диссиденты устроили во время хаджа захват заложников в священной мечети. Все ради возвращения к чистому исламу. Идея отправить их воевать «за веру» куда подальше на Гиндукуш казалась весьма заманчивой.
Именно Уилсон добился снятия санкций с пакистанского президента Зии уль-Хака, который совсем недавно повесил своего соперника по выборам по имени Зульфикар Али Бхутто. Это был отец той самой Беназир, которую взорвали исламисты-радикалы в канун выборов уже в ХХI веке. За махинации на выборах и репрессивную политику, которая предусматривала всяческие отрубания рук за воровство, Зия выглядел в глазах прогрессивного Вашингтона чуть-чуть варваром. Уилсон добился его реабилитации. Афганские муджахеды получили надежные базы на территории Пакистана, а Пакистан – военную помощь США. Там же моджахедов снабжали оружием, которое становилось все более изощренным.
Разработкой стратегии и арсенала для партизанской армии конца ХХ века занимался юный гений ЦРУ Майк Викерс. Именно он придумал всякие наборы из гранат, автоматов, «стингеров» и пулеметов, рации для координации, джипы для марш-бросков (сейчас так воюет ИГ). А логисты ЦРУ придумывали, как доставлять в Карачи боеприпасы, амуницию и даже мулов – незаменимый транспорт в горах.
Только тогда армия джихада, в которую входили не только афганцы, но и арабские добровольцы, научилась современной войне. Тогда же для контроля за саудовскими финансовыми потоками в Пешавар приехал молодой, но энергичный Усама бен Ладен. Вообще-то Уилсон просил кого-то из принцев, но и сын придворного миллиардера его устроил.
Только через 8 лет титанических усилий начался полноценный и победоносный «джихад», который заставил Горбачева вывести из Афганистана 40-ю армию. А у моджахедов чуть-чуть снесло «крышу», они решили, что, победив одну сверхдержаву, вполне смогут справиться и с другой.
Чарли Уилсон радовался победе борцов за свободу Афганистана и тут же подзабыл про страну, где немедленно началась межплеменная и религиозная грызня. Грызущиеся были оснащены и вооружены по последнему слову техники.
Когда Чарли Уилсону сказали, что террористов, которые устроили 11.09. 2001, готовили в горах Гиндукуша, он ужаснулся: «В моих горах!» Но быстро утешился: такой враг, как коммунизм, стоил того, чтобы ради победы над ним превратить мрачных мракобесов в суперсовременных воинов.
Так что Чарли Уилсон ни о чем не жалеет. От Белого дома и Конгресса США, который выделял сотни миллионов на ту войну, тоже никаких извинений не последовало. Зато они стали последовательно объявлять бывших друзей и соратников по оружию «террористами № 1», назначать миллионы за их жизни, бомбить ракетами и беспилотниками. Так было. Что поделаешь. Каждый имеет право на ошибку.
Еще три факта. Абу Бакр аль-Багдади, нынешний халиф, тот самый, что правит ИГ, провел почти год в американских застенках, но его отпустили как не особо опасного еще в 2004-м, через год после вторжения в Ирак.
США совершенно официально поставляют оружие в Сирию и Ирак тем, кого считают соратниками. Но попадает это оружие в руки бойцов аль-Багдади. А надежные солдаты, обученные инструкторами США, перебегают к аль-Багдади, едва закончив тренировки… Все ради того, чтобы свергнуть более опасного врага. По имени Башар Асад. А миллионы иракских и сирийских беженцев уже затопили Ливан, Иорданию, Турцию. Волна захлестнула Европу.
Опять ошибка? Или преступление?
Марианна Баконина
Источник: fontanka.ru