В Брюсселе в понедельник прошли трехсторонние консультации на министерском уровне между Россией, Украиной и ЕС по вопросу о применении соглашения об ассоциации ЕС-Украина. Позицию Москвы представлял министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Именно эти соглашения оказались в центре скандала осенью 2013 года, когда президент Виктор Янукович, собиравшийся их подписать, в последний момент передумал. За этим последовали массовые протесты по всей стране, бегство Януковича из Киева и смена власти на Украине.
Осенью 2014 года, уже при новом украинском президенте Петре Порошенко, соглашения были подписаны. Смысл этого документа сводится к созданию зоны глубокой и всесторонней свободной торговли между ЕС и Украиной.
Российские чиновники и ряд экспертов неоднократно утверждали, что соглашения представляют собой “экономическое самоубийство” Украины, а кроме того, наносят ущерб экономике России, связанной с украинской тесными торговыми отношениями.
Москва добивается от Киева подписания юридически обязывающего документа, в котором было бы прописано снятие ее опасений в связи со вступлением в силу экономической части соглашения об ассоциации. Это должно произойти 1 января 2016 года. Если до тех пор договориться сторонам не удастся, предупреждал ранее премьер-министр Дмитрий Медведев, то Россия введет обычные пошлины для украинского импорта (сейчас действуют льготы), а также продовольственное эмбарго.
Чего боится Москва
Из высказываний официальных лиц можно выделить несколько главных рисков, которые российские власти рассматривают как наиболее вероятные.
Во-первых, реэкспорт европейской продукции в Россию через Украину ввиду того, что соглашение об ассоциации предусматривает постепенное взаимное обнуление таможенных пошлин в торговле между ЕС и Украиной.
Российские власти опасаются, что дешевые и качественные европейские товары, в случае если Украина по-прежнему будет членом зоны свободной торговли СНГ, захлестнут вначале саму Украину, а потом под видом украинской продукции окажутся в России.
Несогласные с этим аргументом указывают на то, что на российско-украинской границе присутствует таможенный досмотр, который должен препятствовать незаконному реэкспорту. Кроме того, удешевление рубля делает европейский импорт в Россию дороже, а следовательно, менее выгодным для торговцев.
Во-вторых, указывают российские власти, соглашение об ассоциации Украины с ЕС может практически закрыть украинский рынок для значительной части российской продукции. Страна должна внедрить в течение двух лет технические стандарты Евросоюза, которым товары из России не всегда соответствуют.
Наконец, некоторые эксперты указывают на еще одну опасность для России: снятие торговых барьеров между ЕС и Украиной означает по крайней мере частичную переориентацию их спроса на продукцию друг друга. Россия в данном случае оказывается в стороне.
Ущерб для России – оценка Путина
Российский лидер Владимир Путин, выступая в августе прошлого года на встрече глав государств Таможенного союза с президентом Украины и представителями ЕС, оценил возможные потери России от имплементации соглашения об ассоциации в 100 млрд рублей (порядка 3 млрд долларов по тогдашнему курсу).
Для сравнения, потери России от западных санкций к январю 2015 года составили, по признанию министра финансов Антона Силуанова, порядка 40-50 млрд долларов.
“Под ударом окажутся целые секторы нашей промышленности, агропромышленного комплекса со всеми последствиями для темпов хозяйственного роста и занятости населения. Потери будут, конечно, и в Белоруссии, и Казахстане”, – говорил Путин.
“Из-за обнуления Украиной пошлин на импорт из ЕС, а это предусмотрено почти сразу после ратификации соглашения и это коснется 98% товарной номенклатуры, очевидно, произойдет значительный рост поставок европейских товаров на украинский рынок”, – отмечал российский лидер, добавляя, что менее конкурентоспособная украинская продукция будет вытесняться с украинского рынка – в том числе на рынки России и других стран Таможенного союза.
Такого, по его словам, российские власти допустить не могут и будут вынуждены “в полном соответствии с положениями соглашения СНГ о зоне свободной торговли и нормами ВТО отменить преференции к импорту с Украины”.
Ущерб для России – другие оценки
Независимые оценки возможного ущерба России от вступления в силу соглашения об ассоциации Украины и ЕС очень варьируются.
Так, директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института Андрей Спартак считает, что подсчеты Владимира Путина затрагивают только один блок вопросов, которые могут обернуться потерями для России. Если посчитать всё, то итоговая цифра будет больше.
“Реальные потери для России от такой агрессивной реализации соглашения могут быть больше – 6-8 миллиардов долларов”, – говорил он в октябре прошлого года.
Александр Кнобель из Института Гайдара приводит другие подсчеты.
“Частичное закрытие рынка Украины для российских поставщиков после принятия европейских стандартов, норм и таможенных правил, отличающихся от правил Евразийского союза, может, по нашим оценкам, привести к потерям российской экономики (до 2,5 млрд долларов)”, – писал он в статье для “Ведомостей” осенью прошлого года.
Эксперт отмечал, что повышение ставок импортных пошлин для украинских товаров с преференциального уровня до уровня пошлин при торговле со странами вне зоны свободной торговли СНГ приведет к экономическим потерям всех участников. В том числе для России – до 2 млрд долларов, для Украины – до 950 млн долларов.
Дмитрий Булин
Источник: bbc.com