В наши дни даже самому себе стыдно признаваться в нелюбви к цейтнотам, дедлайнам и переработкам. Фраза «выходных не хватает, чтобы отдохнуть» произносится только в разговоре с друзьями или наиболее дружески настроенными коллегами, потому что правильным в современном обществе считается работать много и с удовольствием. Но Дэвид Спенсер, профессор экономики в университете Лидса, в своей статье объясняет, что четырехдневная рабочая неделя — та самая, что является в эротических снах всем офисным лентяям, — с точки зрения производительности вполне имеет право на существование. Но есть один момент.
Работа — волк
Что, если выходные длились бы не два, а три или даже четыре дня? Любой человек с легкостью представит, чем заполнил бы это личное время: больше спорта и развлечений, общение с родными и друзьями, вылазки за город, поездки в другие города и страны. Сторонники идеи баланса карьеры и личной жизни уверены, что эта идея реальна.
Мнение ратующих за более здоровый баланс профессионального и личного подтверждают различные медицинские исследования. У трудоголиков значительно выше шансы развития диабета второго типа, ишемической болезни сердца и инсульта.
Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»
Сторонники здоровой рабочей этики настаивают, что современный человек остро нуждается в смещении фокуса внимания с работы на более личные аспекты жизни для своего физического, психического и духовного благополучия. Работая с 9 до 18 пять дней в неделю, сотрудники теряют связь не только с друзьями, но и с ближайшими родственниками. Но хуже всего то, что у них не остается ни времени, ни энергии спокойно поразмыслить о своих талантах и новых путях реализации собственных способностей, что в итоге сказывается на результатах ежедневного труда.
Процесс потери «офисного КПД» проходит длительно, последовательно и почти незаметно, поэтому, по мнению сторонников здоровой рабочей этики, его последствия недооценены большинством современных работодателей.
Разбитые надежды Кейнса
Спенсер напоминает, что истоки трудоголизма лежат в экономике и маркетинге. Технологический прогресс подстегнул производительность, что могло бы, по идее, стать причиной того, что нам приходилось бы работать с каждым годом меньше. Однако все испортила философия потребления: начиная от стремления модно одеваться и заканчивая желанием расширить жилплощадь, она стимулирует современных людей продолжать трудиться как можно больше.
Экономист советует всем, кто устал и кого посещают размышления о тщете замкнутого круга «заработать — потратить — заработать», ознакомиться с не совсем обычной теорией Дэвида Грэбера о «бессмысленных профессиях» (в оригинале bullshit jobs) — работе, не имеющей ни малейшей социальной ценности.
Фото: Ted S. Warren / AP
Грэбер напоминает: знаменитый экономист 1930-х Джон Кейнс считал, что в XXI веке люди будут работать не более 15 часов в неделю благодаря техническому прогрессу. Но Кейнс, во-первых, не знал, что наши современники помешаются на концепции «потребление равно успех», а во-вторых, не предполагал, что будет создано невероятное количество специальностей и профессий, без которых мир вполне мог бы обойтись. По мнению автора теории о bullshit jobs, «бессмысленные рабочие места» создаются правящими классами с целью сохранять простых смертных в вечно занятом и потому неспособном на размышления о жизни состоянии.
Куда слать резюме
И все-таки есть работодатели, которые готовы на нестандартные шаги. Например, с октября 2015 года будет введена четырехдневная рабочая неделя в японской компании Fast Retailing, которой принадлежат марки одежды Uniqlo,Theory и J Brand. От сотрудников ждут, что они будут проводить в офисе десять часов вместо привычных восьми. Персонал получит больше полностью свободных от работы дней, а работодатель сократит издержки за счет повышения производительности и снижения «текучки».
Другие японские корпорации тоже думают о том, как бы сделать сотрудников более здоровыми, веселыми, а значит — продуктивными: например, в торговой компании Itochu вообще запретили вечерние переработки, а сотрудников призвали справляться со всеми задачами до 15 часов (при начале рабочего дня в 9:00).
Это не только полезно, но и вредно
Как пишет Спенсер, идея 40-часовой недели, втиснутой в понедельник, вторник, среду и четверг, конечно, интересна, но далека от идеала. Люди могут устать за четыре дня так, что не смогут отдохнуть даже за три полноценных выходных. По подсчетам экономиста, чтобы и волки были сыты, и овцы целы все же надо сокращать количество рабочих часов. Профессор уверен, что 30 часов в неделю — оптимальная занятость и для производственного процесса, и для персонального благополучия работающего человека.
Юлия Верби
Источник: lenta.ru