Молдавия — претендент на роль жертвы нового “майдана”

Молдавия — претендент на роль жертвы нового “майдана”

Затянувшаяся евроинтеграция Кишинева обернулась возвращением правящей элиты к феодальным порядкам. Молдавию сотрясают самые крупные акции протеста за последние двадцать лет.

Вспомнить старое

СНГ вспоминает 1992 год – тяжелый, кризисный, кипящий, политически нестабильный период в истории постсоветского пространства. Любое молодое государство, образовавшееся на месте Единого и Нерушимого, в тот период могло развалиться на куски и исчезнуть с географической карты – никто бы и бровью не повел, сославшись на объективность процессов, запущенных распадом СССР.

Нечто подобное наблюдается 23 года спустя. Повисшая в воздухе судьба мятежного Донбасса, неудавшаяся попытка госпереворота в Таджикистане, стоящее на краю могилы национальное единство в Армении и, наконец, грандиозное протестное движение в Молдавии, которое может элементарно вылиться в смену правящей элиты.

Под властями Молдавии зашаталась площадь

Более ста тысяч на улицах столицы – серьезная заявка на политические перемены. Думаю, десятимиллионная Москва может позволить смотреть себе на аналогичное количество белоленточников, как на «горстку». А трехмиллионный Киев, в привычной для себя манере, – временно игнорировать. Но для восьмисоттысячной столицы Молдовы такое скопление оппозиционного люда – сверхкритическая масса.

Протестуют, кто бы мог представить, сторонники евроинтеграции из партий «Достоинство и правда»наряду с внепарламентской партией «Наш дом — Молдавия» – этакий аналог греческой СИРИЗы.

В «карманах» у демонстрантов спрятан классический джентльменский набор: лозунги против мафиозного управления, олигархии, беспроигрышный «джокер» про коррупцию в верхах и казнокрадство, нечто из рода фантастики про социальное равенство и гражданские права по аналогии с Берлином и Брюсселем. Впрочем, ничего нового. По сути, подобное мы уже слышали полтора года назад, когда «мальчиками для битья» в Киеве были определены президент Виктор Янукович, его сын Александр и премьер Николай Азаров. И это один в один – Майдан по украинскому образцу.

Вообще стоит отметить, что евроинтеграция – больная тема для молдавского общества. «Местные Моисеи» 25 лет пытаются вести страну по западному пути, делая это одинаково безуспешно, периодически откатываясь назад. За все время независимой Молдовы в стране не было ни одного антиевропейского политика. И даже заядлый коммунист Воронин Владимир Николаевич «валял дурака» только первые два года, а после чего взял курс на вступление в ЕС, что и позволило ему удержаться у руля. 

Причина

Формальным поводом для массового недовольства, стала так называемая «Кража века» – хищение 1 миллиарда долларов (1/8 всего ВВП страны) из трех крупнейших банков страны и вывод этих денег в оффшоры. 

В попытке спасти пострадавшую банковскую систему страны власти включили печатный станок, после чего валюта обвалилась почти на 20 процентов, а инфляция выросла до 8 процентов.

Да и от евроинтеграции такое поведение властей страну отдалило на несколько шагов, что и вызвало гул негодования со стороны гражданского общества.

Технологии 

Все они обкатаны и отработаны. На улицах до боли знакомые палатки, та же трибуна с протестующими. Но у каждого подобного бунта есть свои козыри и изъяны.

Несомненным плюсом для митингующих является то, что республиканская армия не представляет собой мощной силы ни в военном, ни в политическом отношениях. 3250 солдат сухопутных войск, которые должны охранять границу с Приднестровьем и, как минимум, половина из которых придерживается нейтральных, или оппозиционных взглядов, при всем желании не смогут подавить бунт и ввести полноценный комендантский час.

С другой стороны, размытая повестка, полная несовместимость политических программ объединенной оппозиции может сыграть с протестом злую шутку, как это произошло в России в 2011-2012 годах.

Возможен любой финал

Методы для разжижения и размягчения подобных протестных акций прекрасно известны. Дело за малым – умело применить. Но пока непонятно, как завершатся молдавские протесты — компромиссом, разгоном или переворотом — однако очевидно, что многое тут будет зависеть от позиции внешних игроков.

И, невзирая на то, что сейчас у руля Молдавии находятся проевропейские политики, смена власти в Кишиневе была бы в какой-то степени выгодна Западу. Давайте вспомним, что главный организатор протестов — «Достоинство и правда» — состоит, по сути, из представителей радикальной проевропейски настроенной интеллигенции. Они разделяют идеалы евроинтеграции и уверены в том, что правящий «Альянс за европейскую интеграцию» является лишь альянсом для разграбления страны местными олигархами и не двигает страну в сторону Евросоюза. 

С другой стороны, в США и Европе понимают, что нынешние прозападные политики в Молдавии свою репутацию изрядно запятнали. И было бы неплохо провести небольшую перестановку, путём привода к власти новых молодых лидеров, не столь явно замешанных в коррупционных схемах и не подрывающих своими грехами «светлый образ» евроинтеграции.

А вот позиция Кремля в данной истории выглядит более сложной. Смотрите, с одной стороны, Москва не сочувствует собравшимся на центральной площади сторонникам партии «Достоинство и правда», а также не разделяет их бешеное стремление на пути к евроинтеграции Молдавии или ее воссоединению с Румынией. Да и сами по себе ассоциации кишиневских протестов с Майданом пугают. Поэтому менять нынешних понятных и предсказуемых политиков на еще более проевропейских активистов у России нет никакого смысла.

Но стоит учитывать, что отставка нынешнего правительства может стать шансом «перетряхнуть» молдавскую власть и изменить негативно складывающуюся для России обстановку вокруг Приднестровья — отделившегося от Молдавии непризнанного государства, являющегося стопроцентным союзником Москвы. 

Сейчас зажатое между Украиной и Молдавией Приднестровье находится, по сути, в блокаде с обеих сторон — экономической и в некоторых моментах даже транспортной. Если Украина давит на Приднестровье с целью вынудить Москву на резкие ответные шаги и тем самым снова предстать жертвой российской агрессии, то Кишинев использует ситуацию для того, чтобы принудить непризнанную республику реинтегрироваться в состав Молдавии. 

Попытки договориться с нынешними молдавскими властями оказались безуспешными, и возможно удастся договориться со следующими. Да, возможно это будут евроинтеграторы, однако в Кремле не теряют надежд на то, что по результатам досрочных парламентских выборов в парламенте сформируется серьезная пророссийская оппозиция, мнение которой нельзя будет не принимать в расчет.

И может даже показаться, что на фоне серьёзных экономических проблем Молдавии, пророссийская оппозиция способна набрать большинство голосов и сформировать правительство, однако это уж слишком оптимистичные надежды. Хотя если учитывать цену, которую молдавская экономика платит за евроинтеграцию, то в этой истории возможен любой финал.

 

Сергей Черкасов

Источник: politikus.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий