Йеменская война: эскалация кровной мести

Йеменская война: эскалация кровной мести

Активная фаза гражданской войны в Йемене бушует несколько лет. В марте 2015 года в конфликт вмешалась авиационная коалиция во главе с Саудовской Аравией.

С целью вернуть власть беглому президенту М. Хади, показать собственное региональное величие, ограничить влияние шиитской ветви ислама. Длительными бомбежками означенных целей достичь не удалось. После определенных колебаний Эр-Рияд решился на полномасштабную наземную войну в сопредельной стране. Сумев привлечь в авангард наступления союзников по Совету сотрудничества арабских стран Залива.

В июле 2015 началось сухопутное вторжение королевских войск и армии ОАЭ в Йемен. Для подтверждения достаточно фотоматериалов из зоны боев. У враждующих йеменцев никогда не было на вооружении танков Abrams и Leclerc, бронетранспортеров Bradley, Piranha и БМП-3, артиллерийских орудий Denel, вертолетов Apache, грузовиков Tatra и т.д. Зато именно такая техника составляет основу боевой мощи саудовских и эмиратских войск. Секрет пустынного Полишинеля обернулся ожесточенными боями вместо ожидаемого блиц-крига.

В третьей декаде июля в Йемен вторглись несколько тысяч солдат СА и ОАЭ. Через захваченный порт Аден на юге и сквозь контролируемые Аль-Каедой провинции в центральной части страны. Полтора месяца ввод иностранного военного контингента если не отрицался, то не афишировался. Концентрическое наступление на хоуситов развивалось без масштабных потерь и вроде бы по плану. В мировых СМИ о йеменской войне царит поразительное безмолвие. Международные, правозащитные и гуманитарные организации настоящую межгосударственную войну предпочитают не замечать.
Однако очередной узел геополитической напряженности не развязался и не был разрублен. Он спровоцировал эскалацию кровной мести на государственном уровне.

2 сентября 2015 года глава йеменского МИД в изгнании подтвердил вторжение иностранных войск в суверенную арабскую страну. Эр-Рияд назвал интервенцию «вынужденной и временной мерой». Хотя вернее назвать вынужденным признание о своем участии в гражданской войне с вопиющими нарушениями международного права.

К началу сентября скрывать наличие саудовских и эмиратских войск в Йемене стало невозможно:
В городе Таиз идут тяжелые уличные бои между хоуситами и регулярными саудовскими войсками, ряд районов полностью разрушен.
Южные города страны после наступления интервентов на север подрядились охранять отряды Аль Каеды. Сам по себе убийственный факт, особенно на фоне мирового равнодушия к данному событию. Мирной охраны не получилось. В Адене идут столкновения исламистов и сепаратистов – сторонников отделения южного Йемена. В Зинджибаре воцарилось напряженное перемирие между чернознаменными радикалами и местным племенным ополчением.
Силы просаудовского блока усилиями йеменской армии и отрядов «Ансар Алла» выбиты сразу из двух поначалу захваченных провинций – Ибб и Дамар. В провинции Мариб фронт стабилизировался и приобрел позиционный характер. Совместная войсковая колонна ОАЭ и верных М. Хади подразделений попала в засаду и потеряла до 10 бронемашин.
Иностранные диверсионно-разведывательные группы в столичной Сане были выявлены и уничтожены хоуситами. В Ливии-2011 спецназ арабских монархий действовал охотником, но не дичью.
Без серьезной и организованной помощи Ирана столь длительное и успешное сопротивление хоуситов целой коалиции богатых монархий выглядит сомнительно.

4 сентября 2015 года шиитским повстанцам удалось нанести мощный ракетный удар по интервентам. Очередной в целой баллистической цепочке и беспрецедентный по достигнутым результатам.
Недавно развернутый передовой лагерь армии ОАЭ в йеменской провинции Мариб стал мишенью сразу для трех ракет типа СКАД (и возможно, «Точка-У»). Удивляет не решимость йеменцев сражаться с оккупантами, многомесячный авиационный бандитизм вопиет об отмщении. Поражает само наличие боеспособных тактических ракет и расчетов, поразительная точность и кучность попаданий за десятки километров от динамичного фронта, абсолютная беспомощность коалиционной ПВО.

Вооруженные силы ОАЭ понесли максимальные потери за всю историю своего существования. В полуобъявленной гибридной войне с невнятными для Абу-Даби целями и неопределенным исходом. Количество уничтоженной за несколько минут бронетехники, боеприпасов, транспорта, снаряжения и амуниции не разглашается. Материальные затраты второстепенны для самой успешной экономики нефтеносного Залива.
Однако известно число жертв ракетной атаки – 45 солдат и офицеров ОАЭ, около 40 местных союзников. В тот же день над Йеменом от удара ПЗРК взорвался в воздухе вертолет «Apache» ВВС ОАЭ. Весь экипаж погиб.

Такие единовременные потери пагубны для боеспособности любого экспедиционного корпуса. Особенно для страны, впервые решившейся на самостоятельную войну – уже не маленькую и далекую от победоносной. С учетом большой самостоятельности одного из семи эмиратов (второго по влиятельности и богатству Дубая) в вопросах внешней и военной политики. В который раз радужные военные планы разошлись с кроваво-траурной реальностью. В Объединенных Арабских Эмиратах прошли десятки похорон. Абсолютная монархия гарантированно защищена от компаний гражданского неповиновения, от депутатских запросов, от парламентских расследований, от оппозиционных публикаций в СМИ и прочих демократических излишеств.

Однако полное игнорирование мнения верноподданных чревато набором абсолютных неприятностей – от кухонного возмущения и сворачивания бизнес-активности до изгнания и линчевания царствующих фамилий. Необходимо направить гнев и горе обеспеченных арабов против арабов-иноверцев. Против еретиков-шиитов-хоуситов. Осмелившихся бороться с миролюбивыми войсками внешних агрессоров.

После 4 сентября крупные города Йемена подвергаются чрезвычайно сильным авиационным налетам. Под предлогом уничтожения ракетных баз уничтожается всё подряд. Удары коалиции наносятся по аэропортам, дорогам, жилым домам, фабрикам, складам, школам и мечетям. По детским больницам. Досталось президентскому дворцу, столичным зданиям министерства обороны и спецслужб (что мешало попасть в них раньше, с марта месяца?!).
Бомбежки идут из соображений мести. Они намерены залить горе ОАЭ чужой кровью. Они призваны спаять боевое единство арабских монархий – в инициированном Эр-Риядом вторжении максимальные потери пришлись на долю союзников. Они хоронят надежду на мир, на завершение межарабской и гражданской войны.

Массированные бомбардировки Йемена приближают регион не только к гуманитарной катастрофе, но к настоящей религиозной усобице. К возможной эскалации напряженности в регионе Персидского Залива. Между Ираном и ОАЭ лежит Ормузский пролив шириной всего 54 километра. По этому проливу проходит 25 % от всех мировых нефтяных поставок. Соображения защиты единоверцев и милитаристская истерия могут перевесить экономический прагматизм и государственное самосохранение. Восток – дело тонкое. Где тонко, там и рвется.

Тогда человечество и узнает, что такое настоящий мировой кризис и настоящий региональный конфликт. Запоздалое знание достанется и авторитетным международным организациям, избравшим стратегию игнорирования йеменской войны.

P. S. Используемые в Йемене ракеты СКАД забрасывают смертоносный груз в 500-700 кг на расстояние не более 600 км.
На вооружении саудовской армии имеются баллистические ракеты средней дальности DF 3A с фугасной боевой частью весом 2.150 кг и радиусом действия 2.800 км.
Армия Ирана оснащена комплексами «Саджил-2» аналогичной мощности и дальностью полета до 2.500 км.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий