В ЗАГС со справкой на ВИЧ

В ЗАГС со справкой на ВИЧ

Последует ли вся страна примеру Чечни, где молодожены обязаны сдавать ВИЧ-тест?

В августе этого года Рамзан Кадыров призвал депутатов Госдумы РФ узаконить тестирование на ВИЧ для молодоженов. В Чечне женихи и невесты с 2011 года сдают такой тест в обязательном порядке. В этом году инициатива получила поддержку Роспотребнадзора и думского комитета по охране здоровья.

«Чума» добралась и в горные районы

С 1989 года в Чечне функционирует республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом. За это время выявлено 2415 ВИЧ-положительных людей.

В 2009 году специалисты центра «АнтиСПИД» выявили резкий рост случаев заражения ВИЧ/СПИД среди беременных женщин и девушек. По словам главного врача центра Хеды Айдамировой, когда о ситуации доложили руководству, была создана Межведомственная комиссия при правительстве ЧР по социально значимым заболеваниям.

– Комиссия занималась разработкой мер противодействия ВИЧ/СПИД, – рассказывает главврач. – На заседания этой комиссии приглашались депутаты, специалисты нашего центра, богословы и работники общественных организаций. Мы работали над разработкой этих мер три года.

В итоге муфтият Чечни представил общественности специальное предписание, в котором говорится, что перед вступлением в брак жених и невеста обязаны пройти тест на ВИЧ. Соответствующую справку они обязаны предъявить богослову, проводящему мусульманский обряд бракосочетания.

– На сегодняшний день нами обследованы свыше 95 тысяч человек, – говорит Хеда Айдамирова. – С начала этого года по сегодняшний день выявлены 105 человек с ВИЧ-инфекцией. С 1989 года по сегодняшний день от СПИДа в нашей республике умерли 672 человека.

В кабинете у главного врача республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом весит карта Чечни. На ней красными флажками помечены «очаги ВИЧ».

– Большие флажки – это высокие показатели заражения ВИЧ, – поясняет Айдамирова. – Эту карту я сделала для чиновников, которые заявляют, что СПИДа нет. В этом году мы добавим пять-шесть новых флажков: эта «чума» добралась и в горные районы.

По словам Айдамировой, работу специалистов центра «АнтиСПИД» затрудняет российское законодательство. На каждый закон, которым они могли бы руководствоваться в своей работе, находится другой, признающий деятельность врачей неправомерной.

Федеральный закон №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентирует права человека на охрану здоровья. В соответствии с ним необходимо создать для населения среду обитания, которая отвечала бы санитарно-эпидемиологическим требованиям. То есть, получается, специалисты Центра по профилактике и борьбе со СПИДом вправе проводить обследование граждан и наблюдать их в дальнейшем.

Однако работу специалистов затрудняет федеральный закон №38 «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека», где сказано, что за пациентом сохраняется полная анонимность, и врач не имеет права сообщать о выявленном заражении даже родственникам, если пациент уже достиг совершеннолетия.

– Мы не имеем право разглашать врачебную тайну, – поясняет Айдамирова. – Только пациент решает, рассказывать родным и близким о своей болезни или нет. Иногда бывало так, что жених не ставил в известность будущую супругу о наличии у него ВИЧ-инфекции. Женится, заразит ее и через полгода разводится. И так второй, третий и четвертый раз. Вы представьте, скольких женщин он заразил!

Главврач Центра по профилактике и борьбе со СПИДом рассказывает, что бывают и такие случаи, когда девушка сознательно выходит замуж за ВИЧ-инфицированного парня.

– Девочки молоденькие ради любви готовы пойти на все, – горько улыбается Айдамирова. – Пользуются тем, что кроме нас и жениха никто больше не знает, вот и выходят замуж. Родственники бы обязательно остановили. А наши психологи их убедить не в силах.

О том, что жених заражен ВИЧ, родственники девушки потом все же узнают, а претензии предъявляют специалистам «АнтиСПИДа».

– Приходят и спрашивают «Почему нам не сказали?», – рассказывает главврач. – А что мы можем сделать, когда обязаны хранить врачебную тайну?

Айдамирова рассказывает, что иногда больные, чтобы сохранить репутацию, не только запускают свою болезнь, но и заражают других. Как, например, кормящие женщины, которые губят здоровье своих новорожденных детей, боясь раскрыть тайну перед родственниками мужа.

Однако количество таких случаев все же снижается: в 2008 году в Центре было зарегистрировано 26 беременных женщин со всей Чечни, за первую половину 2015 года — лишь четыре.

«Мой выбор, и я несу за него ответственность»

Раиса Ахмадова, выходя замуж, знала, что ее жених заражен, но ни на секунду не сомневалась.

– Это мой выбор, и я сама несу за него ответственность, – уверенно заявляет женщина. – Сейчас заражена уже и я. Мои родственники перестали со мной общаться, только мама иногда звонит.

Сейчас Раиса находится на шестом месяце беременности и делает все, чтобы малыш не заразился от нее.

– Меня консультируют врачи. Хожу на обследования, соблюдаю все требования врача. Мне уже сказали, что кормить ребенка я не смогу, так что я выбираю молочную смесь, – говорит она.

Требуется пересмотр Уголовного и Семейного кодексов

Меру, введенную Рамзаном Кадыровым в Чечне еще четыре года назад, в августе 2015 года поддержала глава Роспотребнадзора Анна Попова. Она же предложила Госдуме ввести обязательное тестирование на ВИЧ перед свадьбой. Ее поддержали в думском комитете по охране здоровья.

Тогда же глава Чечни призвал депутатов принять соответствующий закон.

– Уверен, что это имело бы большой положительный результат, способствовало бы снижению показателей по рождаемости инфицированных детей, а также роста числа больных среди молодежи.

Если будет такая необходимость, мы готовы поделиться опытом организации данной работы в Чечне, – написал Рамзан Кадыров в своем Instagram, подчеркнув, что закон не только обяжет молодоженов к тестированию, но и работникам загсов запретит выдавать свидетельство о браке без справки.

Депутат чеченского парламента Магомед Алхазуров инициативу поддерживает, но считает, что «для разработки закона понадобятся годы».

– Такой закон может вступить в силу в течение полугода. Но для его разработки необходимо время – год, два, а может, и три, – поясняет депутат. – Здесь немаловажную роль играют противоречащие друг другу статьи в Уголовном и Семейном кодексах. То есть, если один закон регламентирует профилактику ВИЧ/СПИД, то другой может в некоторых случаях признавать такую деятельность неправомерной.

По словам Алхазурова, для введения такой меры на территории всей России требуется пересмотр этих кодексов.

– Тогда специалисты Центра по профилактике и борьбе со СПИДом смогут спокойно оповещать о болезни невесты или жениха их родственников. Закон должен основываться на интересах граждан, а приоритет в данном случае отдается здоровью населения.

Глядя на растущее число ВИЧ-инфицированной молодежи, понимаешь, что в нашей стране просто необходим обязательный тест на СПИД для молодоженов, – подчеркнул парламентарий.

Инициативу поддерживают в других регионах

Руслан Краснов работает учителем истории в одной из московских школ. Он считает, что государство не имеет право вмешиваться в личную жизнь граждан, но обязательный тест на ВИЧ для молодоженов считает оправданной мерой.

– Я даже готов подписать для этого петицию, – говорит  Руслан. – В мире тысячи людей погибают от СПИДа. Постепенно мы утрачиваем здоровье нации. Мне бы хотелось знать, что в супруги я беру здорового человека, так как не готов жертвовать благополучием будущих детей. 

Седа Магомадова

Источник: kavpolit.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий