Эксперты пока не придумали приличное название для нашего современного кризиса, поэтому и очень простые люди, и люди сложные, ответственные, ударились в анекдоты.
Сюжетов для них тьма.
Хотя бы потому, что ситуация в разных странах разная. Одни претендуют на лидерство в номинации «крах», другие сохраняют удивительную стабильность и присутствие духа, третьи живут весело и беззаботно, а горюют по этому поводу четвертые, которые решили из своего кармана оплатить их финансовые проказы.
И создается впечатление, что левые политики прошлого века, утверждавшие, что всякий союз создается для эксплуатации труда капиталом, ошибались. По крайней мере, в ЕС, где каждое обанкротившееся правительство получает от квалифицированных в экономике союзников внушительные преференции.
С другой стороны, несмотря на кризис, существуют страны и даже регионы, которые демонстрируют стабильность и строят убедительные планы на будущее.
В то же время чересчур разогрелся Китай и решил слегка остудить свой самый крупный в мире коммунистический рынок, используя для этого вполне капиталистические инструменты. Стал ослаблять свою валюту, что с учетом космических масштабов китайской экономики поколебало финансовую устойчивость во всем остальном мире.
Трудно что-то сказать о США, которые всегда чутко реагируют на вероятные катаклизмы и сейчас на возникающие угрозы собираются ответить очередным прорывом в технологиях. Предполагается, что именно они смогут модернизировать энергетическое и топливное хозяйство во всем мире.
То есть Америка утверждает новые приоритеты, по которым в XXI веке придется жить миру.
Так это или не так, сказать трудно. Если судить по эпидемии антиамериканизма, который резко усилился в отдельных чрезмерно амбициозных странах, США серьезно настроились воплотить свои дерзновенные замыслы в жизнь.
В общем, мало кто во всем этом что-то понимает, но нет недостатка в прогнозах и поэтических метафорах, которые используют политики.
Например, не чуждый поэтического восприятия реальности Лукашенко, посетив ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», по поводу наступившей в мировой экономике ситуации говорил очень образно и в то же время конкретно. Отметим, что это ОАО не очень сильно процветало и в период «белорусского чуда», а в последние годы и месяцы, можно сказать, не процветает в особо крупных размерах. То есть оно давно работает в условиях кризиса и «опережает» многие предприятия, которые только сейчас фактически банкротятся.
В такой ситуации Лукашенко нашел убедительные слова для текстильщиков. Может быть, единственные, с которыми могли бы согласиться слушатели. Они уже давно устали, они уже не могут терпеть, да и жить не могут при своих заработках, но тем не менее откликнулись на просьбу Лукашенко: надо еще больше терпеть, еще больше напрягаться, чтобы выстоять.
Можно представить, какая тягостная тишина в этот момент наступила в цехах ОАО. Но Лукашенко, как опытный демагог, добавил драматизма в свою речь. Он сыграл в полную откровенность. «Ситуация в мире, – сказал он рабочим, – очень тяжелая: «мыльные пузыри», которые были надуты в мировой экономике, начинают лопаться…» От этого в мире началась финансовая и экономическая война, в которой «нам надо не отдать свое, нам надо выстоять…».
Напрягайтесь, напрягайтесь, напрягайтесь…
«Пузырь» – это слово часто применяется в политической пропаганде, когда требуется высмеять того или иного субъекта, который обогнал других, но вдруг споткнулся на ровном месте. Но такая риторика в устах Лукашенко выглядит комичной. Многие с ним согласятся, что, например, рост греческой экономики напоминал «мыльный пузырь», который лопнул, но у греков есть квалифицированные лекари, которые могут заклеить любой лопнувший пузырь. Китайская экономика прихворнула по причине слишком быстрых темпов роста и вовсе не собирается «лопаться». Тем не менее она уже «нагнула» Россию. У этой страны нет сил даже для того, чтобы лопнуть. Она негромко испускает дух.
А вслед за ней тухнет «пузырек» белорусского экономического чуда.
Воевать этот «пузырек» не может, может только маршировать под музыку на парадах. При таком главнокомандующем… Так что из военных средств остается только отход «на заранее подготовленные позиции».
Согласно официальной статистике, экономическое присутствие Беларуси в мире уменьшается. Например, внешнеторговый оборот в январе – июне 2015 года по сравнению с первым полугодием прошлого года сократился на 25,5%.
На четверть! Почти на 10 млрд. долларов.
Экспорт упал на 26,3%, импорт – на 24,7%, на 4,9 и 4,8 млрд. долларов соответственно.
Как оценивать эти суммы? Возможно, для надувшей «финансовый пузырь» Греции они невелики, для Беларуси – беда, похожая на национальную катастрофу.
Политический смысл этих цифр свидетельствует о том, что Беларусь явочным порядком сокращает свое присутствие в мировой экономике. За полгода (прошлый год тоже прошел под знаком сокращения) она убыла на четверть.
Беларусь уходит с традиционных рынков: товарооборот со странами СНГ упал на 29,7% (экспорт – на 36,1%, импорт – 24%). Сужается для Беларуси и созданный 2 года назад ЕАЭС, презентованный как «общий рынок», который обещал дать прирост взаимной торговли и стимулировать производство: торговый оборот – минус 26,8%, экспорт – минус 33,2%, импорт – минус 22,3%.
Товарооборот со странами вне СНГ упал на 19,5%, экспорт – на 33,2%, импорт – на 25,1%.
Как известно, внешняя торговля, экспорт, достижение положительного внешнеторгового сальдо и его постоянный рост являются основными – с учетом открытости экономики Беларуси – приоритетами экономической политики Лукашенко. Для утверждения этого приоритета применялись разнообразные способы, даже неприличные, как периодическое приторговывание государственным суверенитетом.
А что в итоге получилось? Промышленность задохнулась от отсутствия реформ, окончательно утратила конкурентоспособность, что сейчас подтверждается статистикой. Провалилось сельское хозяйство, которому отводилась роль «золотого ключика» в обильной российской казне.
Нефтегазовые игры тоже завершились, и вместо умножения активов они стали убыточными.
Так, поставки нефтепродуктов за полгода уменьшились на 1/3, или на 1,74 млрд. долларов. С этой суммы хотели получать природную нефтяную ренту от России как приз за евроазиатскую интеграцию. А вместо ренты получили кукиш.
Было бы хуже, если бы не сохранились на прежнем уровне поставки калийных удобрений. Причем сохранились они благодаря КНР, имеющей непосредственное отношение к «финансовым пузырям», которые Лукашенко ругал в Барановичах.
В машиностроении сложилась настолько удручающая ситуация, что восстановление ее объемов после кризиса выглядит попросту нереальным.
Резко (на 16%) сократились поставки продтоваров, а по таким позициям, как колбасы и «аналогичные продукты», они уменьшились втрое.
Вот и получается, что одни пузыри лопаются, другие тихо испускают дух, а белорусский «пузырек» имени собственного не имеет: с ним что захотят, то и сделают.
Источник: belrynok.by