Как британца чуть не отправили в космос на гитлеровской ракете

Как британца чуть не отправили в космос на гитлеровской ракете

Дерзкий британский проект, разработанный сразу после окончания Второй мировой войны, чуть было не завершился отправкой человека в космос на борту ракеты немецкой разработки, рассказывает корреспондент BBC Future.

Летом 1945 г., когда война в Европе уже завершилась, союзники по Антигитлеровской коалиции поспешили добраться до материалов секретной немецкой ракетной программы “Фау-2”. Это ужасающее оружие, над постройкой которого трудились пленные и интернированные, не помогло Германии выиграть войну, но оно обладало потенциалом, способным кардинально повлиять на ракетостроение.

“За технологию “Фау-2″ развернулась довольно некрасивая борьба между американцами, русскими, французами и британцами”, – говорит Джон Беклейк, бывший заведующий отделом техники лондонского Музея науки.

Руководитель гитлеровской программы по созданию “оружия возмездия” Вернер фон Браун сдался американским войскам в мае 1945 г., после чего его тайком вывезли в США.

В том же месяце советские войска захватили научно-исследовательские и испытательные мощности Брауна в ракетном центре неподалеку от городка Пенемюнде на берегу Балтийского моря.

Французам, в свою очередь, удалось заполучить около 40 немецких ученых и инженеров, работавших над программой, а британцы собрали несколько ракет для проведения серии испытательных запусков.

В рамках британской программы под кодовым названием “Операция “Ответный огонь” (Operation Backfire) был произведен ряд запусков “Фау-2” с территории Нидерландов к нижней границе космоса с последующим приводнением в Северном море.

Эксперимент оказался удачным – ракеты приводнялись в радиусе 5 км от заданной точки, то есть с большей точностью, чем та, которой достигали немецкие обстрелы этими ракетами во время войны.

Инженеры, принимавшие участие в испытаниях, удостоверились в том, что Брауну удалось решить основные проблемы ракетостроения — разработать двигатель подходящих размеров, высокоскоростной топливный насос и передовую систему наведения.

“Это была совершенная ракета, – говорит Беклейк, который в свое время помог с воссозданием экземпляра “Фау-2″ для коллекции музея. – Она была просто напичкана высокими технологиями”.

Для космических наблюдений и шпионажа

Инженеры, представляющие Британское межпланетное общество в Лондоне, посчитали, что немецкая технология способна помочь им в постройке космического корабля, что всего за пять лет до того считалось неосуществимой мечтой.

В 1946 г. член общества Ральф Смит, конструктор и художник, разработал детальный проект ракеты, основанной на технологии “Фау-2”, для полета человека в космос.

Проект Megaroc предполагал укрупнение и усиление корпуса ракеты, увеличение объема топлива на борту и замену боевой части весом в тонну на капсулу пилота.

Мощности ракеты не хватило бы для выхода на орбиту – вместо этого она должна была доставить пилота (обязательно мужчину) по параболической траектории на высоту около 300 тысяч метров над поверхностью Земли.

При запуске ракета должна была находиться в положении, отклоненном от вертикального на 2°. После выхода за пределы атмосферы носовой обтекатель должен был отделиться от ракеты и раскрыться, обнажив капсулу.

Проект Смита предусматривал два иллюминатора в корпусе капсулы. По его задумке, за несколько минут нахождения в космосе первый астронавт, облаченный в высотный летный костюм, мог бы провести наблюдения за Землей, ее атмосферой, а также за Солнцем.

Учитывая, что между Западом и СССР уже начиналось противостояние, которое в конечном счете вылилось в холодную войну, проект Megaroc также идеально подошел бы для шпионажа за советской территорией.

Проведя в невесомости около пяти минут, капсула должна была вновь войти в земную атмосферу. Для защиты от перегрева капсулы при трении об атмосферу был предусмотрен тепловой экран, а для обеспечения мягкой посадки – система парашютов.

Предполагался и парашют для самой ракеты – таким образом, весь комплекс задумывался как многоразовый.

Смит предусмотрел все – от точных размеров ракеты до нужной тяги двигателей и вплоть до перегрузок, которые пришлось бы испытывать пилоту.

“Это был очень рациональный проект, – говорит Дэвид Бейкер, историк и редактор журнала Spaceflight, которому довелось ознакомиться с чертежами Megaroc. – Все необходимые технологии на тот момент уже существовали, и для его воплощения понадобилось бы от трех до пяти лет”.

Бейкер, изучавший технологии “Фау-2” в США и много лет проработавший в качестве инженера НАСА над программой “Спейс Шатл”, отмечает, что Megaroc на 10 лет опережал свое время: “В случае его реализации Британия могла бы уже к 1951 г. регулярно отправлять людей в космос по баллистической траектории”.

Несвоевременный проект

Смит представил проект в британское министерство запасов и снабжения в декабре 1946 г., но несколько месяцев спустя получил отказ.

Тогда он забросил Megaroc и переключился на разработку концепций космопланов и гигантских орбитальных станций.

Несмотря на впечатляющий старт в виде “Операции “Ответный огонь””, Великобритания в конечном счете отказалась от использования технологии “Фау-2”, сосредоточив ограниченные исследовательские ресурсы на развитии авиастроения и ядерной техники.

“За годы войны Британия потратила все свои деньги на спасение свободного мира от Гитлера. Мы были на грани банкротства”, – говорит Беклейк.

Ему вторит Бейкер: “Проект Смита появился в самый неподходящий для страны момент. В 1946-м и 1947-м Британия была просто не в состоянии его реализовать”.

Тем временем по другую сторону Атлантики история развивалась совсем иначе. Американские военные предоставили фон Брауну все необходимые ресурсы для создания на основе “Фау-2” ракеты следующего поколения.

В результате появилась ракета-носитель Mercury-Redstone, при помощи которой США в 1961 г. запустили в космос первого астронавта – Алана Шепарда.

Эта ракета разительно напоминала проект Смита. “Redstone являлся удлиненной версией “Фау-2″, – говорит Беклейк. – В нем не было реализовано каких-то новых прорывных технологий; тем не менее, он доставил Алана Шепарда в космос”.

Если бы проект Смита был поддержан, первым человеком в космосе мог стать британец.

“В то время Великобритания опережала США на 10 лет, – говорит Бейкер. – Megaroc фактически являлся аналогом Mercury-Redstone”.

Он продолжает: “К сожалению, проект остался на бумаге, но все-таки здорово, что, несмотря на ужасающее положение в социальной и финансовой сферах, несмотря на чудовищно низкий уровнень жизни в то время, технологически Британия находилась на высоте”.

Эта история так и осталась бы пылиться на полках архивов Британского межпланетного общества, если бы не параллели, которые можно провести с современным развитием частного ракетостроения.

Строительство новых многоразовых космических кораблей при ограниченном бюджете – это как раз то, чем сейчас пытаются заниматься такие компании, как Virgin Galactic и Xcor. Другие небольшие фирмы – например, британская Reaction Engines – разрабатывают инновационные двигательные установки для будущих ракет.

“Дух Megaroc жив и поныне, – говорит Бейкер. – Необходима поддержка со стороны политиков, понимающих важность инвестиций в такие проекты. Однажды Британия уже продемонстрировала способность к космическим инновациям, она способна на это и сейчас”.

Ричард Холлингэм

Источник: bbc.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий