От чемпионата мира по легкой атлетике ничего хорошего не ждали не только россияне: погрязшей в допинговых скандалах «королеве спорта» надлежало вести себя тише воды и ниже травы. А она в Пекине вышла на подиум как ни в чем не бывало, стряхнув с себя налет подозрений и представ в овале «Птичьего гнезда» ошеломительно прекрасной и привлекательной. Негативный шлейф никуда не делся: просто легкая атлетика в который уже раз в самый нужный момент доказала, что ее рано убирать из реестра.
Российской легкой атлетике, в последние месяцы немало поспособствовавшей падению общего престижа «королевы» и приславшей в Пекин рекордно малочисленную делегацию, блистать было особенно нечем. Но то, что проблески все-таки случились, а непосредственно во время чемпионата мира обошлось без неприятных происшествий с участием российских атлетов, несколько скрашивает безрадостный итоговый результат: россияне всего-то за два года со времени московского чемпионата мира спикировали с 1-го общекомандного места на 9-е.
И тут даже всегда оптимистичный министр спорта Виталий Мутко, призвав не драматизировать ситуацию, признал, что российская легкая атлетика находится в серьезном кризисе; что далеко не все еще поняли: побеждать можно и без допинга; что систему надо ломать.
Кстати, наших спортсменов в Пекине антидопинговые службы вроде как не терроризировали — хотя такие опасения, публично высказанные министром, были. Отчасти потому, что на первый план в столице Китая россияне выходили редко — может, и к лучшему с учетом сложившейся ситуации.
…В былые времена к тому моменту, когда таблица неофициального зачета обретала солидный вид, Россия, как правило, уже имела неплохой золотой задел. Его как раз и обеспечивали ходоки, которых на этот раз не было, единственного включенного в заявку ходока Александра Яргунькина отстранила от участия в соревнованиях наша российская антидопинговая служба (РУСАДА), вовремя обнаружив в пробе ветерана следы эритропоэтина, и первой медали пришлось дожидаться три дня. Принес ее уроженец Челябинска, 23-летний Денис Кудрявцев, да еще в дисциплине, в которой россияне всегда были не на вторых и даже не на третьих ролях, — 400 метров с барьерами. Денис вообще шел на золото, только на самом финише уступив могучему кенийцу. Человек по ходу чемпионата трижды улучшал личное достижение — это и доказывало высочайший уровень ответственности и грамотной подготовки.
Следующей награды, однако, пришлось дожидаться еще три дня. По-настоящему и впервые в течение чемпионата отпустило только после финального забега в мужском барьерном спринте. До этого была полная безнадежность в метаниях и гладком беге; из-за отравления не попала в число призеров лидер сезона в тройном прыжке Екатерина Конева; не сумела навязать борьбу соперницам в прыжках с шестом Анжелика Сидорова; привычно пролетела мимо пьедестала прыгунья в длину и первая красавица Дарья Клишина; не подтвердил звездный статус два года борющийся с травмами чемпион мира в прыжках в длину Александр Меньков — разочарования шли сплошным косяком.
И тут произошло явление Сергея Шубенкова. В общем и целом ожидаемое, но с долей опасения. Европейцам, даже конкурентоспособным, в мощной компании темнокожих спринтеров, как правило, делать нечего: если и появляется шанс на медали, то разве что на чемпионате Европы или стартах второго ряда. 24-летний Шубенков уже брал бронзу на московском чемпионате мира, но это казалось потолком — только не самому барнаульцу и не его тренеру Сергею Клевцову. Они не считали, что в Пекине будут изначально обречены на поражение. Они работали и учились побеждать, независимо от силы соперников. Но теперь, чтобы попасть в призеры, нужно было, чтобы совпало все — идеальная физическая форма, идеальная техника, идеальное психологическое состояние и еще что-то, без чего больших побед не бывает.
К финалу боялись уже Шубенкова. Не отличающийся выдающимися физическими данными европеец в решающем забеге летел через барьеры, пока его главный конкурент, бегущий справа атлетичный ямаец Парчмент, валил едва ли не каждое препятствие. И он, и бежавший слева от Шубенкова американец Меррит едва не «съели» россиянина, но улыбался после финиша все-таки Сергей, первым делом выбросивший на трибуны «золотую» шиповку.
Последним отрадным событием Пекина-2015 для российских болельщиков стали женские прыжки в высоту, где лучшей стала воспитанница тренера-самоучки Геннадия Габриляна — 22-летняя Мария Кучина, а трудовую бронзу с тем же результатом отвоевала Анна Чичерова. Ее медаль весит не меньше, чем золото Кучиной, — олимпийская чемпионка и чемпионка мира Чичерова не остается без награды на пятом чемпионате мира подряд!
Олимпийский чемпион, потрясающе талантливый высотник Иван Ухов, увы, даже не выполнил квалификационный норматив: тоже помешала травма. А наблюдая за завершающими форум эстафетами в длинном спринте, нам оставалось только вспоминать о сенсационных российских результатах (бронза у мужчин и золото у женщин) в Москве-2013.
Не очень веселым получился дебют у нового главного тренера сборной России, выдающегося в недавнем прошлом бегуна Юрия Борзаковского. Ну так он, трезво смотря на вещи, о двух-трех главных наградах и говорил, причем задолго до Пекина.
…Перед стартом чемпионата мира мировая легкая атлетика получила нового лидера — им стал двукратный олимпийский чемпион, англичанин Себастьян Коу. 16 лет возглавлявший ИААФ 82-летний сенегалец Ламине Диак, под конец своей функционерской карьеры уже не имевший прежнего влияния и упустивший развитие негативных процессов, уходит на покой.
Долгожданная смена руководства, возможно, раскрепостила и лидеров, и дерзких дебютантов. Они и спасали лицо «королевы» — отчаянно, красиво и, надеюсь, честно.
Ну не могу я подозревать ямайца Усэйна Болта, ставшего в Пекине 11-кратным чемпионом мира (как и в олимпийском Лондоне, я словно чувствовал, какая воздушная волна идет, когда самый неправильный и самый великий спринтер накатывает на финиш); американского многоборца Эштона Итона, побившего свой же собственный мировой рекорд; стайера из Великобритании Мо Фару, крупный план которого на финишных метрах может украсить любую заставку; невероятную бегунью Дафну Схипперс из Нидерландов, обыгравшую всех темнокожих фавориток на 200-метровке с рекордом Европы…
Это был чемпионат, ставший праздником вопреки всему. Главное общемировое спортивное событие года обещало быть провальным, но его спасли общими усилиями. Теперь надо базово спасать легкую атлетику на всех уровнях и не только в овале арены, о чем и сказал Себастьян Коу: «Нужно это сделать, объединившись». Он, как и Борзаковский, — реалист.
А наш Виталий Мутко поведал, что не мог заснуть от одной только мысли, что в такой огромной стране, как Россия, не в состоянии появиться несколько человек, которые могут далеко метнуть молот или диск…
Владимир Мозговой
Источник: novayagazeta.ru