Петербургские «теневики» продолжают зарабатывать миллиарды на продуктовых кибитках, пользуясь чиновной неразберихой и несмотря на грозный вид градоначальника. По сравнению с этими доходами, выделенные по Программе по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 гг. денежные средства в размере 3,35 млрд рублей кажутся совсем смешными.
Четыре года назад, в августе 2011-го, правительство Валентины Матвиенко, отметив, что малый и средний бизнес играет в Северной столице «важнейшую социальную и экономическую роль», с помпой приняло Программу по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012 – 2015 гг. Вскоре Валентина Ивановна отправилась в Первопрестольную, а новым федеральным наместником в Смольном стал Георгий Полтавченко. Он, как и предшественница, был согласен с тем, что малый и средний бизнес – это весомые отчисления в городской бюджет, достижение социальной стабильности и занятость экономически активной части населения. Ведь почти половина трудоспособных петербуржцев нашли себя именно в этой сфере региональной экономики.
Поэтому команда губернатора Полтавченко, далеко не во всём согласная с действиями прежней городской власти, без сомнений поддержала такую Программу. Значительная часть средств в рамках этого направления предполагалось направить на специальные программы субсидирования и размещение госзаказа. Если в 2012 году малый и средний бизнес мог рассчитывать на поддержку Смольного в размере 753,1 млн рублей, то в 2013-м – на 800,5 млн рублей, в 2014-м – уже на 880,2 млн рублей, а в текущем году и вовсе на 915,1 млн рублей. В ответ городское правительство подразумевало, что доля работ и услуг предпринимателей в общем ВРП вырастет на 1,5%, а налоговые поступления увеличатся на 5%.
Насколько реальными оказались эти прогнозы в нынешних экономических условиях, отдельный вопрос. Любопытно другое – по мнению экспертов, приведённому недавно в газете «Деловой Петербург», только ежегодный объём теневого рынка автолавок может достигать 3,8 млрд рублей. Если умножить эту цифру на весь период действия городской Программы на 2012-2015 гг., итог будет сопоставим с общими государственными ассигнованиями, которые выделило в этом году Правительство России на субсидирование малого и среднего бизнеса по всей стране. Напомним, объем господдержки составляет 16,9 млрд рублей.
По всей вероятности, базируясь на том, сколь внимательно относится Смольный к развитию указанного сектора региональной экономики, Белый дом выделил Санкт-Петербургу из федеральной казны 600 млн рублей на развитие предпринимательства. Больше получили лишь Московская область (817 млн рублей) и Краснодарский край (623 млн рублей).
Принимая такое решение, в Москве явно не знали, что неподконтрольные Смольному сотни продуктовых кибиток зарабатывают куда больше, чем объём помощи, направляемой государством на поддержку предпринимательских инициатив.
Вопрос, почему мимо городского бюджета текут деньги, набивая карманы «теневиков», поднял еще в апреле 2013 года представитель ЗакСа в правительстве Северной столицы Геннадий Озеров. Он заметил, что автолавки торгуют без каких-либо разрешений. Тогда председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев сообщил, что Программа размещения передвижных объектов мелкорозничной торговли была принята для того, чтобы производители продуктов питания компенсировали недостаток магазинов шаговой доступности. Однако, как пояснил тогда чиновник корреспонденту журнала «Новости малого бизнеса», «бизнес изворотлив, развелось много несанкционированных точек, хотя разрешения выдаются в строгом соответствии с адресной программой».
После вступления в силу Постановления №1045 все автолавки должны были оказаться в Схеме размещения. Но процесс согласования стал занимать немало времени, и Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка пошёл на определённый риск – Эльгиз Качаев попросил начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти Сергея Умнова не трогать передвижные объекты мелкорозничной торговли, которые располагались в соответствии с ранее действовавшей адресной программой. Этой просьбой тут же воспользовались как откровенно недобросовестные предприниматели, так и вполне законопослушные сети, наштамповавшие якобы разрешительные письма и принявшиеся расставлять автолавки повсюду, где было выгодно. Разбираться, какие письма настоящие, а какие – нет, на всякий случай в полиции никто не стал.
Вскоре даже в ведомстве Качаева перестали понимать, сколько передвижных объектов торгует в городе. Официальная цифра на август – 468 автолавок. В действительности – гораздо больше. Как сообщили корреспонденту «Конкретно.ру» сами торговцы, в нынешней неразберихе такой объект, особенно несанкционированный – это «золотое дно». Уже через несколько месяцев окупаются все первоначальные затраты. Ну а если договориться с уважаемыми людьми, например, с одним из бывших начальников милицейского Главка, то любая попытка правоохранительных органов пресечь незаконную торговлю пресекается «на раз».
Рассказывают, как-то не в меру ретивый старлей, увидев нагло въехавшую на тротуар автолавку, решил полюбопытствовать, имеются ли у «экипажа» необходимые разрешения. Ему спокойно протянули сотовый телефон, и служака услышал сентенцию примерно такого содержания: «Это с тобой, остолоп, бывший начальник говорит. Если сейчас не отстанешь от моей телеги, звёздочки свои сожрёшь и гадить ими же на ближайшем газоне будешь»…
Понятно, что такая риторика оказывается гораздо понятнее каждому конкретному старлею, нежели глубокое изучение того, как влияет реализация Программы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на показатели городской экономики.
В марте 2015 года Георгий Полтавченко издал постановление правительства Северной столицы об антикризисных мерах для предпринимателей, предусматривающих мораторий на повышение базовых арендных ставок за земельные участки, а также установление льготной арендной платы для владельцев автолавок. То есть создал дополнительные комфортные условия для цивилизованного ведения бизнеса в период экономического кризиса. Однако даже то, что Смольный установил для «экипажей» базовую ставку арендной платы в размере 0,51 рублей за 1 кв. м в год, по-прежнему не останавливает торговцев от искушения вести свои передвижные дела незаконно.
Дошло до того, что основные операторы, занимающиеся реализацией продуктов питания с автолавок, минувшим летом открыто проигнорировали попытку Комитета имущественных отношений официально распределить без торгов места для размещения передвижных объектов мелкорозничной торговли. Они просто не стали подавать заявки, а затем, мотивируя тем, что на рынок пришли малоизвестные новички, начали требовать отмены результатов и перераспределения заново мест для торговли.
Не исключено, что такие попытки направлены в первую очередь на то, чтобы устранить нежданных конкурентов и максимально затянуть принятие нормативного акта, как должны торговать автолавки в Санкт-Петербурге. Аналог уже есть – постановление петербургского правительства №1045 мучительно дорабатывалось в течение двух с половиной лет, порождая бесконечные конфликты и споры. Достаточно продлить историю с правилами размещения автолавок на пару лет, и очередные миллиарды на фоне продолжающегося кризиса минуют городскую казну.
В августе 2014 года, идя на губернаторские выборы, Георгий Полтавченко подытожил: «Мы не боимся признавать и исправлять ошибки, если это необходимо сделать в интересах всего города. Но город надеется, что и предприниматели будут ответственно относиться к своим обязательствам…» Увы, сегодня владельцы продуктовых кибиток, предпочитают передавать старлеям сотовые телефоны с генеральским монологом о звёздочках.
Каждый год Смольный упорно проигрывает 3,8 млрд рублей. Что будет дальше?
Источник: konkretno.ru