Помощник президента РФ, бывший министр экономического развития Андрей Белоусов признался на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, что в бюджет-2016 закладывается цена на нефть в $50 за баррель: “Это не исключает того, что цена на нефть может проваливаться до $40 и даже ниже, но мы исходим из того, что такие провалы, если они случатся, будут иметь краткосрочный характер”. Конечно, неплохо, что не $40. В этом случае федеральный бюджет представит собой одну большую дыру, в которой наскрести хоть что-нибудь значительное, будет не так то просто. Но и при $50 за бочку дефицит бюджета может превысить 5% ВВП, то есть более 4 трлн рублей. А это значит, что бюджетные расходы придется резать по-живому, вплоть до военных.
Эксперты, следящие за своим профессиональным имиджем, как правило, пытаются уйти от конкретных прогнозов цен на нефть и курса рубля. Вот и Белоусов вначале был весьма сдержан: “Предсказать невозможно, когда цены на нефть стабилизируются, хотя бы по той простой причине, что цены на нефть, как известно, существенно зависят от состояния финансовых рынков, в том числе от политики американской Федеральной резервной системы”. Иными словами, все рыночные игроки с тревогой ждут, повысит ли ФРС кредитные ставки уже в конце сентября или, что лучше, в декабре, после чего все свободные инвестиции бросят в подорожавший доллар, а из последних нефтеконтрактов вынут.
И тогда российская экономика, давно и прочно подсевшая на нефтеиглу, покатится под гору с куда с большей скоростью, чем прогнозируетМинэкономразвития. Напомним, что еще совсем недавно падение ВВП в этом году планировалось на уровне 2,8%. Недавно пересчитали и получили все 3,3%. При этом западные, да и многие независимые российские эксперты предупреждают, что будет все 5%.
И это не простая чехарда цифр. От неё зависит, как будет сверстан бюджет-2016, с каким дефицитом. Его предшественник — бюджет-2015 – вначале был вполне благополучен. Превышение расходов над доходами не превышали 0,8% ВВП. Но при этом нефть «заставляли» зашкалить за $90/баррель. К марту этого года выяснилось, что это не более, чем сказка со счастливым концом. Поэтому пересчитали бюджетные доходы исходя из $61,5 за бочку. Тут выяснилось, что дефицит достигает критических 3,7% ВВП (МВФ не рекомендует переходить за 3%) или почти 3 трлн рублей разрыва между доходами (менее 12 трлн рублей) и расходами (около 3 трлн рублей). А так как в условиях западных финансовых санкций занять за бугром невозможно, то пришлось раскассировать Резервный фонд. По данным Минфина, Резервный фонд за 2 года сократится в 10 раз. Так, по оценкам ведомства Антона Силуанова, в 2015 году из Резервного фонда будет потрачено 3,67 трлн руб., его размер сократится втрое – с 5,347 трлн руб. до 1,677 трлн руб. А в 2016 году – еще Впотребуется потратить из фонда 1,158 трлн рублей и его размер снизится до 519,3 млрд.
То есть, встретить еще более трудные времена будет практически не с чем.
В результате, план правительства впервые за все последние годы не переоценивать нефтяные котировки и сжаться до бюджетного предела не может не вызвать сдержанного уважения. Но за последнее кто-то должен заплатить. Чтобы бюджетный дефицит на зашкалил за африканские уровни, придется резать по живому. Если этого не делать, то дефицит бюджета-2016 превзойдет 5 трлн рублей – а это под 7% ВВП.
Кто пойдет под нож? Конечно, как это не прискорбно – инвестиционные расходы. А то почему пошли отставки в крупных естественных монополиях? Затем – образование и здравоохранение. Правда, их и так режут. Но, с другой стороны, Счетная палата, указывает, что даже урезанные расходы на эти цели полностью, почему-то не выбираются. В 2014 году – на 200 млрд рублей.
В общем, хотелось бы одного во всей этой непонятной ситуации – чтобы нефть все же прочно обосновалась на рубеже хотя бы $60 за баррель. Тогда выживем. А иначе – нет.
Артем ДЕЕВ, руководитель аналитического департамента AMarkets:
«Если в бюджет действительно заложат подобную цену, то единственное, что позволит избежать еще большего секвестра расходов, это существенная девальвация рубля. Но даже и в этом случае, его вряд ли удастся свести. Кроме того, дополнительные витки девальвации могут привести к разрушительным последствиям для российской экономики. Не стоит забывать про риски инфляции, которая и без того продолжает оставаться на двухзначной территории. Дополнительное ослабления рубля способно взвинтить индекс потребительских цен, ударить по потребительской активности, замедлить промышленное производство и ускорить темпы экономического спада. Как следствие, придется переверстывать бюджет, выискивая любые возможности по снижению расходов. При самом негативном сценарии дело может дойти и до сокращения социальных обязательств, чего, разумеется, лучше не допускать, поскольку в этом случае экономический кризис очень быстро способен перерасти в кризис легитимности государственных институтов власти. В любом случае, российской экономике стоит готовиться к более глубокой рецессии и падению ВВП ниже 6%, параллельно, скрещивая пальцы, в надежде на восстановление нефти».
Антон КРАСКО, эксперт-аналитик MFX Broker:
«ВВП России в этом году, скорее всего, сократится на 2.5-3%. При этом восстановление экономики может начаться не в 4 квартале текущего года, а в начале 2016 года. При отсутствии структурных реформ (в первую очередь в бюджетной сфере) темпы роста экономики не будут превышать 2.5% как минимум в ближайшие 3 года. При этом стоит иметь ввиду, что расходы рано или поздно сокращать придется, в том числе и в социальной сфере. Скорее всего, до конца текущего года правительству придется скорректировать план бюджетных расходов на 2016 год в сторону сокращения».
Владимир НАЗАРОВ, генеральный директор компании «ЖелДорЭкспедиция»:
«В 2015 году мы, скорее всего, увидим достаточно сильное снижение ВВП – на 4,2-4,5%, поэтому в 2016 году за счет эффекта низкой базы какой-то существенной негативной динамики мы не ожидаем, наиболее реалистичный сценарий – это рост в пределах 0,2-0,3%. Резкого снижения расходов государства на социальные нужды мы также, скорее всего, не увидим, на данный момент власти не готовы идти на непопулярные среди населения меры из-за близости выборов и других политических факторов. За счет введения плавающего курса рубля власти смогли существенно снизить риски возникновения незапланированного дефицита бюджета, поскольку выпадающие доходы от снижения цен на нефть и другие сырьевые товары компенсируются ослаблением рубля. Выплаты бюджетникам в 2016 году будут стабильны, но ожидать существенной индексации не приходится, поскольку у властей нет для этого необходимых ресурсов. При этом все имеющиеся обязательства будут выполнены в полном объеме».
Константин Смирнов, Ирина Бадмаева
Источник: mk.ru