Пятьдесят долларов за баррель нефти станут приговором бюджету РФ

Пятьдесят долларов за баррель нефти станут приговором бюджету РФ

Помощник президента РФ, бывший министр экономического развития Андрей Белоусов признался на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, что в бюджет-2016 закладывается цена на нефть в $50 за баррель: “Это не исключает того, что цена на нефть может проваливаться до $40 и даже ниже, но мы исходим из того, что такие провалы, если они случатся, будут иметь краткосрочный характер”. Конечно, неплохо, что не $40. В этом случае федеральный бюджет представит собой одну большую дыру, в которой наскрести хоть что-нибудь значительное, будет не так то просто. Но и при $50 за бочку дефицит бюджета может превысить 5% ВВП, то есть более 4 трлн рублей. А это значит, что бюджетные расходы придется резать по-живому, вплоть до военных.

Эксперты, следящие за своим профессиональным имиджем, как правило, пытаются уйти от конкретных прогнозов цен на нефть и курса рубля. Вот и Белоусов вначале был весьма сдержан: “Предсказать невозможно, когда цены на нефть стабилизируются, хотя бы по той простой причине, что цены на нефть, как известно, существенно зависят от состояния финансовых рынков, в том числе от политики американской Федеральной резервной системы”. Иными словами, все рыночные игроки с тревогой ждут, повысит ли ФРС кредитные ставки уже в конце сентября или, что лучше, в декабре, после чего все свободные инвестиции бросят в подорожавший доллар, а из последних нефтеконтрактов вынут.

И тогда российская экономика, давно и прочно подсевшая на нефтеиглу, покатится под гору с куда с большей скоростью, чем прогнозируетМинэкономразвития. Напомним, что еще совсем недавно падение ВВП в этом году планировалось на уровне 2,8%. Недавно пересчитали и получили все 3,3%. При этом западные, да и многие независимые российские эксперты предупреждают, что будет все 5%.

И это не простая чехарда цифр. От неё зависит, как будет сверстан бюджет-2016, с каким дефицитом. Его предшественник — бюджет-2015 – вначале был вполне благополучен. Превышение расходов над доходами не превышали 0,8% ВВП. Но при этом нефть «заставляли» зашкалить за $90/баррель. К марту этого года выяснилось, что это не более, чем сказка со счастливым концом. Поэтому пересчитали бюджетные доходы исходя из $61,5 за бочку. Тут выяснилось, что дефицит достигает критических 3,7% ВВП (МВФ не рекомендует переходить за 3%) или почти 3 трлн рублей разрыва между доходами (менее 12 трлн рублей) и расходами (около 3 трлн рублей). А так как в условиях западных финансовых санкций занять за бугром невозможно, то пришлось раскассировать Резервный фонд. По данным Минфина, Резервный фонд за 2 года сократится в 10 раз. Так, по оценкам ведомства Антона Силуанова, в 2015 году из Резервного фонда будет потрачено 3,67 трлн руб., его размер сократится втрое – с 5,347 трлн руб. до 1,677 трлн руб. А в 2016 году – еще Впотребуется потратить из фонда 1,158 трлн рублей и его размер снизится до 519,3 млрд.

То есть, встретить еще более трудные времена будет практически не с чем.

В результате, план правительства впервые за все последние годы не переоценивать нефтяные котировки и сжаться до бюджетного предела не может не вызвать сдержанного уважения. Но за последнее кто-то должен заплатить. Чтобы бюджетный дефицит на зашкалил за африканские уровни, придется резать по живому. Если этого не делать, то дефицит бюджета-2016 превзойдет 5 трлн рублей – а это под 7% ВВП.

Кто пойдет под нож? Конечно, как это не прискорбно – инвестиционные расходы. А то почему пошли отставки в крупных естественных монополиях? Затем – образование и здравоохранение. Правда, их и так режут. Но, с другой стороны, Счетная палата, указывает, что даже урезанные расходы на эти цели полностью, почему-то не выбираются. В 2014 году – на 200 млрд рублей.

В общем, хотелось бы одного во всей этой непонятной ситуации – чтобы нефть все же прочно обосновалась на рубеже хотя бы $60 за баррель. Тогда выживем. А иначе – нет.

Артем ДЕЕВ, руководитель аналитического департамента AMarkets:

«Если в бюджет действительно заложат подобную цену, то единственное, что позволит избежать еще большего секвестра расходов, это существенная девальвация рубля. Но даже и в этом случае, его вряд ли удастся свести. Кроме того, дополнительные витки девальвации могут привести к разрушительным последствиям для российской экономики. Не стоит забывать про риски инфляции, которая и без того продолжает оставаться на двухзначной территории. Дополнительное ослабления рубля способно взвинтить индекс потребительских цен, ударить по потребительской активности, замедлить промышленное производство и ускорить темпы экономического спада. Как следствие, придется переверстывать бюджет, выискивая любые возможности по снижению расходов. При самом негативном сценарии дело может дойти и до сокращения социальных обязательств, чего, разумеется, лучше не допускать, поскольку в этом случае экономический кризис очень быстро способен перерасти в кризис легитимности государственных институтов власти. В любом случае, российской экономике стоит готовиться к более глубокой рецессии и падению ВВП ниже 6%, параллельно, скрещивая пальцы, в надежде на восстановление нефти».

Антон КРАСКО, эксперт-аналитик MFX Broker:

«ВВП России в этом году, скорее всего, сократится на 2.5-3%. При этом восстановление экономики может начаться не в 4 квартале текущего года, а в начале 2016 года. При отсутствии структурных реформ (в первую очередь в бюджетной сфере) темпы роста экономики не будут превышать 2.5% как минимум в ближайшие 3 года. При этом стоит иметь ввиду, что расходы рано или поздно сокращать придется, в том числе и в социальной сфере. Скорее всего, до конца текущего года правительству придется скорректировать план бюджетных расходов на 2016 год в сторону сокращения».

Владимир НАЗАРОВ, генеральный директор компании «ЖелДорЭкспедиция»:

«В 2015 году мы, скорее всего, увидим достаточно сильное снижение ВВП – на 4,2-4,5%, поэтому в 2016 году за счет эффекта низкой базы какой-то существенной негативной динамики мы не ожидаем, наиболее реалистичный сценарий – это рост в пределах 0,2-0,3%. Резкого снижения расходов государства на социальные нужды мы также, скорее всего, не увидим, на данный момент власти не готовы идти на непопулярные среди населения меры из-за близости выборов и других политических факторов. За счет введения плавающего курса рубля власти смогли существенно снизить риски возникновения незапланированного дефицита бюджета, поскольку выпадающие доходы от снижения цен на нефть и другие сырьевые товары компенсируются ослаблением рубля. Выплаты бюджетникам в 2016 году будут стабильны, но ожидать существенной индексации не приходится, поскольку у властей нет для этого необходимых ресурсов. При этом все имеющиеся обязательства будут выполнены в полном объеме».

Константин Смирнов, Ирина Бадмаева

Источник: mk.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий