Недостаточность Европы

Недостаточность Европы

Третий пакет помощи Греции проблем евро и еврозоны не решил. Он только на некоторое время отсрочил принятие окончательного решения по Греции и оживил застарелые споры о том, что делать с еврозоной дальше. И у экономистов, и у инвесторов она вызывает всё больше разочарования. Германия продемонстрировала, что не располагает потенциалом, необходимым для решения внутренних проблем ЕС. Зреют вопросы к еврозоне и как к организационному принципу. Начало нового политического сезона в Европе обещает быть жарким, учитывая, что основные актеры европейской сцены выступили с собственными, весьма отличными друг от друга проектами преобразования еврозоны.

Один из них – Франсуа Олланд, по его словам, стремится к тому, чтобы «Франция находилась в сердце Европы, а не на ее обочине». В статье, посвященной 90-летию Жака Делора, одного из отцов объединенной Европы, опубликованной 19 июля в еженедельнике Journal du Dimanche, президент Франции предложил создать правительство еврозоны с самостоятельным бюджетом и парламентом. Олланд напомнил, что вступление в зону евро соответствовало интересам всех стран ЕС (тогда их было 19), и пока ни одна из них «не взяла на себя ответственности» покинуть её. В то же время, говорит президент Франции, вера жителей Европы в зону евро пошатнулась на фоне греческого кризиса и требует «укрепления». «Перед нами стоит угроза не избытка Европы, а ее недостаточности», — заявляет Франсуа Олланд.

Франция намерена передать Еврокомиссии официальные предложения об изменениях в организации еврозоны и формировании группы стран, согласных участвовать в создании налогового и социального союза. Однако Олланд, инициирующий эти изменения, катастрофически теряет поддержку внутри страны. Июльский опрос института iFop показал, что 77% граждан Франции недовольны работой своего президента. Исправить сложную социально-экономическую ситуацию в стране до предстоящих в 2017 году президентских выборов ему уже не успеть. Поэтому Олланд ищет успеха на внешнеполитическом поприще, отсюда и его спешка с реформированием еврозоны.

Основные предложения Парижа выглядят следующим образом:

 – создание экономического правительства для стран еврозоны;

 – образование Европейского валютного фонда с целью быстрого и солидарного решения возникающих финансовых проблем;

 – появление собственного бюджета еврозоны;

 – формирование реального банковского союза, предусматривающего гарантии депозитов и механизмов противодействия массированным утечкам капиталов;

 – создание общей парламентской структуры для стран еврозоны путём объединения в отдельную палату депутатов Европарламента от соответствующих государств;

 – введение единых размеров минимальной заработной платы для исключения возможности социального демпинга;

 – гармонизация корпоративных налогов для исключения возможности налогового демпинга;

 – формирование общей системы страхования безработицы.

План весьма сложный. Если сейчас в наличии есть, так сказать, два Евросоюза – собственно ЕС и еврозона, – то в случае реализации французского плана придётся говорить уже о трех Евросоюзах и трехскоростной системе интеграции. Предложение таких перемен выглядело бы более весомо, исходи оно от Берлина. Однако Германия выступать инициатором нового витка интеграции в ЕС сейчас не может. После истории с греческим долгом любая интеграционная инициатива Берлина будет рассматриваться как ещё один шаг на пути превращения Европы в протекторат Германии.

К тому же в Берлине на дальнейшую интеграцию смотрят иначе, чем в Париже. Мудрый Жак Делор по этому поводу как-то заметил: «Франция не готова делить свой суверенитет, а Германия не готова делить экономические риски». Действительно, канитель с Грецией еще раз показала, что Берлин твердо стоит на том, чтобы каждый платил по счетам самостоятельно.

На инициативу французского президента в Германии ответили докладом группы независимых экономических советников федерального правительства «Уроки греческого кризиса для стабильной еврозоны». Этот совет «пяти мудрецов» предложил, чтобы набор антикризисных инструментов еврозоны пополнился механизмом контролируемого государственного банкротства, которое не привело бы к тотальному кризису валютного союза. «Чтобы гарантировать единство еврозоны, мы должны признать, что избиратели в странах-кредиторах не готовы постоянно финансировать страны-должники», — подчеркнул Кристоф М. Шмидт, председатель Совета экономических экспертов.

Механизм государственного банкротства, с одной стороны, позволил бы кредиторам легче перенести потери, а с другой – побудил бы инвесторов более тщательно оценивать риски, заявил совет. «Мудрецы» также рекомендовали сделать возможным выход страны из еврозоны. «Перманентно нестабильная экономически страна не должна угрожать существованию евро», — считают эксперты. Они предупредили и о рискованности фискальной политики «быстрой победы», предложенной Франсуа Олландом, и предусматривающей создание казначейства еврозоны, общеевропейской системы социального страхования от безработицы, и единого экономического правительства Евросоюза. «Создание еврозоны, коллективно ответственной за расходы всех стран-членов союза, а также отрицание суверенной экономической и налоговой политики каждого государства рано или поздно сделают валютный союз нестабильным», — отмечается в докладе германского Совета экономических экспертов. Авторы доклада призвали к последовательному соблюдению принципа, согласно которому ни одно государство ЕС не несёт финансовой ответственности за другое.

Франция может рассчитывать на поддержку своей позиции странами Южной Европы, в частности Италией и Испанией, которые, имея ослабленные в ходе кризиса экономики и неподъёмные внешние долги, хотели бы опираться на финансовые и другие возможности еврозоны в целом. Министр финансов Италии Пьер Карло Падоан уже призвал к более быстрому движению в направлении полного политического единства еврозоны. Как в Риме, так и в Париже подчеркивают необходимость объединения ресурсов в виде бюджета еврозоны и введения единой схемы пособий по безработице в ЕС.

Однако в Берлине, как видно, мыслят иначе. Против «унификации по-французски» и страны Северной Европы, экономики которых довольно успешно прошли горнило финансово-экономического кризиса. Здесь мыслят прагматично. Если маленькая Греция доставила столько финансовых хлопот, так что будет, если ко дну пойдут Италия или та же Франция?! На слуху у многих недавнее громкое заявление германского министра финансов Вольфганга Шойбле, который под впечатлением от греческого кризиса призвал «заставить французов… навести порядок» в собственных финансах. На иных условиях Германия вряд ли согласится сотрудничать с Парижем в реформировании еврозоны.

Инициатива Олланда – это также признание несостоятельности французских социалистов в деле модернизации страны и перенос ответственности за социальную политику на Брюссель. Однако такого рода шаги означают полный отказ от политического наследия генерала де Голля, с чем не согласны ни «Национальный фронт» Марин Ле Пен, ни республиканцы Николя Саркози – двух политиков, которые уже изготовились к борьбе за кресло президента Франции в 2017 году. Поэтому перемены грядут не только в еврозоне, но и во Франции. И, видимо, вовсе не те, на которые хотел бы надеяться Франсуа Олланд.

Владимир НЕСТЕРОВ

Источник: fondsk.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий