Глава Государственного космического агентства Украины Любомир Сабадош, который находится с визитом в США, сообщил, что Киев планирует разрабатывать и производить новые ракеты-носители с американскими партнерами, без привлечения российской стороны. По словам Сабадоша, наладить самостоятельное производство ракет-носителей «незалежная» не сможет из-за дороговизны процесса и экономических трудностей в стране. Но совместно с американцами, по мнению чиновника, Украина способна создать ракеты, которые возьмут на себя «функции полета человека на орбитальную станцию».
В качестве успешного примера сотрудничества с американцами Сабадош привел участие украинских предприятий в создании ракеты-носителя «Антарес» (Antares). Конструкторское бюро «Южное» поставляло для компании Orbital Sciences Corporation конструкции первой ступени, топливные баки и оборудование для ракет этого типа.
Однако пример с «Антаресом» трудно назвать удачным. 28 октября 2014 года во время запуска произошла авария, и ракета была взорвана по решению оператора. Причиной неполадки был назван двигатель НК-33, который производится на российском СНТК им. Н. Д. Кузнецова. Однако нужно отметить, что модернизацию двигатели проходят именно на украинском «Южмаше», после чего с маркировкой AJ-26 отправляются в США. Как бы то ни было, после аварии Orbital Sciences отказалась от самарско-украинских двигателей и заключила контракт с российским НПО «Энергомаш» на поставку 60 двигателей РД-181. Точная сумма контракта не разглашается, но предполагается, что она в районе миллиарда долларов.
Еще один характерный пример американо-украинского сотрудничества — программа «Морской старт» (Sea Launch). Этот плавучий космодром для запуска украинских ракет-носителей «Зенит» не оправдал коммерческих ожиданий, обанкротился и в итоге перешел под российский контроль. Кстати, и ракеты-носители «Зенит», хотя и являются успешной разработкой КБ «Южное», на 70% состоят из российских комплектующих.
Не лучшая судьба постигла еще один совместный проект Украины и Америки, правда, Южной. Речь идет о «Циклоне-4» — ракете-носителе и наземном комплексе, который «незалежная» должна была создать в Бразилии еще в 2006 году. Из-за финансовых проблем сроки реализации постоянно переносились, а весной 2015 руководство южноамериканской страны официально сообщило, что будет искать нового партнера для реализации своей космической программы.
Сегодня и КБ «Южное», и завод «Южмаш» переживают не лучшие времена. Предприятия как минимум на 70% зависели от заказов из России. Однако Украина расторгла договор о военно-техническом сотрудничестве с нашей страной, в том числе и в космической отрасли. В 2014 году объемы производства космической техники по договорам с Россией сократились в 17 раз. Простаивает половина производственных мощностей завода. Киевское руководство обещало загрузить предприятие военными заказами, но пока они заключаются в производстве подствольных гранатометов в одном из цехов. Кроме того, предприятие хочет получить заказ на производство троллейбусов, которые заменят «Зениты» и ракету «Сатана».
Но мечты продолжают греть душу «незалежной». Предыдущий глава космического агентства Украины Олег Уруский (кстати, Сабадош занял свой пост только 25 августа) говорил, что к концу года днепропетровские «Южмаш» и КБ «Южное» могут объединить в единый космический центр «Южный», который будет нацелен на партнерство с США. Единственный вопрос в том, нужно ли это партнерство Вашингтону. Ведь без финансовой поддержки, точнее, почти полного финансирования, властям «незалежной» останется разве что придумывать красивые названия для будущей ракеты. Например, «Майдан-1» или «Доброволец-АТО».
Руководитель Института космической политики Иван Моисеевсомневается в том, что американцам нужны украинские ракеты.
— Мне кажется, этот проект не слишком реален. Для совместного производства ракетоносителей с американцами нужно выстраивать всю кооперационную цепочку с нуля. Украинцы уже пытались самостоятельно производить ракету «Циклон-4» вместе с Бразилией. Но тогда дело у них не пошло.
Главный вопрос в том, о каких американских партнерах идет речь, и насколько вообще США заинтересованы в сотрудничестве с Украиной в разработке ракетоносителей. Технические возможности у Украины сохраняются, но как они могут быть реализованы практически, пока неясно. Эти проекты, скорее, из области желаний, а не реальности.
«СП»: — Но ведь на «Южмаше» уже собираются производить троллейбусы вместо ракет?
— Такие вещи случаются, в свое время бывало такое и у нас. Если появится проект, который потенциально себя окупает, можно в относительно небольшие сроки развернуть производство. Теоретически они вполне могли бы делать ракеты конверсионного класса при налаживании кооперации. У них имеется советский опыт по созданию баллистических ракет, специалисты и соответствующее оборудование. Но вот собрать все это в комплекс для производства новой ракеты – непростая задача, особенно в нынешних условиях.
«СП»: — А сколько для этого понадобится времени?
— Для того, чтобы создать конверсионную ракету с использованием того опыта, который есть у Украины, понадобится не менее пяти лет, при условии наличия надежных партнеров в Штатах, которые будут финансировать проект. Однако у американцев более чем достаточно своих ракетоносителей. Поэтому я не уверен, что они захотят создать еще один с привлечением Украины. Никто никогда серьезно не говорил о подобных планах со стороны США.
Наладить производство самостоятельно у Украины нет возможности. Появление щедрого инвестора из США мне представляется маловероятным. Рынок ракетоносителей на сегодняшний день закрыт.
Действительный академический советник Академии инженерных наук РФ Юрий Зайцев считает, что без участия России производство ракет-носителей будет затруднено.
— Главная проблема такого проекта может быть с двигателями. Сами ракеты Украина производит на «Южмаше», как и системы управления на харьковском заводе «Хартрон». Но вот двигатели они делали самые простые. Американцы пытались освоить их производство, но так и не смогли, и снова начали закупать их у нас. Для того чтобы разработать и создать хороший двигатель, понадобится около 10 лет.
В любом случае, пока создание ракеты-носителя — это только планы. Технические возможности для этого есть, американцы могут помочь. Но учитывая ситуацию на Украине и то, что многое за последние годы развалилось, трудно сказать, как это будет реализовано и будет ли вообще. Правильнее сказать, что такие возможности были раньше у КБ «Южное» и завода «Южмаш». В конце концов, самая лучшая ракета в мире «Сатана» — это их разработка.
Сейчас у них большие проблемы с кадрами. Старики уволились, а молодежь не шла туда работать. Хотя все полностью уничтожить нельзя, и какие-то возможности остались.
Член Общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченкоубежден, что Украина может не надеяться на США.
— США не будут развивать космическую промышленность Украины по той простой причине, что им это не нужно. У них есть собственные национальные интересы, и поддержка Украины в сфере высоких технологий абсолютно не является приоритетом современной политики США. Вашингтон предельно прагматичен. Им невыгодно развивать промышленность Украины, тем более, в сфере космоса, поэтому не нужно строить никаких иллюзий на этот счет.
Учитывая тесную взаимосвязь военно-промышленных комплексов России и Украины, которая была еще до недавнего времени, могу сказать, что Киев не сможет найти адекватную замену российским партнерам. Сегодняшняя деградация ракетной отрасли Украины очевидна всем. Увольняются рабочие, уходят квалифицированные кадры. В результате политики Порошенко и Яценюка крупнейшие центры национального космического ракетостроения Украины идут под нож.
Единственная судьба Украины — стать донором высокотехнологичных проектов для третьих стран. Целый ряд государств Азиатско-Тихоокеанского региона пытаются выкачать из Украины носителей ключевых ноу-хау в области ракетостроения. Тем временем собственная космическая отрасль просто умирает. Без связки с Россией Украина обречена на технологическую деградацию.
Бывший ректор Военмеха, доктор технических наук Юрий Савельевполагает, что у Украины еще есть шанс развернуть совместное производство ракет-носителей, но не с США, а с Германией.
— У Украины есть все для производства ракетоносителей. Например, какое-то время назад существовала программа «Морской старт», когда с морской платформы запускали жидкостную ракету и выводили на орбиту спутники. Кроме того, у них остались советские технологии, и они в относительно сжатые сроки могут перейти к созданию ракетоносителей.
«СП»: — А как же проблема с двигателями?
— Она действительно есть. Но американцы могут поставить им свои или даже наши старые двигатели, закупленные ранее. Мы уже продали в США большое количество двигателей. Они вполне могут закупить и более новые модели и установить их на жидкостные ракеты, произведенные на днепропетровском «Южмаше».
«СП»: — Если у Украины все есть для производства ракет, почему космическая отрасль там в упадке?
— Проблема в отсутствии заказов. Например, тот же «Морской старт» был приостановлен после того, как произошла авария. Хотя вообще-то это довольно успешный проект. Проблему с двигателями можно решить. Кстати, в свое время КБ «Южное» делало твердотопливные двигатели для БЖРК (боевой железнодорожный комплекс) и вполне может наладить их производство. Но для космических запусков, а не боевых комплексов лучше производить жидкостные двигатели.
Повторюсь, главная проблема в отсутствии заказов. Она может быть решена, если Запад сделает политический жест, чтобы поддержать Киев. В том, чтобы отчленить Украину от России была заинтересована, прежде всего, Германия. Космическая отрасль у немцев фактически провалена, а с помощью КБ «Южное» и «Южмаш» они могли бы выйти на блестящие разработки. Это очень перспективный проект для Берлина. Немцы могут вложить средства в украинскую космическую промышленность. Конечно, в этом случае предприятие, по сути, станет немецким, Берлин получит контрольный пакет акций. Правда, сначала американцы должны дать на это добро. Но они заинтересованы в контактах с Германией, поэтому вполне могут пойти на это.
Анна Седова
Источник: svpressa.ru