Как обстоят дела с безопасностью в республике в преддверии юбилея Дербента?
В преддверии юбилея Дербента одной из главных тем является обеспечение безопасности. Что показывает статистика и какие ощущения уровня безопасности у самих дагестанцев?
Доклады и статистика
Уголовная статистика по региону за первую половину 2015 года была опубликована на специальном сайте Генеральной прокуратуры РФ только недавно. До этого наблюдение можно было вести по заявлениям официальных представителей власти. На встрече с президентом РФ Рамазан Абдулатипов заявил: «По уровню общей преступности сегодня в Дагестане (даже некоторые не верят, когда я цифры привожу, но это официальные цифры) в 3,2 раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации. Это, конечно, огромная работа, мужественная работа сотрудников ФСБ, МВД, Следственного комитета, прокуратуры».
Судя по этому заявлению, Рамазану Абдулатипову не совсем верно докладывают о реальном положении дел. По данным Генеральной прокуратуры, по количеству преступлений на 100 тыс. населения Дагестан всегда занимал последние места в стране.
В интервью «Известиям» Рамазан Абудалтипов так обрисовал динамику преступлений террористического характера:
«Сейчас картина улучшается. В 2010 году у нас было зафиксировано около 300 преступлений террористической направленности, в 2014 году — всего 12».
В конце июля республику посетила делегация дипломатической миссии КНР во главе с послом. Гости попросили поделиться опытом борьбы с экстремизмом и терроризмом. Вел встречу генерал ФСБ в отставке, вице-премьер Дагестана Рамазан Джафаров, который сообщил китайскому послу и делегации следующее:
«За первое полугодие 2015 года в республике проведено 12 контртеррористических операций, выявлено 12 преступлений террористической направленности, тогда как по результатам первого полугодия 2014 года их было 29. С начала текущего года было уничтожено около 50 бандитов».
Возможно, перед гостями надо было предстать в лучшем свете, но данные Генеральной прокуратуры показывают: генерал Рамазан Джафаров умолчал о том, сколько всего – помимо «уничтоженных» – выявлено лиц, совершивших преступления террористического характера.
Данные Генеральной прокуратуры не сходятся с данными прокуратуры Дагестана за первую половину 2015 года:
«Больше выявлено пособников и лиц, которые принимали участие в незаконных вооруженных формированиях, – 275 (179), лиц, оказывающих содействие террористической деятельности, – 31 (20). Зарегистрировано одно преступление по факту финансирования террористической деятельности и семь преступлений по финансированию незаконных вооруженных формирований, а также одно преступление по факту вымогательства денежных средств участниками НВФ. По всем указанным фактам следственными органами возбуждено семь уголовных дел».
Успех дагестанских властей объяснил китайской делегации замруководителя администрации главы и правительства РД Алексей Гасанов:
«Нам удалось распознать природу экстремизма и терроризма применительно к нашей республике».
В мае на заседании комиссии по профилактике правонарушений Рамазан Джафаров утверждал, что в 2014 году 28 человек, пожелавших вернуться к мирной жизни, написали заявления о явке с повинной, а за пять месяцев 2015 года такие заявления поступили от 41 человека.
А в июле, выступая перед китайской делегацией, вице-премьер сказал, что «в первом полугодии 2015 года 74 человека обратились в комиссию с просьбой помочь им вернуться к мирной жизни, и это хорошие результаты». Получается, что за июнь в комиссию по адаптации к мирной жизни обратились 33 человека. Судя по фотографиям, делегация посольства КНР выразила не по-восточному несдержанное удивление от услышанного.
Ощущение безопасности
3 сентября в эфире радио «Эхо Москвы – Махачкала» в программе «Гражданская оборона» радиослушателям предложили рассказать, ощущают ли они террористическую угрозу – и каков, по их мнению, уровень общественной безопасности в Дагестане.
Поступило более десяти звонков. Практически каждый звонивший отмечал улучшение общественной безопасности. Однако при этом высказывалось опасение, что «многое скрывают».
Некоторые радиослушатели отмечали, что перекрытие улиц и усиленные меры безопасности для Рамазана Абдулатипова и высокопоставленных гостей свидетельствует о сохранении опасности как минимум для чиновников.
Расул Кадиев
Источник: kavpolit.com