2 сентября США ввели новые санкции в отношении российских компаний, виновных, по мнению американцев, в нарушении закона о нераспространении в отношении Ирана, КНДР и Сирии.
Речь идет о поставках товаров, услуг или технологий, которые входят в «многосторонние списки экспертного контроля» и «в потенциале» могут способствовать развитию оружия массового поражения или крылатых и баллистических ракет. Американский закон действует в отношении иностранных компаний и отдельных лиц, осуществлявших запрещенные поставки в Иран начиная с 1999 года, в Сирию — с 2005 года, в КНДР — с 2006 года.
В этот раз под санкции попали Конструкторское бюро приборостроения (Тула); новосибирский производитель приборов ночного видения (ПНВ) и электронно-оптических преобразователей (ЭОП, основной элемент ПНВ) — компания «Катод»; корпорация «НПО машиностроения» (Реутов, Московская область); компания «Рособоронэкспорт» (Москва); самолетостроительная корпорация «МиГ» (Москва). Структурам правительства Соединенных Штатов предписано прекратить контрактные обязательства с внесенными в черный список компаниями, а также запрещена выдача экспортных лицензий на торговые операции. Все действовавшие до сегодняшнего дня лицензии приостанавливаются, а возможные исключения могут быть сделаны лишь по личной визе госсекретаря. Компанию пяти российским предприятиям в этом перечне составили по четыре компании или организации из Китая и Сирии, по три — из Судана и Ирана, две — из КНДР, по одной из Турции и Объединенных Арабских Эмиратов. Список очень разнородный — в нем и «Рособоронэкспорт», и компании Rock Chemie (Иран), Polestar Trading Company, Ltd., принадлежащая КНДР, но базирующаяся на территории Китая, и иранский Корпус стражей исламской революции, а также «Хезболла».
Хотя очевидно, что санкции и новый черный список напрямую не связаны с событиями на востоке Украины, в российском внешнеполитическом ведомстве все равно эту связь увидели. В пресс-службе МИД РФ заявили, что санкции — это «не просто очередное проявление неспособности администрации США адекватно оценивать происходящее на Украине», но также «отражение укоренившейся в правящих кругах США линии на осознанное, последовательное разрушение базы для нормализации российско-американских отношений». И еще — ограничениями США наказывают РФ за «свободный выбор жителей Крыма и Севастополя». «Ответные меры, причем не обязательно «зеркальные», с нашей стороны последуют», — заверили в российском дипведомстве.
Технические уточнения: «Роснефть» и ближний круг
Параллельно Бюро промышленности и безопасности (The Bureau of Industry and Security, BIS) внесло уточнения по санкциям, введенным 30 июля против структур «Роснефти» и Геннадия Тимченко. В черный список внесены 29 человек и 33 компании — из России, с Украины, «Крымского региона Украины», с Кипра, из Финляндии, Румынии, Швейцарии и Великобритании (Британские Виргинские острова). В список компаний, подпадающих под уже действующие санкции Вашингтона против России за «нарушение международного права и эскалацию конфликта в Восточной Украине», со 2 сентября добавлены 15 российских фирм: «Нефть-Актив», «Ванкорнефть», «Сызранский нефтеперерабатывающий завод»; «Ачинский нефтеперерабатывающий завод», «Ангарская нефтехимическая компания», «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод», «Оренбургнефть», «РН-Юганскнефтегаз», «РН Холдинг», Ижевский электромеханический завод «Купол», концерн «Ижмаш» и другие. На дочерние компании «Роснефти» теперь официально распространяются те же секторальные санкции, что и на головную компанию. Американское правительство ввело в действие так называемый механизм лицензирования с «презумпцией отказа». Речь идет прежде всего о лицензировании технологий на глубоководное бурение и работы на шельфе.
30 июля власти США ввели ограничения в отношении российских компаний и граждан, которые, по данным Вашингтона, задействованы в схемах обхода прошлогодних санкций. Тогда под санкции попали деловые партнеры Геннадия Тимченко и Бориса Ротенберга, несколько торговых портов в Крыму, а также дочерние структуры «Внешэкономбанка» и «Роснефти». Эти санкции уточняет нынешнее распоряжение BIS, опубликованное 2 сентября.
Компании Airfix Aviation Oy, IPP Oil Products (Cyprus) Limited, Set Petrochemicals Oy, Southeast Trading Oy и Southport Management Services Limited (подозреваются в «предоставлении материальной поддержки» Геннадию Тимченко) наказаны полной блокировкой имущества, которое либо находится в США, либо под контролем американского гражданина или компании.
Угроза новых санкций: кибершпионаж
Но это еще не все. Американские СМИ со ссылкой на анонимных чиновников администрации сообщают, что Белый дом «разрабатывает пакет беспрецедентных экономических санкций», которые могут быть реализованы в отношении компаний и частных лиц в Китае и России — за кибернетический шпионаж против американских организаций. Если санкции за кибершпионаж будут введены, это станет развитием апрельского указа Обамы. Он дает главе государства полномочия разрывать соглашения, заключенные с иностранной организацией, замешанной в кибершпионаже, который может привести к «серьезному ущербу национальной безопасности, внешней политике, экономическому здоровью Америки и ее финансовой стабильности».
Газета «The Los Angeles Times» сообщила на днях со ссылкой на анонимных чиновников администрации, что Китай и Россия, воспользовавшись данными, украденными с американских сайтов, уже раскрыли засекреченную группу американских ученых и инженеров.
Новые санкции и новые сигналы
Старые и новые санкции не способствуют ожиданиям «поворота к лучшему» в российско-американских отношениях. Ожидания возникли, когда стало известно, что Владимир Путин прилетит в Нью-Йорк на юбилейную 70-ю Генассамблею ООН — впервые за десять лет. О возможности встречи Путина и Обамы заявил Сергей Лавров, по словам которого «американские коллеги посылают нам сигналы о том, что они хотят продолжать поддерживать контакты», и «если будет такое предложение с их стороны, я думаю, наш президент рассмотрит его конструктивно». Российские СМИ сообщили, что встреча Путина с Обамой готовится и что вопрос обсуждался на переговорах Путина с госсекретарем США Джоном Керри в Сочи в мае.
Белый дом пока не комментирует возможность такой встречи. В то же время помимо новых санкций Вашингтон продолжает посылать Москве и другие сигналы — например, призывает активней участвовать в борьбе с ИГИЛ (деятельность данной организации запрещена на территории РФ. — Ред.). Официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер заявил: «Мы приветствовали бы более активное участие России в этой операции». В Госдепе подтвердили, что Вашингтон ведет переговоры с Москвой по этому вопросу, но не надеется на положительный отклик, поскольку Россия не является членом коалиции, борющейся с террористами. По словам представителя Госдепа, Джон Керри не поднимает этот вопрос во время переговоров с российскими политиками, а те дискуссии, которые все-таки ведутся, касаются политического процесса в Сирии.
александр Панов
Источник: novayagazeta.ru