Прогноз
— На этой неделе Россия и Китай подпишут 20-30 масштабных контрактов на сумму в десятки миллиардов долларов, однако между ними сохранится множество разногласий, в том числе разногласия по контракту на поставки природного газа. Поэтому, вероятнее всего, страны не подпишут никаких значительных контрактов, сравнимых с теми, которые были подписаны в мае прошлого года.
— Поскольку Россия и Китай в настоящий момент переживают период спада в экономике, Китай будет оттягивать финансирование многих масштабных проектов, пока он не добьется более выгодных для себя условий.
— В долгосрочной перспективе Китай станет одним из главных партнеров России, однако не так быстро и не в таких масштабах, как хотелось бы Москве.
Анализ
Россия публично заявляла о своем «повороте на Восток» с того момента, как Запад начал пытаться изолировать Москву после смены правительства на Украине. 1 сентября президент России Владимир Путин сказал, что Россия и Китай последовательно продвигаются к формированию стратегического альянса, который сыграет значительную роль в международных экономических отношениях. 2 сентября Путин отправился с визитом в Китай, где он принял участие в торжествах, посвященных 70-летию окончания Второй мировой войны — эта поездка стала ответом на майский визит китайского лидера в Москву, приуроченный к Параду Победы. Ожидается, что во время визита Путина в Пекин Россия и Китай подпишут 20-30 так называемых мега-контрактов и соглашений, которые будут иметь либо высокую стоимость, либо большое стратегическое значение для обеих стран.
Поворот России к Китаю в последние несколько лет был очевиден. В 2014 году объем китайских прямых инвестиций в России вырос почти в три раза по сравнению с предыдущим годом, составив 1,27 миллиарда долларов и сделав Китай вторым в списке крупнейших инвесторов в России (после Франции). Это может показаться не слишком значительной суммой, однако учитывая то, что в 2014 году объемы прямых иностранных инвестиций в России упали с 70 до 21 миллиарда долларов, Россия вынуждена искать инвестиции везде, где только можно. Более того, по данным Центробанка России, в 2014 году Китай занял второе место в списке крупнейших источников внешнего финансирования реальных секторов российской экономики. Китайские кредиторы выдали россиянам и российскому бизнесу кредиты на общую сумму в 13,6 миллиардов долларов.
В мае Москва и Пекин заявили о том, что объемы торговли между этими двумя странами вырастут с 95,3 миллиардов долларов в 2014 году до 200 миллиардов в 2020 году. Однако в первой половине 2015 года уровень торговли между ними снизился на 30% по сравнению с первой половиной 2014 года. Кроме того, Россия и Китай обсуждали десятки масштабных проектов, которые Пекин будет финансировать, или в которые он будет инвестировать средства. Стоимость этих контрактов, которые обсуждались представителями двух стран и по которым уже были подписаны предварительные соглашения, исчисляется сотнями миллиардов долларов. Однако пока китайская сторона начала финансировать лишь немногие из этих проектов.
В том, что Китай сначала подписывает контракт, а затем в течение многих лет разбирается в его деталях, прежде чем начинать финансировать тот или иной проект, нет ничего нового и неожиданного: он поступает так постоянно. Однако экономическая ситуация в России и Китае меняется. Снижение темпов роста китайской экономики влечет за собой снижение спроса, а это значит, что мотивация Китая при заключении масштабных контрактов с Россией — особенно на поставки энергоресурсов — уже не так сильна.
В августе глава департамента по делам Евразии Министерства торговли Китая Лин Цзи (Ling Ji) отметил, что падение цен на нефть и волатильность российской валюты создают дополнительные риски для российско-китайского сотрудничества. Более того, поскольку цена на российское сырье остается низкой, а Москва оказалась изолированной от Запада, Китай хорошо понимает, что сейчас Россия как никогда остро нуждается в его инвестициях. Поэтому Китай может ждать до тех пор, пока Россия не предоставит ему наилучшие условия.
В качестве примера можно привести крупную сделку на поставки природного газа, которую китайская корпорация China National Petroleum и российский «Газпром» заключили в мае 2014 года. В рамках этого проекта страны намереваются построить газопровод «Сила Сибири». Хотя и Россия, и Китай уже начали строительство этого газопровода, Китай пока так и не предоставил «Газпрому» оговоренное в контракте финансирование. В настоящий момент стороны продолжают вести переговоры по вопросу о стоимости и условиях поставки природного газа. Ожидается, что Россия и Китай подпишут еще одно соглашение по этому контракту во время визита Путина, однако это соглашение тоже не будет окончательным и не решит все спорные моменты.
Китайская сторона заморозила финансирование еще одного проекта — проекта с участием российского нефтяного гиганта «Роснефть». В июне 2013 года «Роснефть» подписала с Китаем контракт на поставки нефти на сумму в 270 миллиардов долларов. В рамках этого контракта Китай должен был заплатить «Роснефти» и российской компании «Транснефть» около 60-70 миллиардов долларов. Глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил о том, что его компания пока ничего не получила от китайской стороны, и что она нуждается в этих средствах для выплат по кредитам до конца года. Сечин, поехавший в Китай в составе делегации Путина, попытается добиться от китайской стороны предоставления обещанных средств.
Другим примером стало участие Китая в проекте «Ямал ЛПГ» вместе с французской компанией Total и российской компанией «НОВАТЭК». China National Petroleum должна была вложить в этот проект 20 миллиардов долларов из 27 миллиардов, которые требовались на его реализацию в 2014 году, однако, по словам владельца контрольного пакета акций «НОВАТЭКа» Геннадия Тимченко, средства от китайской стороны пока не поступили. Поскольку строительство завода «Ямал СПГ» уже началось, Тимченко также присоединился к Путину в его поездке в Китай, чтобы провести переговоры со своими китайскими коллегами.
Хотя большая часть задержек и отсрочек коснулась контрактов энергетической сферы, похожая участь постигла и другие сделки. Ожидалось, что ранее в этом году компания «Российские технологии» и китайская группа Shenhua начнут строительство порта в Приморье в рамках 10-миллиардного контракта, направленного на увеличение объемов добычи угля и экспорта. Строительные работы до сих пор не начались, и никто не знает, почему.
Все это вовсе не означает, что Китай тормозит реализацию всех контрактов, которые он подписал с Россией. Китай инвестировал 425 миллионов долларов в строительство железнодорожного моста через Амур и 830 миллионов долларов в деревообрабатывающее предприятие в Томске. Однако реализация так называемых мега-контрактов пока не началась. Китай станет одним из важнейших партнеров России, однако не так быстро и не в таких масштабах, как хотелось бы Москве.
Источник: inosmi.ru