Израиль и Иран: кто получит ключ от Средиземноморья?

Израиль и Иран: кто получит ключ от Средиземноморья?

Ближневосточная политика может показаться запутанным предприятием. Однако это впечатление обманчиво. Всё зависит от критерия, по которому оцениваютсяпроцессы. Арабо-израильский конфликт, противостояние Тегерана и Тель-Авива, войны в Сирии, Йемене и на Синайском полуострове — все эти события в той или иной степени обусловлены борьбой за газовые месторождения Восточного Средиземноморья. Доказательством тому служит находка итальянской государственной нефтегазовой корпорации Еni. 30 августа её пресс-служба сообщила об обнаружении значительных запасов природного газа в египетском месторождении Zohr, площадь которого составляет 100 квадратных километров (40 квадратных миль). Речь идёт о 30 трлн кубических футов газа (800 млрд кубометров), что эквивалентно 5,5 млрд баррелей нефти. Британский журнал Economist пытается подвести предварительный итог: «Если это так, то Zohr удвоит газовые резервы Египта, превратив его в обладателя крупнейшего месторождения в Средиземноморье». Директор Eni Клаудио Дескальци, которого первым поздравил премьер Италии Маттео Ренци, направился в Каир, где его принял президент арабской республики Абдель-Фаттах Ас-Сиси и глава правительства Ибрагим Махлаб. «Это историческое открытие в состоянии преобразовать энергетическую отрасль Египта», — цитирует Дескальци агентство France-Press.

Для Израиля, который с 2011 года готовится к прорыву на европейском направлении, эти слова равносильны приговору — после первой фазы т. н. арабской весны Тель-Авив позиционировал себя в качестве главного поставщика природного газа в Египет и Иорданию. Затем израильтяне намеревались построить газопровод в Италию и Грецию. Во всяком случае, именно так описывает планы Тель-Авива право-центристское издание NRG, публикуя статью с крайне пессимистичным заголовком — «Газовое фиаско Израиля». В материале недвусмысленно заявляется, что руководство еврейского государства уже два месяца изучает документ, призывающий «предотвратить попытки Ирана, освобожденного от бремени экономических санкций, помешать Израилю стать ключевым игроком на мировом энергетическом рынке». «Превращению Израиля в газовую державу должна была также способствовать прокладка подводного газопровода в Грецию и Италию», — говорится в статье. Однако автор материала — Пазит Рабина — делает оговорку: «В попытке заполучить почетное звание «ключевого игрока» на международном энергетическом рынке Израиль вряд ли сможет конкурировать с такой нефтегазовой державой, как Россия. Итальянская опция, мягко выражаясь, также достаточно сомнительна. Особенно после того, как ведущая итальянская энергетическая компания Eni обнаружила огромное месторождение газа в Египте».

По словам аналитика Manaar Energy Consulting Робина Миллса, «находка такого размера достаточна для того чтобы покрыть потребности Египта в природном газе». «Прежде чем говорить об экспорте в Евросоюз, предстоит наполнить внутренний рынок арабской республики, что лишает смысла израильские поставки голубого топлива», — приводит слова Миллса агентство Bloomberg. Как всегда, изменения в энергетике идут впереди политики. Итальянцы выводят Египет в разряд энергетических конкурентов Израиля, девальвируя тем самым дух Кэмп-Дэвидских соглашений 1978−1979 гг. между Тель-Авивом и Каиром. В ситуации, когда США занимают сдержанную позицию по арабо-израильскому конфликту, негласно поддерживая Палестину и Иран, израильтяне рискуют оказаться один на один с мусульманским миром. На Саудовскую Аравию теперь сложно делать ставку: в условиях перманентного хаоса в Йемене Эр-Рияд едва ли откажется от военно-политической поддержки Каира в угоду израильтянам. Единственная надежда Тель-Авива — сближение с Москвой, которое потребует согласования с Кремлем позиций по сирийскому конфликту. Оказавшись в подвешенном состоянии, премьер-министр Биньямин Нетаньяху продолжает антииранскую кампанию в Вашингтоне. Главный его тезис: «Иран — враг США, а Израиль — американский союзник». По словам Нетаньяху, «большинство граждан США поддерживает Израиль в оценке иранской угрозы», передает Reuters. Тель-Авив делает ставку на 60% республиканцев, отвергающих ядерную сделку с исламской республикой.

Как ни странно, заявление Нетаньяху совпало по времени с призывом Верховного лидера ИРИ Али Хаменеи вынести ядерное соглашение с «шестёркой» на парламентское голосование, который вызвал недовольство либеральной части истеблишмента во главе с президентом Хасаном Рухани. «Парламент не должен быть ограничен в вопросе одобрения ядерной сделки. Я не говорю о том, что законодателям следует утвердить или отвергнуть документ. Пусть решают сами», — цитирует аятоллу Хаменеи агентство Reuters. Интересный поворот, не так ли?

Однако линия фронта в израильско-иранской борьбе проходит не только в парламентских институтах Вашингтона и Тегерана, но и переносится в Бейрут, который с 22 августа сотрясает волна «мусорных протестов». С момента отставки президента Мишеля Сулеймана в мае 2014 года, Ливан погрузился в очередной вялотекущий политический кризис, который не оставляет шансов на избрание нового главы государства из числа католиков-маронитов. Лидер крупнейшего христианского блока «Свободное патриотическое движение» (СПД) Мишель Аун не против занять вакантное место, но только настаивает «на избрании главы государства народом, а не парламентом», сообщаетEuronews. Аун открыто поддержал манифестантов, заявив следующее: «Мы рады, что народ проснулся и требует свои права». По его утверждению, «ни один правитель не сможет удержаться у власти, если граждане не считают его законным». Логичный тезис, о котором в средние века писал, к примеру, итальянец Никколо Макиавелли. 80-летний генерал, которого западные СМИ называют сторонником правительства в Дамаске, держит руку на пульсе: 2 сентября из-за бойкота парламентского заседания со стороны СПД, спикер (шиит) Набих Берри был вынужден перенести выборы президента на 30 сентября. Для голосования необходимо присутствие 86 из 128 депутатов, однако в зале оказалось на момент третьего звонка 37 человек, уточняет агентство «Аль-Ватания». Более того, сторонники Ауна (четыре министра) бойкотируют заседание правительства совместно с шиитской «Хезболлой» (два министра), что лишает кабинет (мусульманина-суннита) Таммама Салама (состоит из 18 портфелей) возможности эффективно работать. Сам премьер-министр готов уйти в отставку, но спикер Берри её не принимает, ссылаясь на «национальную необходимость».

Курьёз состоит в том, что блокирование правительственных институтов в Ливане через бойкот, демонстрации и сидячие забастовки играет на руку Ирану, который перекрывает тем самым диалог между Бейрутом и Тель-Авивом в вопросе разграничения морского шельфа, где расположены крупные месторождения природного газа. Нет власти — нет соглашения. Пока политики делят власть,протестная волна нарастает, напоминая по своему стилю и лозунгам переворот в Тунисе 2011 года. Друзы пока не вмешиваются.Председатель местной общины Валид Джумблатт занял нейтральную позицию, ратуя за продолжение переговоров между сторонами конфликта. «Оккупация канцелярии министра окружающей среды не решит проблему отходов на наших улицах и не удовлетворит другие выдвинутые требования», — написал Джумблатт на своей странице в Twitter.

Восточное Средиземноморье скатывается к масштабному кризису, который представляет собой коктейль из разного уровня противоречий. По всей видимости, карта Ближнего Востока сформируется раньше, чем предполагалось. Её почти дорисовали.

Саркис Цатурян

Источник: iarex.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий