Сейчас соотношение один к двум: 554,4 тыс. заключенных в СИЗО и колониях охраняют около 300 тыс. сотрудников.
Руководство ФСИН считает, что число сотрудников, занятых в уголовно-исправительной системе, нужно не сокращать, а, наоборот, увеличивать. Сейчас на 554,4 тыс. человек содержащихся в исправительных учреждениях приходится около 300 тыс. тюремного персонала. Представители службы отмечают, что гуманизация условий содержания заключенных находится в прямой пропорциональной зависимости от затрат на содержание и количества сотрудников, работающих в тюрьмах и колониях. В качестве примера во ФСИН приводят Францию и США, где, по данным службы, на одного заключенного приходится примерно по одному сотруднику исправительного заведения.
Данные выводы были изложены в письме (есть в распоряжении «Известий») начальника финансово-экономического управления ФСИН Андрея Кочукова авторам доклада «О неэффективности бюджетных расходов на уголовно-исполнительную систему РФ». Его подготовили сотрудники Института проблем современного общества. Эксперты института проанализировали финансирование федеральных ведомств РФ и выяснили, что на функционирование ФСИН РФ в 2015 году из бюджета было выделено 2,2% — 266 млрд рублей. Для сравнения: это больше, чем получили МЧС РФ, Минздрав, Минсельхоз, Минтруда и Минтранс.
Эксперты Института проблем современного общества также подсчитали, что затраты федерального бюджета в расчете на одного заключенного составляют свыше 400 тыс. рублей в год.
— На 1 января 2015 года в учреждениях службы находилось 671,7 тыс. человек, которых охраняет 325,5 тыс. человек. — Получается, что двух заключенных стережет один фсиновец, — рассказала «Известиям» представитель Института проблем современного общества Ольга Киюцина. — 266 млрд рублей — это явно чрезмерные средства для охраны заключенных, притом что за последние годы бюджет РФ выделил миллионы рублей на закупку различных автоматизированных систем контроля для нужд ФСИН.
Эксперты отмечают, что, несмотря на выделенные миллиарды, ситуация с правами осужденных продолжает ухудшаться.
— В колониях продолжаются бунты, самоубийства, — говорит Киюцина. — Стоит вспомнить последнюю историю в Нижегородской области, когда в результате беспорядков в колонии для больных туберкулезом осужденных погибли два человека и десятки были ранены.
В своем ответе экспертам начальник финансово-экономического управления ФСИН РФ Андрей Кочуков утверждает, что сравнение бюджетов ФСИН РФ с другими федеральными ведомствами не корректно, а ее деятельность нужно сравнивать с уголовно-исполнительными системами других стран.
В качестве модели, к которой нужно стремиться ФСИН РФ, почему-то приведена Норвегия, где уровень ВВП на душу населения в семь раз выше среднероссийского, а в местах лишения свободы содержится всего 3,7 тыс. человек.
По мнению Андрея Кочукова, то обстоятельство, что в России на одного сотрудника приходится всего два заключенных, считают не только нормальным, но и недостаточным.
Представитель ФСИН РФ ссылается на ICPS (Международный центр тюремных исследований), в котором приводятся данные о том, что «в большинстве зарубежных стран соотношение численности тюремного персонала к содержащимся осужденным в среднем составляет 1 к 1». Так, в Германии на 1 заключенного приходится 1,22 сотрудника тюрьмы, во Франции — 0,87, на Украине — 1,7, а в Америке — 0,97.
— Гуманизация условий содержания заключенных находится в прямой пропорциональной зависимости от затрат на содержание исправительных учреждений. В соответствии со ст. 73 УИК осужденные отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в которых они проживали или были осуждены, в связи чем необходимо создание небольших исправительных учреждений (И) всех видов режима в каждом субъекте РФ. Отказ от крупных И с отрядным способом содержания в пользу создания компактных учреждений с содержанием в помещениях по 2–4 человека потребует еще большего количества обслуживающего персонала на одного осужденного, — пишет Кочуков.
Он уточняет, что в I квартале этого года в исправительных учреждениях находилось 554 493 человека.
— Ответ из тюремного ведомства вызвал у нас некоторое недоумение. В то время как все ведомства изыскивают резервы для оптимизации расходов, во ФИН объясняют, почему сокращать финансирование никак нельзя, — рассказывает «Известиям» Ольга Киюцина.
Она говорит, что на сайте самого ICPS аналитики, посвященной количественной оценке тюремного персонала разных стран, они не нашли. Да и с точки зрения элементарной логики подобное соотношение выглядит неубедительным. Представитель института считает, что приведенные для сравнения ФСИН РФ данные ICPS не корректны, так как, например, численность осужденных в России снижается гораздо медленнее, чем в странах, которые привела в пример ФСИН.
— При обосновании своего бюджета и численности ФСИН России ссылается на международный опыт, но делает это весьма выборочно, используя только те факты, которые выгодны с точки зрения сохранения объемов финансирования. Одним из основных аргументов является необходимость «большого количества обслуживающего персонала в расчете на 1 осужденного», — утверждает исследователь.
По мнению правозащитника, основателя социальной сети Gulagu.net Владимира Осечкина, который ознакомился с исследованием Института проблем современного общества и ответом представителя ФСИН РФ, ведомство вместо адекватного восприятия конструктивной критики предприняло попытку оправдать неэффективные траты бюджета.
— Самый громкий скандал последних лет с расхищением нескольких миллиардов рублей на закупку устаревших уже электронных браслетов по цене, превышающей рыночную в пять раз, наглядно показывает, что освоенные по федеральной программе «Юстиция» денежные средства, выделяемые якобы на гуманизацию, на самом деле пошли в карман коррупционеров, в том числе в карман тогда непосредственного руководителя ФСИН, а сейчас арестованного Александра Реймера, — рассказывает «Известиям» Владимир Осечкин.
Во ФСИН РФ утверждают, что уже в 2016 году бюджет ведомства сократится по сравнению с 2015-м на 3,1% и составит 258 млрд рублей. Кроме того, уменьшится и численность сотрудников службы на 40 тыс. человек.
— Все эти меры должны улучшить экономическую эффективность деятельности ФСИН РФ, — говорит собеседник «Известий» из тюремного ведомства. По его словам, на проведение более эффективной реформы сейчас у государственной казны просто нет средств. Поэтому вся реформа будет заключаться в сокращении сотрудников, чтобы снизить бюджетные траты.
По данным «Известий», на проведение реформы пенитенциарной системы РФ из бюджета в ближайшие годы планировалось выделить более 12 млрд рублей. Однако из-за начавшегося в прошлом году экономического кризиса все реформы пришлось свернуть.
— Сейчас выделенных денег хватает только на содержание заключенных, зарплату сотрудникам и оплату ЖКХ региональным компаниям, предоставляющим коммунальные услуги — свет, отопление и водоснабжение, — жалуется «Известиям» представитель ФСИН РФ.
Напомним, что тюремная реформа в России началась в 2009 году, после заявления тогдашнего президента Дмитрия Медведева о необходимости гуманизации всей уголовно-исполнительной системы в сторону применения видов наказания, не связанных с лишением свободы. Глава Минюста Александр Коновалов впоследствии пояснил, что к 2020 году вся система исправительно-трудовых учреждений России будет ликвидирована.
Согласно амбициозному проекту, вместо колоний с бараками должны были быть построены комфортабельные тюрьмы с разными видами режима содержания, а также открыты колонии-поселения для осужденных, совершивших не тяжкие преступления. Всего предполагалось построить 721 учреждение нового типа (58 тюрем особого режима, 180 — усиленного, 210 — общего режима для мужчин и др.).
Александр Раскин
Источник: izvestia.ru