Больше недели прошло с тех пор, как в лесу под Туломой прозвучали роковые выстрелы, прервавшие жизнь двух охотников и пустившие под откос судьбу егеря Виктора Михайловского. Теперь предполагаемый убийца сидит в следственном изоляторе, его семилетний сын, невольно ставший свидетелем убийства, даже не хочет вспоминать о кровавой драме, а жена охотинспектора не знает, как помочь супругу, которого сейчас выставляют едва ли не людоедом.
О том, что в уголовном деле не все однозначно, говорят и сами следователи, и друзья Виктора Михайловского, ожидающего своей участи в СИЗО. Разобраться в том, что же могло произойти в лесу под Туломой 25 августа, “Комсомольской Правде”-Мурманск” помог коллега задержанного.
Спокойный и обстоятельный
Пару лет назад спортивно-стрелковый клуб «Кречет» взял в аренду охотничьи угодья с 33 км по трассе Кола – Лотта до реки Шовны и на въезде расставил специальные обшлаги. К тому моменту птиц в лесу практически не осталось, охотники отстреливали непуганую дичь прямо с автомобилей, да и на самом участке то и дело приходилось натыкаться на несанкционированные свалки. Сотрудники клуба начали наводить порядок, например, отложили начало охотничьего сезона на своей территории до 5 сентября (в Мурманской области он официально стартует 15 августа. – Ред.). Этих мер оказалось достаточно, чтобы в угодьях вновь появились куропатки и тетерева.
– В основном там работал Виктор Михайловский, вкладывая туда душу. Он обустроил лагерь и прикормил огромного медведя, который охранял территорию от своих собратьев. Витя собирался организовать вольер и начать разводить оленей. А когда в угодьях кто-то застрелил медведицу, то приютил двух медвежат, – рассказываетСергей Беличенко, инструктор по безопасному обращению с оружием клуба «Кречет».
Остальные охотинспекторы лишь приезжали помочь ему проверить документы и оружие у туристов. Часто коллеги нужны были больше для того, чтобы поддержать Виктора морально – к мужчине невысокого роста, всего 1,6 метра, не все относились с должным уважением. Особых конфликтов до рокового дня не было, хотя Михайловский работал плодотворно и составил много актов о нарушениях со стороны охотников. Виктор Викторович всегда долго и обстоятельно показывал свое удостоверение, объяснял, что находится при исполнении, ссылаясь на закон «Об охоте». Но в пиковых ситуациях, когда понимал, что дело может дойти до применения физической силы, уступал, предупреждая, что вызовет наряд полиции.
Защищал сына
25 августа Виктор отправился в угодья с семилетним сыном и своими собаками – лайками. При себе у него был нарезной карабин «Вепрь-К» калибра 7,62 мм. Такое серьезное оружие необходимо для защиты при встрече с медведем, ведь животных этим летом в лесах немерено.
– Я не касаюсь ни личности погибших, ни их действий. Почему люди с заряженным оружием в разгар рабочей недели оказались на территории, где охотничий сезон еще не открыт, пусть разбираются следователи, – недоумевает Сергей Беличенко. – Расскажу только то, что знаю со слов Виктора Михайловского. Когда произошла трагедия, он сам вызвал полицию и «Скорую», а заодно позвонил и нашему руководителю.
Со слов Михайловского, они с сыном услышали выстрелы и поехали посмотреть, что произошло. Когда встретились с охотниками, начался конфликт.
– К ребенку было применено физическое насилие. Естественно, Витя вступился за сына. Похоже, что именно тогда и началась перестрелка, – предполагает Беличенко.
На вопрос о том, а не мог ли инспектор застрелить охотников с пьяных глаз, коллега отрицательно качает головой:
– Да нельзя ему было, по состоянию здоровья нельзя. Он только после операции. Я его вообще ни разу пьяным не видел.
Сейчас Виктор Михайловский находится под стражей. Суд отправил его в СИЗО с формулировкой «чтобы не оказывал давления на сына».
– Сейчас с ребенком работает психолог. Как только разговор заходит об этой истории, мальчик замыкается, – объясняет Сергей Беличенко.
ДОСЛОВНО
Председатель Общественной наблюдательной комиссии Мурманской области Юрий Мананков:
– Я только начал заниматься этим делом. Мы возьмем его на контроль. В ближайшее время я обязательно встречусь с задержанным.
ЕСТЬ ПРОБЛЕМА
Сроки перенесли, зверобоев почти не контролируют
Если углубиться в суть вопроса, то становится понятно, что несчастный случай в лесном массиве мог произойти и раньше. Официально в Мурманской области охотничий сезон открывается 15 августа, как и в целом по России. А ведь в это время в Заполярье самый разгар тихой охоты, а значит, грибники и люди с оружием, готовые в любой момент стрелять по движущейся цели, практически разгуливают по одной территории. Год назад под обстрел из автомата Калашникова под Оленегорском попала пара грибников. Тогда женщина едва не погибла.
– Вообще в Мурманской области охотсезон начинался всегда со второй субботы сентября, а за две недели до этого разрешалась охота с собаками на боровую дичь. Сейчас Министерство природы России изменило правила. Теперь охота открывается на болотно-луговую дичь в одно и то же время в Астраханской области и Заполярье. Я считаю, что это не совсем правильно. В регионах разные климатические условия и выводковые периоды. Птица элементарно не успевает «становиться на крыло». Так что, здесь дело и в отношении к животному миру, и в безопасности грибников и ягодников, – обозначает свою точку зрения Игорь Ильин, начальник отдела государственного охотничьего надзора министерства природы Мурманской области.
Именно поэтому в охотничьих угодьях, взятых в аренду частными лицами, сроки отстрела животных стараются сдвинуть на более поздние. К слову, чтобы навести порядок в лесах в 2013 году, государство и ввело производственный охотничий контроль. Инспекторы, сдавшие квалификационный экзамен, получают специальные удостоверения.
– В Мурманской области всего три охотугодья. Правда, соглашений, по которым арендаторы могут нанимать охотинспекторов, с нами заключили всего два – Кольское угодье и «Кречет». Сейчас их территорию контролируют всего четыре производственных охотничьих инспектора, – добавляет Игорь Ильин.
Конечно, есть еще и государственные служащие, в обязанности которых входит следить за порядком в лесах. В общей сложности набирается около 12 человек на весь Кольский полуостров. Но разве могут они проконтролировать такую обширную территорию?
А тем временем, заветный охотничий билет может получить любой желающий, предоставив в госохотнадзор фотографии и ксерокопию паспорта. Бывалые охотники вспоминают, что в советское время проще было вступить в комсомол, чем получить заветную книжечку. Теперь же никакого охотминимума (необходимый набор знаний для охотников. – Ред.) и вовсе нет. Получается, что ружье взять в руки может любой желающий?
Источник: murmansk.kp.ru