1 сентября в школах России должен пройти единый всероссийский урок «Готов к труду и обороне»
Цель — популяризация здорового образа жизни и прошлогодней президентской инициативы по возрождению культовой советской практики — сдачи норм ГТО.
Судя по появившимся в сетях откликам, инициатива Минобра (тема всероссийского урока — его выбор) уже расколола учительское сообщество.
Против пропаганды здорового образа жизни как таковой не возражает, кажется, никто, ситуация со здоровьем российских школьников действительно удручающая. Согласно последним данным Минздрава, лишь 14% школьников являются относительно здоровыми, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35—40% — хронические заболевания. Ситуация стабильно плохая, и мало бить тревогу, надо срочно что-то делать.
Но формы этой пропаганды вызывают у многих недоумение или даже отторжение.
Многим не нравится сам «милитаристский» флер названия. «Почему мы должны готовить солдат?» — спрашивает одна из участниц дискуссии, мама школьника. И немало педагогов с ней согласится.
Конечно, в самом слове «оборона» нет никакого криминала. Очевидно, что готовность к защите своей территории и населения в обозримой перспективе останется важной задачей любого государства.
Но также очевидно, что в глазах части общества (как родителей, так и педагогов) государственная пропаганда дискредитировала за последние годы это понятие так же, как и многие другие. Очевидно и то, что неприятие пропагандистских штампов присуще и части (как правило, наиболее развитых) школьников. И в этом, с точки зрения хорошего учителя, нет беды. Есть повод устроить хорошую дискуссию о соотношении личных и общественных интересов, подлинного патриотизма и его искаженных версий.
Проблема, однако, в том, что никаких дискуссий парадный «единый» урок по мысли его организаторов не предполагает. Согласно методическим рекомендациям к сему действу, подготовленным на кафедре психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья «Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», «важно, чтобы дети с самого раннего возраста приобщались к физической культуре и спорту. Урок «Готов к труду и обороне» — пример такого приобщения».
Авторами методички предлагается дискуссия «Совместимы ли вредные привычки и увлечение физкультурой?» Не нравится? Есть и другие варианты: беседа «Физкультура и спорт в современном мире», дискуссия «Как стать успешным в жизни». Результат всех предложенных обсуждений, впрочем, известен заранее. Учащиеся должны прийти к выводу о том, что успех в жизни предполагает занятия спортом. Глубокая мысль, но зачем на нее тратить 45 минут?
И еще одна ненавязчивая подсказка авторов методрекомендаций. «В завершении рассказа учителю стоит обратить внимание обучающихся на то, что в нашей стране в последние годы много внимания уделяется популяризации массового спорта. Можно попросить обучающихся вспомнить примеры этого».
Вот в этом-то и загвоздка. Как бы ни относиться к тому, советскому, ГТО — это была действительно массовая инициатива (значкистом ГТО был каждый второй молодой человек), опиравшаяся на серьезную материальную базу (стадионы, секции и добровольные спортивные общества и т.д.). Эмигрант-монархист Василий Шульгин, инкогнито посетивший в 20-е годы СССР, отмечал небывалое увлечение широких масс спортом. ГТО тогда еще не было, но он позднее логично стал одним из основных звеньев в уже наметившемся процессе.
Ныне ситуация принципиально иная. Никаких серьезных средств в развитие массового спорта государство вкладывать не собирается. Вместо этого по привычному сценарию власть пытается оседлать пропагандистскую лошадку, создавая миф о преемственности нынешней системы советской. И пришпоривать эту клячу предназначено учителям в рамках «единых уроков». А если из примеров «популяризации массового спорта» в голову лезет только застроенная в прошлом году спортивная площадка да сокращение бесплатных секций, то тем хуже для учителя.
Андрей Демидов
Источник: novayagazeta.ru