Министра иностранных дел России Сергея Лаврова нельзя считать редким гостем в Азербайджане. Но, по кулуарной информации, нынешний его приезд в Баку носил довольно неожиданный характер. Как сообщает МИД России, это “рабочий визит”, в ходе которого Лавров обсудит с азербайджанской стороной “вопросы двусторонней и многосторонней повестки дня, а также ситуацию в регионе”.
Информация довольно скудная. Ясность в нее не внесли ни Лавров, ни президент Азербайджана Ильхам Алиев. Первый заявил, что Москва рассчитывает на участие Азербайджана в выставке военно-технической продукции, которая состоится в сентябре в Свердловской области. Он также сообщил, что вскоре Азербайджан посетит министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. По словам Лаврова, российско-азербайджанские экономические отношения “идут по восходящей”, и что Москва рада росту поставок в РФ азербайджанской сельскохозяйственной продукции. Что же до карабахского урегулирования, Лавров ограничился следующим заявлением: “Надеюсь, что прогресс будет достигнут”.
Алиев, в свою очередь, подчеркнул, что Баку высокого ценит приезд в Азербайджан на первые Европейские Игры президента России Владимира Путина: “Это дорогого стоит, это яркий показатель высокого уровня наших отношений”. Азербайджанский президент, кроме того, подтвердил настрой своей страны на продолжение эффективного и успешного развития двусторонних отношений с Россией.
Словом, вроде бы никакой пищи для размышлений прямая речь Алиева и Лаврова не дали, хотя сам факт неожиданного визита главы российского МИД в Азербайджан наводит на множество мыслей. В том, что стороны обсудили карабахскую проблематику, сомнений, конечно, нет. Но важным является, какие именно предложения по Карабаху находятся в процессе разработки, имея в виду, что, во-первых, ситуация в конфликтной зоне обостряется с каждым днем, во-вторых, что Россия стремится единолично влиять на карабахский “исход”, купируя инициативы Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, а, особенно, американского сегмента этой “миротворческой” структуры.
Правда, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов считает, что визит Лаврова в Баку не связан с каким-либо прорывом в карабахском урегулировании, и призван поддержать на определенном уровне конструктивные отношения с Азербайджаном. Как сообщил эксперт РИА Новости, “Это не отношения союзнические, как с Арменией, где льготные цены действуют, военная база и так далее. Здесь более прагматичные отношения. Азербайджан балансирует”.
Он также полагает, что с визитом Лаврова в Баку начнутся разговоры о вступлении Азербайджана в ЕАЭС. “Не вступает. Азербайджан – довольно прагматичная и эгоистическая в хорошем смысле слова страна”, – сказал Маркедонов.
Иного мнения придерживается депутат азербайджанского парламента, политолог Расим Мусабеков. По его мнению, цель визита Лаврова в Баку – убедить азербайджанскую сторону в целесообразности принятия предложений Москвы по карабахскому вопросу. Как информирует Sputnik (Баку), Мусабеков на своей странице в Facebook написал следующее: “Принимая во внимание, что около месяца тому назад министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров совершил аналогичный визит в Москву, особой необходимости в консультациях между главами внешнеполитических ведомств не было. Поэтому можно предположить, что переданные через Мамедъярова какие-то российские предложения (скорее всего, по вопросу карабахского конфликта), не вызвали позитивной реакции у высшего азербайджанского руководства, и Лавров прибывает в Баку с тем, чтобы лично дать необходимые разъяснения и убедить в целесообразности их принятия”.
Как полагает Мусабеков, краткосрочный рабочий визит главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова в Турцию на прошлой неделе, где он провел переговоры со своим турецким коллегой, и нынешний визит Лаврова в Азербайджан взаимосвязаны. “Вопрос настолько важный, что прежде чем сказать “да” или “нет”, возникла необходимость проконсультироваться с нашим стратегическим союзником Турцией”, – пояснил он. И добавил: о сути предложений России по выводу переговоров по карабахскому урегулированию из тупика и о цене, запрашиваемой Москвой за свои “добрые услуги”, станет известно только из последующего хода событий”.
Между тем “ценой за добрые услуги” может стать окончательное согласие Азербайджана на возвращение в республику российской РЛС. Напомним, недавно распространилась информация, в соответствии с которой в Азербайджане в 2017 году начнется строительство станции исключительно российского подчинения. Некоторые эксперты назвали такую перспективу “уткой” – дескать, не для того Баку три года назад отказал Москве в продлении эксплуатации РЛС “Дарьял” в Габале, и России пришлось в компенсаторном порядке построить аналогичную станцию в Армавире.
То есть, речь идет об углублении российско-азербайджанских военно-технических отношений, которые в последнее время набирают обороты и пугают Армению. А открытие российской РЛС в Азербайджане станет для Армении настоящим ударом, поскольку она лишится эксклюзивного права “прикрытия” на Южном Кавказе российской военной базой: ведь РЛС, по сути, таковой и является.
Кроме того, уже несколько месяцев Москва намекает на то, что решение карабахского конфликта найдено, и в Ереване почти не сомневаются, что в пользу Азербайджана. Так что визит Лаврова в Баку для Еревана можно считать если не очень опасным, то сильно интригующим.
Еще одну версию визита Лаврова в Баку озвучил депутат парламента Азербайджана Захид Орудж. По его мнению, приезд Лаврова напрямую связан с региональными процессами. Конкретнее, “Конфронтация между Западом и Россией продолжает углубляться. С другой стороны, снятие санкций с Ирана меняет ситуацию в регионе, что вынуждает Кремль более активно действовать”. Во всех этих региональных делах присутствует и фактор НАТО, укрепляющий свое военное присутствие на Украине и в Грузии, и превращающий США в сторону конфликта в конфронтации Грузии и России. “Такая политика Вашингтона направлена на ослабление присутствия России в регионе Южного Кавказа”, – сказал Орудж.
Главной целью визита Лаврова в Азербайджан он назвал прояснение позиции официального Баку по всем вышеперечисленным вопросам, и отметил важность позиции Азербайджана в регионе и на международной арене. “Азербайджан, с одной стороны, строит отношения с НАТО, с другой – Азербайджан строит взаимовыгодные отношения с Россией, не присоединяясь к антироссийским санкциям”, – напомнил Орудж.
Он также подтвердил, что стороны обсуждают и карабахский конфликт. “НАТО привело в эти регионы нерешенные конфликты. Если политическое руководство России не оставило бы замороженными конфликты Абхазии, Карабаха, Южной Осетии, Приднестровье, то интервенция НАТО в эти регионы не произошла бы с такой скоростью. Поэтому политическая элита России должна вынести соответствующий урок из этой ситуации. Если в Москве хотят получить поддержку этого региона, то должны пойти на решающие шаги в направлении решения территориальной целостности этих государств”, – подчеркнул Орудж.
По всей вероятности, “решающие шаги” в карабахском и армяно-азербайджанском урегулировании и привели Лаврова в Баку. Но это довольно узкое понимание вопроса, поскольку карабахское урегулирование нельзя рассматривать как отдельно взятую проблему, не связанную с процессами, происходящими на Ближнем Востоке, граничащем с Кавказом. Учитывая активизацию России на Ближнем Востоке, логично было бы думать, что аналогичная активизация должна произойти и на Южном Кавказе. Оба эти региона переплетены достаточно серьезно, и отношения между ними довольно неоднозначные. И ключевым игроком обширного сегмента этих отношений является именно Азербайджан, имеющий определенные трения с Ираном, поддерживающим Армению. С другой стороны, Азербайджан находится в теснейшем взаимодействии с Турцией, конкурирующей с Ираном, и подпортившей отношения с Россией из-за занятия ею проамериканской позиции на почве Ирака и Сирии.
Поэтому, надо полагать, скоропалительный визит Лаврова в Баку завязан на больших противоречиях в вопросе обеспечения региональной безопасности и стремлении усилить влияние России параллельно в двух граничащих друг с другом регионах. В том числе, с таким расчетом, чтобы карабахское урегулирование по сценарию Москвы не вошло в противоречие с пониманием этого вопроса Ираном и Турцией.
Разумеется, относительный политический штиль должен устроить Азербайджан – по меньшей мере, он должен адаптироваться к новым геополитическим реалиям, в которых Тегеран сближается с Москвой, а ближайший союзник – Турция, напротив, отдаляется от России.
О том, что Россия должна взяться за карабахское урегулирование сама, заявил изданию 1news.az и азербайджанский политолог Тофик Аббасов. “Россия имеет свои стратегические интересы на постсоветском пространстве и поэтому должна сказать свое слово. Россия должна взять инициативу в свои руки, учитывая то, что и по линии Москва-Баку, и по линии Москва-Ереван имеется четкий диалог и есть, что обсуждать”, – сказал он.
Ирина Джорбенадзе
Источник: rosbalt.ru