В минувший понедельник Верховная рада Украины приняла в первом чтении конституционные поправки по децентрализации власти в стране. За принятие поправок проголосовали 265 депутатов, в том числе, практически все члены Оппозиционного блока, которые обычно не принимали участие в голосованиях по проектам, внесенным руководством государства.
Против поправок выступили все члены фракции Радикальной партии Олега Ляшко и почти все депутаты от партий “Батькивщина” и “Самопомощь”. Показательно, что против проекта проголосовали пять членов Блока Петра Порошенко, а также пятнадцать внефракционных депутатов.
Сразу после принятия поправок возле здания Верховной Рады начались массовые беспорядки, инициированные противниками внесения изменений в Конституцию. В результате волнений были ранены более ста сотрудников правоохранительных органов, три человека погибли. Тридцать человек из числа возможных зачинщиков беспорядков были задержаны.
Власти возложили вину на случившееся на сторонников националистической партии “Свобода”, а на допрос вызвали кроме главного свободовца еще и лидеров радикалов и непарламентских “укропов”, участвовавших в акции.
Итак, сегодня для внесения в Конституцию изменений не хватает 35 голосов – нужно 300. Однопартийцы Олега Ляшко, видимо, не чувствуют никакой “моральной ответственности” за случившееся перед Радой и сегодня заявили об уходе из парламентской коалиции. Значит, на их голоса при голосовании во втором чтении точно можно не рассчитывать.
Юлия Тимошенко уже сказала о том, что коалицию надо сохранить, но значит ли это, в контексте второго чтения, “да”, “может быть” или “нет” – кто знает. Но в любом случае, у Юли только 19 мандатов – маловато.
У “Самопомощи” – 31. Было. Пятерых, проголосовавших “за”, уже выгнали. Среди исключенных оказалась даже Анна Гопко, возглавлявшая в прошлом году список партии на выборах в Верховную раду. Значит ли это, что оставшиеся заняли жесткую позицию и “против” уже “навсегда”?
Депутат от “Блока Петра Порошенко” Олег Мусий написал заявление о выходе из фракции. Он принял такое решение в связи с тем, что его возмутил факт совместного голосования оппозиции и фракций коалиции за решение о принятии изменений в Конституцию Украины. Но он уже был против, так что его можно и не считать. Тут интереснее другое: станет ли его демарш сигналом для “переформатирования” фракций.
Так против чего же сейчас выступают как сторонники унитарного государства, так и приверженцы федерализма? Ведь текст злополучных поправок одинаково яростно критикуется и “справа”, и “слева”. Впрочем, все станет понятно, если внимательно прочитать сам текст предлагаемых изменений в Конституцию.
Его можно условно разделить на две части. В первой предусматривается передача на местный уровень значительной части управленческих функций, в том числе по управлению финансовыми потоками. Предлагается образовать новую местную административную единицу – Громаду (Общину), которая получит значительные полномочия в решении ряда важных вопросов. Место назначаемых сверху губернаторов займут префекты, а функции исполнительной власти передадут исполнительным органам местных советов.
Впрочем, на эти предложения мало кто обратил внимание. Шквал критики вызвала вторая часть поправок. В Конституцию, согласно им, предлагалось внести упоминание о фактически особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей, ну, вернее, о том, что жизнь там будет регулироваться законом об особом порядке самоуправления.
Авторы проекта отдельно отмечали, что это означает лишь возможность “специфического осуществления местного самоуправления в этом регионе” и отнюдь не равнозначно предоставлению Донбассу автономии. Тем более, что введение в действие поправок было жестко увязано с вступлением в силу ранее принятого Радой закона об особом порядке.
Однако эти заверения совершенно не успокоили противников поправок. Их возмутила сама возможность постановки вопроса о каком-либо “особом статусе” и “специфическом местном самоуправлении” в мятежных регионах.
Представители Радикальной партии, “Батькивщины” и “Самопомощи” назвали приятие поправок в первом чтении, предательством национальных интересов Украины. Позицию противников поправок попробовал объяснить в интервью “Эху Москвы” киевский политолог, профессор Алексей Горань.
“Произошла агрессия против Украины, – заявил политолог, – и внесением этих поправок мы как бы идем на уступки, чтобы умилостивить агрессора. Нам навязывают децентрализацию, но мы не хотим ее в том виде, в каком хочет Путин”.
Горань добавил, что само внесение поправок вызвало недоумение и напряжение в украинском обществе.
А вот украинский политолог Михаил Погребинский полагает, что протест фрондирующих партий носит в определенной степени искусственный характер.
“Три маленькие фракции, которые голосовали против – Радикальная партия, “Самопомощь” и “Батькивщина” Тимошенко, они не настолько против, они хотят дистанцироваться от Порошенко и Яценюка перед местными выборами. Чтобы показать, что они не несут ответственности за ту кошмарную ситуацию, в которой мы все оказались. В этом смысле их протест оправдан избирательной кампанией”, – отметил Михаил Погребинский в эфире киевской радиостанции “Голос столицы”.
Многие наблюдатели полагают, что в значительной части украинского общества действительно заметно критическое отношение к принятым в первом чтении поправкам.
“Как стало известно сразу из нескольких источников, близких к руководству самых разных политических партий, критически относятся к поправкам как противники Петра Порошенко, так и многие его сторонники, – рассказал “Росбалту” независимый киевский журналист Сергей Быченко. – Только противники действующего президента уверены, что Порошенко “пошел на поводу у Москвы”, а его сторонники ставят в вину своему лидеру слепое следование “указаниям Запада”.
Любопытно, что поправки раскритиковали и в Москве. Заместитель главы российского МИДа Григорий Карасин заявил, что Киев “абсолютно игнорирует предложения по политической реформе, которые выдвигаются представителями Донецка и Луганска”.
Фактически вторит ему и представитель ДНР на минских переговорах Денис Пушилин. “Все, что состоится в Верховной раде, лишь отдаленно напоминает комплекс мер по выполнению Минских соглашений, – цитирует его Донецкое агентство новостей. – Нас это не устраивает, у нас есть четкое понимание, как именно должна происходить конституционная реформа, как именно должен выглядеть закон, по которому мы должны провести выборы на нашей территории”.
Можно согласиться с мнением некоторых наблюдателей, что поправки к Конституции изначально носили половинчатый характер. Они, вроде бы, предусматривали особый статус мятежных регионов, что, естественно, не нравилось радикалам. Но одновременно, как уже говорилось, они не означали немедленного присвоения Донбассу этого статуса де-юре, что, конечно же, категорически не устраивало сепаратистов.
Руководитель Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко полагает, что произошло это потому, что поправки попали в текст закона на настоятельной просьбе помощника государственного секретаря США Виктории Нуланд.
“Внесение этих поправок было уступкой Порошенко западным партнерам Украины, а отнюдь не Москве”, – утверждает Фесенко.
Кстати, и Михаил Погребинский уверен, что в случае, если дело дойдет до второго голосования, Нуланд может вновь прийти на выручку. Без посторонней помощи, по мнению политолога, Порошенко не удастся набрать необходимые для прохождения закона триста голосов депутатов.
“Без помощи Виктории Нуланд – вряд ли,- сказал Погребинский в интервью “Голосу столицы”. – Но поскольку такая помощь уже один раз была предоставлена, то я не исключаю, что и в следующий раз сюда приедет и Виктория Нуланд, и посол США пойдет на голосование”.
Владимир Фесенко, в свою очередь, напомнил очень важную деталь. Поправки, как уже говорилось, увязаны с вступлением в силу принятого ранее Радой закона об особом порядке самоуправления в Донбассе. А этот закон, в свою очередь, вступит в силу только после восстановления Украиной полного контроля над государственной границей с Россией, и – внимание – после проведения в Донецкой и Луганской областях выборов в местные органы власти по украинским законам.
Однако власти “республик” ни при каких обстоятельствах не собираются проводить на подконтрольных им территориях “украинские” выборы. Они уже наметили проведение выборов, не имеющих никакого отношения ни к украинским законам, ни к единой Украине.
Видимо, в этом и кроется нехитрая загадка возникшего конфликта и достаточно примитивный ход Петра Порошенко, стремящегося усидеть на двух стульях: угодить одновременно Западу и собственным радикалам – идти к конституционным реформам, но так и не дойти.
“По некоторым сведениям, – говорит журналист Сергей Быченко, – поправки изначально вносились с целью заложить в них “мину замедленного действия”. Авторы поправок, а, возможно, и сам президент, заранее предполагали, что условия введения в действия поправок никогда не будут выполнены”.
Вполне можно предположить, что после проведения “сепаратистами” собственных выборов будет снят вопрос об “особом статусе Донбасса”. Тогда можно будет “с чистой совестью” отозвать поправки обратно.
Следовательно, до голосования во втором чтении дело может просто не дойти. Получается, что сегодняшние разговоры о том, наберет президентский проект триста положенных голосов или не наберет, может вообще не иметь особого смысла.
Ироничные киевские журналисты полагают, что такая ситуация закладывалась в проект заранее “хитрым” Порошенко, и все страсти вокруг поправок и пресловутых “трехсот голосов” были запланированы для своеобразной “разрядки” и отвлечения общественного мнения от ситуации на Востоке. А также для того, чтобы создать впечатление, будто Киев придерживается буквы Минских соглашений, и только неуступчивость сепаратистов и козни Москвы мешают достижению компромисса.
Понятно, что сделано это было, скорее всего, для наглядного предъявления западным партнерам своих миролюбивых намерений. Тем более, что Запад, рано или поздно, все равно спросит, почему же все-таки стороны не торопятся выполнять то, что подписано.
Но в этом случае ситуация вернется к исходной точке и урегулирование конфликта не сдвинется с места. Правда, уже дней пять, как в Донбассе почти спокойно. Почему бы?
Юрий Гладыш
Источник: rosbalt.ru