Центр нас сравнительно небольшой — 25 человек. При этом, как в любой организации, кто-то иногда уходит, появляется кадровая надобность, и мы ищем будущего сотрудника. Вывешиваем, как водится, в интернете объявление с профильным портретом: «Нужен умный, нужен широкообразованный, желательно с опытом, желательно со знанием языков, при этом — внимание! — молодость приветствуется». Сейчас вернусь к этой детали. Получаем сотни резюме соискателей.
Что это за люди? Возраст разный — есть и 50-ти, 60-ти летние, есть и совсем молодые — студенты, выпускники. Большая масса этих людей ни к чему не пригодна. Это побочный продукт мутировавшей системы образования, кадровой подготовки, переквалификации в стране. Офисный планктон — презрительное, но точное обозначение этих недоучек, неумех и бездельников, а также возрастных мутантов. Чем они занимались на предыдущих местах работы (а таковых у них и пять, и десять, и пятнадцать в трудовых книжках) — представить трудно. Выпускники экономических, юридических, философских, социологических, политологических факультетов и специальностей на самом деле никакой специальностью не обладают.
Таких «специалистов», конечно, перепроизводство. Математиков, инженеров, физиков, технарей, компьютерщиков на деле не хватает. Мы пожинаем плоды внедрения в путинский период ЕГЭ, Болонской системы. Кому-то кажется, что ЕГЭ действительно решил проблемы взяточничества при поступлении в вузы, дал возможность ребятишкам из далёких посёлков попадать в столичные вузы… Полная ерунда. Абсолютное большинство вузовских преподавателей видят, как деградирует качество абитуриентов.
Дело ведь не только в изменении системы экзаменов с учётом этого самого ЕГЭ. Дело в том, что изменилась культура, принципы подготовки школьников. Они ранее представляли собой индивидуальную работу с учеником — не просто накачивание его зазубренными датами и формулами, а обучение мыслить, работать с источником самому, ставить и решать задачи. Раньше человека готовили к будущей взрослой жизни, прививая ему навыки труда, воспитывая в нём значимые человеческие ценности. Учитель действительно был учителем.
На сегодня для учителя ученик — это клиент, от которого зависит его доход. Это абсолютно западная, американская схема, это наследие медведевского «наскока» в его президентские годы, это результат отнюдь не бездумного — наоборот, целенаправленного реформирования, которое из передовой, образованной и цивилизованной страны превращает Россию в архаичную, сырьевую, малоинтересную. В страну без будущего.
Изменилась культура преподавания в школе. Ученика, как обезьяну в зоопарке, натаскивают на примитивный набор ответов в опросниках ЕГЭ. Иногда читаешь эти вопросники и диву даёшься — насколько «кастрированное», урезанное, примитивизированное знание и отношение к когнитивным вызовам даётся нынешним школьникам. Но и это ещё не вся беда. В университетах происходит тот же процесс мутации и деградации. Преподаватели начитались переводных «экономиксов», хлебнули либеральной идеологии, которая вопросы ценностей, обязательные в научном гуманитарном сознании вопросы добра и зла, вопросы социализации и облика гражданина, патриота своей страны вообще отодвигает в сторону. Готовят, фактически, эмигрантов.
Я не преувеличиваю, а цитирую достаточно влиятельного профессора МГУ, который ещё и выступает как образец для многих. Не случайно поэтому молодёжь стремится уехать из России, планирует и на самом деле эмигрирует в страны Европы, Америку, и теперь всё больше в Китай.
Так вот, приходят эти бакалавры-недоучки, магистры, удивительным образом совместившие 4 года подготовки по одной специальности и два года по другой. При этом не готовые ни по первой, ни по второй. Они не знают элементарных азов. Они абсолютно не научены мыслить. Когда спрашиваешь о перипетиях их обучения, о том, почему студент-очник, который должен учиться, приходит устраиваться на работу на полный рабочий день — то понимаешь, что и у студента, и у его преподавателя сформировалось совершенно наплевательское отношение к результату обучения.
Вместо квалификации ныне, по фурсенковско-ливановским «уложениям», требуется обретение неких компетенций. Квалификация — это способность к труду. Компетенция — это представления о чём-нибудь. Чувствуете разницу? Либо специалист, либо начётчик. Есть два уровня образованности — образованец и человек образованный. Образованец со своими компетенциями слышал, читал, что-то вызубрил. Образованный человек, прежде всего, умеет работать с информацией в своей сфере, умеет поставить задачу, умеет её решать, понимает, что такое полезное знание, понимает, что такое теория и модель как результат процесса познания. Образованец же сыпет цитатами, профессиональными терминами, но не умеет ни-че-го. Вот это — мейнстрим, насколько возможно судить, анализируя кадровые волны на фоне возрастающей в России безработицы.
Особая тема — молодёжь. Приходит молодой парень — сильный, развитый, и ничего не знает. Спрашиваешь: «Специальность?» — «Политолог». — «Объясни, что такое политика». Он не может объяснить даже этого. Вместо методологии, вместо знания теории — разговорный жанр, сплошное начётничество, сплошное цитирование. Так я узнаю в этих портретах их преподавателей, которые мутировали за 25 последних лет.
Нет никаких сомнений, что в России сформирована не то чтобы передовая и эффективная в национальном масштабе, а деградирующая система коммерциализированного образования — как, впрочем, и во всех остальных сферах. Студенты то ли ходят на занятия, то ли не ходят — это абсолютно никого не волнует. Главное, заплати. Студенты глядят собачьими, жалостливыми глазами на зачёте или экзамене, объясняют, что у них нет денег, чтобы платить за учёбу, поэтому они работают, а поэтому учиться им некогда. И всё сводится к тому, что они формально покупают себе дипломы, но как квалифицированные специалисты совершенно некондиционны.
Есть ещё одна сторона вопроса: молодой человек, выпускник, рассказывает мне, что прошёл уже десятки собеседований, которые начинались и тут же заканчивались одним вопросом: «Какой стаж?» — «Стажа нет». «Ну тогда — до свидания, когда будет три года — приходи». А где же он эти три года сможет отработать, если везде один и тот же ответ?
В западных странах существует законодательное обременение бизнеса на предмет квот для трудоустройства выпускников. В той же Англии выходят на улицу демонстранты, требующие новых законодательных решений, внимательных к этой естественной проблеме. Ведь общество заинтересовано в том, чтобы молодёжь получала рабочие места, наращивала стаж, и этот процесс смены поколений был бы гармоничным. В нашей стране власть, а за ней и общество, не заинтересованы ни в чём. Я ни разу не слышал от Президента Путина или от Премьера Медведева постановки задачи о создании рабочих мест, отчёта об их реальном осуществлении. Президент Обама американскому народу каждую неделю объявляет, сколько они создали рабочих мест в стране! Почувствуйте разницу.
Был однажды некий бред — когда Путин объявил о создании 25 миллионов рабочих мест, за ним начала голосить «Единая Россия», тиражируя эту якобы цель. Но потом быстренько об этом забыли, потому что, на самом деле, ничего в этом направлении не делали и не удосужились даже посчитать, что это стоит, по минимальным соображениям, 250 миллиардов долларов. Откуда их взять — они не в состоянии ответить, они в состоянии только резать бюджет и упразднять государственные функции, государственную заботу о таких значимых проблемах.
Почему это проблема? Да потому, что по последним данным, в молодёжном секторе безработица в России уже 20%. Как всегда, эту цифру официальной статистики нужно умножать как минимум на 1,5. И нужно вспомнить, как были организованы и произошли революции Арабской весны. Движущей силой была молодёжь.
Классические революции ленинских времён возникали, когда уровень жизни народа опускался ниже терпимого. Верхи управлять не могут, а низы не хотят жить на таком уровне. Такова была классическая формула. На сегодня мы со всей очевидностью видим, что верхи, начиная с президентского, не управляют. Да и не могут. Не умеют и не хотят управлять страной.
А вот что касается низов — то тут пока ситуация иная. Во-первых, мощные пропагандистские механизмы заверяют народ, что ему никогда не было так хорошо, и он таким счастливым не был никогда. И это действует. Парадокс — при снижающемся уровне жизни растущий рейтинг Президента — объясняется именно этим искусственным зомбированием сознания народа. Во-вторых — русский российский народ действительно терпелив. Наверное, трудно найти похожий народ в мире. «Лишь бы не было войны», — этот психологический мотив жизни укоренён в поколениях. На сегодня его опять эксплуатируют, предав и бросив под бомбы и в безысходность русских людей на Востоке Украины. Формула вновь лживая и цинично применяемая: «Вы не знаете, что там наверху. Верховный знает гораздо больше, у него есть хитрый план, главное — он спасает страну от войны». То, что он её на грань войны вывел — об этом, конечно, разговор не ведётся. То, что русские люди на Востоке были подняты с российской надеждой и российскими обещаниями — об этом тоже ничего не говорится. Ну и не говорится о том, что они Россией же и брошены.
Но я немножко отвлёкся. Искусственный рейтинг и долготерпение народа небесконечны. Главное — понимать, что в современности схема революций видоизменилась. Появилось явление «революции несбывшихся ожиданий». Не помирают с голоду люди, в том числе молодёжь. Но им было обещано много. Они ожидали, входя в жизнь, таких же блестящих успехов, таких же яхт, суперавтомобилей, супердворцов и коттеджей, что им каждый день показывают по телевизору. А получили безработицу. А получили проблему считать свои копейки от мизерной получки до получки. А получили унижение и безысходность. Число миллиардеров растёт даже в кризис, при этом для народа падают доходы и растёт безработица — вот что получает большинство.
20% процентов безработицы молодёжи — это уже очень много. Ведь это тот самый контингент, который начинает смотреть в сторону ИГИЛ и под посулы вербовщиков уезжает туда. Это та молодёжь — умная, наша, перспективная, которая не нужна здесь — уезжает за границу, в Америки, Европы и Китаи. Это та молодёжь, которая попадает в простые, примитивные сети, объясняющие всё на свете: «виноваты не русские, виноваты инородцы, пойдём бить и громить — тогда заживём». Истоки экстремизма — в политике самого государства, в либеральной модели, которая плевать хотела на так любезную ей личность. Для либеральной модели интересна личность только с миллионами и миллиардами, или с президентскими, премьерскими и иными должностями. Человек для неё — это второсортный источник доходов.
В какой-то момент рациональное понимание у народа наступит. Наступит оно и у молодёжи. И это не кликушество, потому что мы, как и любой, хорошо понимаем, что за беда, когда страну доводят до потрясения, до революции. Мало того, что это просто незаконное потрясение власти — это ещё и попрание человеческих законов, когда брат идёт на брата, отец на сына, когда начинает литься кровь, происходят погромы и разгромы. Украина показывает эту картину. И не только американское подзуживание было тому причиной — тому причиной была собственная власть. Наглая, проворовавшаяся, либеральная, бездельная, глупая, которой наплевать, на самом деле, на народ и на молодёжь.
Это портрет и российской действительности.
И самое поразительное — что уроки, которые власть извлекает из этих драматических событий, заключаются только в одном: не решать проблемы по существу — например, вернув качество образования, создав механизмы трудоустройства молодых, вообще вернув политику создания рабочих мест и суверенного экономического роста — нет, не этим озабочена власть. Она озабочена угрозами самой себе, своим судьбам. А отсюда — открывающиеся репрессии. Пока не очень заметные, пока — в информационном пространстве, в том, что критиковать власть нельзя, в том, что уже нельзя говорить о росте цен и спаде экономики. Чисто страусиная позиция, глупейшая позиция. Копают яму, и не только под собой — Бог бы с ними, — под страной. В России всё явственнее созревают предпосылки политического потрясения.
Степан Сулакшин
Источник: rusrand.ru