Пайдерс: даже в горящем Донецке лучше, чем в Латвии

Пайдерс: даже в горящем Донецке лучше, чем в Латвии

Люди на латвийских дорогах гибнут чаще, чем в Донецке на фронте. На днях Баусское шоссе отметилось очередной кровавой и трагичной аварией. Министр сообщения Анрийс Матисс заявил, что виновна система полутора полос, созданная на Баусской автостраде, и то, что не хватает фоторадаров, пишет в Neatkarīgā Rīta Avīze публицист Юрис Пайдерс.

Публика, шокированная событием, с признательностью встретила твердую установку министра. Ликивидируем систему полутора полос в направлении Бауски! Тогда настанет счастье! Но если ликвидировать маркировку полос, бешеные сразу станут ездить разумнее? На отрезках дороги без полутора полос агрессивные маневры станут менее опасны?

Латвийская система безопасности дорожного движения напоминает тяжелобольного, у которого проблемы во всех возможных органах и конечностях, а общее состояние критическое.

Когда начинается обострение в одном пальце, лечащий врач (министр сообщения) хватает скальпель, чтобы ампутировать палец, и утверждает, что потом состояние здоровья пациента быстро улучшится. Не улучшится! Может, стоило бы перед ампутацией пальца оценить общую ситуацию и определить направление для фундаментального улучшения безопасности движения.

Мне только что довелось поездить по эстонским дорогам. В Эстонии дороги строят очень экономично. Асфальтированные обочины шириной в одну машину, как на Елгавском или Видземском шоссе, вы тут не увидите. В Эстонии такая большая обочина будет отмечена как отдельная полоса. На региональных дорогах по полосе с экономичным покрытием (вделанные в битум камешки, а не однослойный асфальт) в каждую сторону. Такое покрытие в четыре раза дешевле латвийского асфальта. У него лучше сцепление в дождливую погоду, но с точки зрения политиков есть большой недостаток – в четыре раза меньше закупочная сумма, а значит, и откаты, если таковые есть, в четыре раза меньше. В результате виллы строителей в Эстонии скромнее, а число смертей в авариях на 100 тысяч жителей на 40% меньше, чем в Латвии, а в пересчете на 100 000 зарегистрированных машин – даже в три раза меньше (источник: сайт Всемирной организации здоровья ООН). Скорее всего, черную статистику Латвии создает не одна проблема (беда не только в одном пальце), а сумма нескольких, и это последствия долго проводимой правительством политики.

Сравнив свой личный водительский опыт в Латвии и других странах, особенно в Финляндии и Швеции, могу сделать вывод, что в Латвии организация дорожного движения намного больше подчинена эффективному сбору штрафов, чем реальному повышению безопасности. Тактика размещения радаров не возле школ и пешеходных переходов, не перед опасными перекрестками и т.п., а за пределами обжитых мест – на прямых участках, обустройство которых уже закончилось, но пока что еще стоят ограничения скорости в 50 км/ч, хороша для сбора штрафов, но не способствует безопасности. Даже хуже. Она поддерживает всеобщую уверенность, что «радарщиков» волнуют деньги, деньги и только деньги. Если представители власти, которые должны заботиться о безопасности на дорогах, смеются над этой обязанностью, то создается именно такая анархистская среда, как в Латвии, когда представители власти на дорогах воспринимаются в основном как шантажисты, а не стражи закона.

Рассказ про реальный случай, когда дорожный полицейский остановил машину с незакрытой крышкой бензобака, указал на угрозу безопасности и пожелал счастливого пути, в Латвии звучит как сказка. В моих поездках по Норвегии подобные действия со стороны полиции были нормой, а не чудесным исключением.

Первый шаг правительства для изменения черной статистики – твердая политика, при которой безопасность на дорогах важнее планов по сбору штрафов.

Нет – созданию каламбуров на дорогах! Работа над улучшением безопасности, а не над большим числом штрафных квитанций!

Но главное, в Латвии не хватает постоянного обучения водителей – и по важнейшим изменениям в правилах дорожного движения, и в информировании об опасных местах, и по напоминанию об основах безопасной езды. К сожалению, эта функция выполняется недостаточно, в СМИ информационные кампании по улучшению безопасности на дорогах – проводятся редко.

Если сейчас люди на латвийских дорогах гибнут чаще, чем в Донецке на фронте, то расходы по улучшению дорожного движения надо рассматривать как расходы на безопасность общества в целом.

Владимир Бучельников

Источник: vesti.lv

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий