Михаил Светин всю жизнь стремился к главным ролям. И эта его понятная актерская мечта сбылась в театре. Но российский – в самом широком понимании – зритель полюбил Михаила Соломоновича за галерею эпизодических кинопортретов. Смешные и лукавые человечки моментально делали любую киноленту с участием Светина популярной и какой-то «своей». И сегодняшний день скорбен и для осиротевших поклонников Театра комедии имени Акимова, в котором Светин прослужил 35 лет, и для всех ценителей советского кино.
Невыигрышная внешность, короткий росток, да еще пресловутая анкетная «сложность» – ничто не предвещало блестящей актерской судьбы, выпавшей на долю Михаила Светина. Впрочем, слово «выпавшей» здесь не к месту. Никто ничего Светину не «давал»: артист сам преодолевал все сложности, использовал любую открывающуюся возможность, чтобы состояться, чтоб иметь право сказать: «Смотрите, я есть!» Уроженец Киева так и не получил профессионального образования, в ГИТИСе его просто не допустили к экзаменам. И тогда Светин начинал постигать актерское ремесло вживую, а не в академических аудиториях.
Задел положило недолгое ученичество Светина в райкинском Театре миниатюр. Уже через год, в 1958-м, Михаил Светин уезжает в поисках желанных главных ролей в захолустный Камышин. Школа провинциальных подмостков – священная традиция российского театра, еще с давних имперских часов. Именно здесь все и случилось: и осознание своего места в дивном театральном универсуме, и приобретенная жажда к тяжелому труду, который один мог хоть как-то помочь юному лицедею – других учителей у Светина не было.
И Светин превозмог все трудности: по возвращении в Ленинград в 1970-м году он поступает в МДТ, а десять лет спустя откликается на приглашение Петра Фоменко перейти в Театр комедии, которому никогда не изменял. И Мельпомена именно здесь послала ему роли в спектаклях по произведениям Шекспира, Гольдони, Маяковского, Шукшина, Шварца, Брагинского. Светинская жажда играть – неутомима. Полгода назад состоялась последняя премьера актера: 84-летний Светин вышел на сцену в спектакле «Блюз старины Фредди»: образ мафиози на покое, обустраивающего личную жизнь дочери, сразу оценила публика Театра комедии – как и все остальные работы патриарха сцены.
Еще один штамп – «всенародное признание». И оно у Светина было. Содружество с лучшими режиссерами, помноженное на характерность актера, не могло не принести прекрасных плодов. Весь себе на уме Виталий Борисович, почти женившийся на своей соседке Горбушкиной в гайдаевском альманахе «Не может быть!», инженер Брунс из «12 стульев» Марка Захарова (вы, конечно же, уже вспомнили «Мусик, готов гусик?» в светинском исполнении). Многомудрый подкаблучник, начальник вокзала господин Испас из «Безымянной звезды» Михаила Козакова. Непосредственный и милый в своей пустоте, невпопад требующий шампанского граф Экенберг в экранизации «Сильвы» Яна Фрида. Лаборант-дока Фома Брьль в «Чародеях» Константина Бромберга. Ехидный аптекарь в «Человеке с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой. Какие имена, какая славная кинобиография, в которой из второстепенного и даже пустяшного рождаются роли, остающиеся в памяти благодарных зрителей – пусть и отведено этим ролям пяти минут экранного времени. А подлинные знатоки творчества актера не преминут добавить в этот уже хрестоматийный перечень «непривычного» Светина в экранизации чеховской «Сирены» (режиссер Игорь Масленников) или в знаменитом телекапустнике МХТ «Звездная ночь в Камергерском».
Народная любовь не зависит от мнения критиков или коллег. И обладающий ею Михаил Светин, без сомнения, будет оплакан многими и многими. Назвавшись Светиным, Михаил Гольцман определил свою артистическую будущность: как минимум беззлобные, а зачастую и по-настоящему светлые герои в большом дефиците. Вот почему уход Михаила Светина воспринимается с особым чувством. И под конец хочется вспомнить высказывание еще одного персонажа из послужного списка артиста – музыканта Виктора Михайловича из ленты Петра Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова»: «Сил-то у нас много, дядя! Талантов мало. Вот проблема века!»
Смешные роли Михаила Светина не только веселят. Они учат. И мы провожаем артиста с благодарностью за эту науку, за яркий праздник, за наше светлое прошлое.
Источник: calendar.fontanka.ru