Китай сегодня встречает Владимир Путина. Главные цели визита: принятие участия в торжествах в честь 70-летия победы китайской армии над японскими захватчиками, а также подписание десятков новых договоров о сотрудничестве в стратегических сферах. Такие важные события для многих могут показаться очередным доказательством дружественных отношений между Москвой и Пекином. Но многие объективные факторы свидетельствуют о том, что в плане российско-китайских отношений речь может идти лишь о стратегическом партнерстве.
Главный гость на Параде
Вспомните, как все три дня, пока столица праздновала 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, глава Китая Си Цзинпинь провел рядом с Владимиром Путиным. Двусторонние переговоры, сам Парад, даже на праздничном концерте – китайский лидер сидел рядом с российским президентом. Отношения двух стран после этого назвали «находящимися на наивысшей точке», заговорив о новом союзе двух гигантских держав.
Четыре месяца спустя Владимир Путин едет вернуть китайцам долг: Пекин подготовил свой грандиозный парад в честь 70-летия окончания Второй мировой войны. Для Китая это не пустой звук – за время японской оккупации погибло порядка 35 миллионов китайцев, но в Европе и США об этом предпочитают не вспоминать. Вот и на этот раз никто из лидеров «западного мира» в Пекин на празднование не собирается. Ведь США и Япония связаны военным пактом. Тем более что во время парада будут показаны образцы новой военной техники. Пекин намерен продемонстрировать, что времена, когда иностранцы могли навязывать ему свою волю с помощью превосходящей силы, навсегда ушли в прошлое.
В то время как Путин не просто едет: он присвоил своему визиту статус государственного, то есть самого высокого из всех возможных. Ведь, Москва и Пекин в юбилейном году неоднократно осуждали попытки преуменьшить роль СССР и Китая в победе. Для России этот момент особенно важен. Поэтому нет никаких сомнений, что по этим вопросам Путин и Си достигнут согласия.
Общие стратегические цели
Правда, оба лидера говорят, что российско-китайское партнерство не направлено против третьих стран и не равносильно военному союзу. Намекая о том, что каждая сторона обязана сама заботиться о своей безопасности. Вместе с тем нельзя не видеть идеологической компоненты, сближающей двух руководителей.
Оба они настроены крайне негативно к попыткам Запада добиться демократизации режимов в России, Китае и странах Азии и Ближнего Востока.
Отмечу, что нынешняя суть китайской стратегии в мировых делах направлена на ослабление англосаксонской глобальной империи. А отношения с Россией, которая вступила в открытый конфликт с атлантистами, являются для Китая важным элементом стратегии собственного возвышения. В этом смысле наши страны являются партнерами не только в силу своего соседства и интереса к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству, но и вследствие совпадения стратегических целей в мировых делах. Мы партнеры по общему делу. Россия и Китай заинтересованы в изменении существующего мирового порядка.
Поэтому неудивительно, что в США и Великобритании все больше говорят об опасности русско-китайского альянса. Но пока что еще в Белом доме не до конца верят в то, что блокирование Москвы и Пекина – это всерьез и надолго. Некоторая часть западных стратегов утешает себя версией, что Путин и Си лишь изображают союз, желая получить более выгодную позицию в отношениях с США, что между двумя державами слишком много противоречий, что Россия испугается оказаться в подчиненном Китаю положении и т.д.
Но чем больше рассуждений о том, насколько непрочен или бесперспективен российско-китайский альянс, тем заметней становится простая вещь – у США нет стратегии в отношении китайско-российского союза. Ее просто не просчитывали, потому что считали нереальной, а точнее – слишком невыгодной для себя. Сейчас от понимания реальности глобального стратегического союза Москвы и Пекина уже не отмахнуться – и значит, первоочередной задачей для США становится срыв этого альянса или как минимум его ослабление.
Заметные экономические проблемы
Однако стоит учитывать, что прекрасные контакты на высоком политическом уровне не так уж много значат, если не опираются на прочную экономическую базу. Поэтому вторая задача Владимира Путина – достичь таких договоренностей, которые помогли бы на выгодных для нашей страны условиях преодолеть спад в торгово-экономическом сотрудничестве.
Ведь размер товарооборота в первом полугодии опустился примерно на 30% в стоимостном выражении. То есть Россия поставляет Китаю даже больше нефти, цветных металлов, древесины, чем раньше. Но из-за падения цен на сырье доходы российской казны заметно упали.
К сожалению, резко снизился и китайский экспорт в Россию. Тут причиной является резкая девальвация рубля. Нашим покупателям китайские высокотехнологичная продукция и оборудование становятся не по карману. Помнится, лидеры говорили о необходимости довести товарооборот до 100 млрд $ в год, но, как многие понимают, в условиях кризиса этот ориентир просто нереален.
Также главы государств обсудят вопрос о строительстве газопровода «Сила Сибири». Так как сейчас выясняется, что при текущих ценах на углеводороды возведение такой трубы может оказаться нерентабельным. А ведь изначально расчет состоял в том, что Китай заменит для нас ЕС в качестве основного потребителя газа. Поэтому лидер нашей страны должен не допустить потерю такого компаньона в энергетической сфере.
Партнеры
Да, мы точно не можем называться союзниками, но при этом мы остаемся очень дружными и крепкими друг для друга партнерами. Партнерство наших стран соответствует стратегическим интересам. Оно не только развивает наше экономическое сотрудничество, но и усиливает ощущение безопасности, помогает сохранять равновесие мировых сил.
И для Запада устойчивая российско-китайская дружба, а также стратегическое партнерство на нынешнем этапе, может быть еще опасней, нежели наш прямой военный союз. Москва и Пекин делают ставку на победу над Вашингтоном в небоевой геополитической схватке, постепенно вытесняя англосаксов с позиции мирового гегемона. А на этой основе многое можно сделать, многого добиться.
Сергей Черкасов
Источник: politikus.ru