Россияне могут быть до жестокости честны, а кризис на Украине способен вызвать неловкость в беседе — но в этом напряженном и прекрасном городе есть многое, что вам понравится
Меня не удивило то, что читатели Travel+Leisure большинством голосов назвали самым недружелюбным городом в мире Москву, где я периодически живу. Справедлива ли такая оценка? Ответ на этот вопрос, как и на многие, касающиеся Москвы, довольно сложен.
На первый взгляд, Москва – это слишком напряженный город для случайного визитера. Пробки там эпических размеров, в городе мало кто говорит по-английски (вообще-то, большинство москвичей обладают начальными навыками, но зачастую стесняются своего слабого знания языка — по крайней мере, мне так кажется), а улыбаться, особенно незнакомцам, там просто не принято.
В Москве также огромное количество охранников. Это значит, что куда бы вы ни пошли — в ресторан или в магазин — вы наверняка встретите хотя бы одного исключенного из полицейской академии неповоротливого увальня, который уставится на вас, будто вы – опасный преступник, в полной готовности разорвать вас в клочья прямо в каком-нибудь отделе специй, который он охраняет.
Представления об украинском кризисе также могут стать затруднением для западных гостей Москвы. Большинство россиян полагают, что их правительство не может быть причастно к дестабилизации на Украине. Поэтому они считают западные санкции несправедливыми и вполне могут сказать вам об этом, причем даже в Москве, где инакомыслия гораздо больше, чем в остальной России. Будучи американкой и уроженкой Украины, я часто вступаю в спор с друзьями и знакомыми, которые убеждены, что президент Обама хочет их всех разбомбить, и что Киев захвачен нацистами. Я лично никак не могу привыкнуть к такой версии событий.
Но в условиях санкций многие россияне искренне рады встречам с гостями из западных стран, которые по-прежнему проявляют интерес к России и посещают ее. Московская мэрия упорно работает над тем, чтобы метро, которое очень удобно и поразительно красиво, а также центр города были доступны для иностранных гостей и граждан в целом. На центральных улицах, на станциях метро и в поездах появились надписи на английском языке. Возникают все новые пешеходные зоны и велосипедные дорожки. В городе даже заработала туристическая полиция, сотрудники которой говорят по-английски. Они укажут вам путь, обеспечат вашу безопасность и при этом не потащат вас в гулаг — правда, и гулагов в России я не встречала ни одного.
И наконец, москвичи исключительно дружелюбны по отношению к тем людям, которые хоть немного говорят по-русски и не против интенсивности этого густонаселенного, зачастую хаотичного, но неизменно прекрасного города. Приехав сюда впервые, я неплохо говорила по-русски, но у меня все равно периодически возникало чувство страха.
Я выросла в основном на юге Соединенных Штатов и привыкла к вежливости и учтивости, которая иногда доходит до крайности. Поэтому меня всегда поражает жестокая честность россиян. Но у каждого общества – свои нормы. Москвичи никогда не поймут моей любви к сладкому охлажденному чаю. Точно так же и я никогда не пойму, зачем они устраивают громкие споры на публике (последний, свидетелем которого я стала, был поединком с пеной у рта на тему того, кто такой Сергей Есенин — великий поэт или шут гороховый).
В Москве есть что любить: это и красивые бульвары, и фантастические цветочные магазины, работающие круглосуточно (серьезно, если вдруг в четыре часа утра вам вздумается купить огромную охапку роз — а такое наверняка случается с вами регулярно — ваш каприз будет исполнен). Это одна из причин, по которой меня так угнетает сегодняшняя политическая ситуация. Трудно прогнозировать, будут ли и дальше ухудшаться отношения России с Западом — но если будут, поток едущих в Москву иностранных гостей может уменьшиться.
Поэтому гостям с Запада лучше всего ехать в Москву прямо сейчас — и наплевать на рейтинги дружелюбия.
Наталья Антонова
Источник: inosmi.ru