Россия, по всей видимости, собирается объединиться с Китаем в единую державу, а значит, китайский станет нам вторым родным. Ничем другим объяснить введение в российских школах второго обязательного иностранного языка для изучения невозможно. Если не возникнет жизненной необходимости заговорить на китайском, то заставить школьника помимо русского, по которому обязательный ЕГЭ, и английского, по которому обязательный ЕГЭ скоро будет, выучить еще один иностранный язык окажется невозможно. Особенно если повсеместно. И поголовно.
Только не надо говорить, что знать несколько иностранных языков очень полезно, это расширяет возможности человека и усиливает его интеллект. Конечно, быть здоровым лучше, чем больным, богатым — лучше, чем бедным, а образованным — лучше, чем неучем. Только что мешает нынешним школярам в совершенстве владеть хотя бы русским? Конечно, за рубежом на нем не совсем свободно объяснишься, зато дома он очень даже востребован. Но при том не все его знают. Ежегодный обязательный экзамен об этом свидетельствует.
Английский тоже знают неважно. Хотя учат ему, по крайней мере в Москве, со второго класса. То ли не хватает у российских школьников на зубреж языков усердия, то ли не по тем методикам их образовывают, то ли нет особой заинтересованности в результате. Конечно, имеются исключения. Как правило, такие школяры исключаются из общей массы с помощью иноязычных родителей или репетиторов. Сами — редко. И имя им — отличники.
Почему вдруг именно сегодня в стране возникла необходимость в изучении второго иностранного языка, остается большой загадкой. Если мы смотрим на разговорчивых иностранцев, так не следует забывать о схожести европейских языков. Каждый вам скажет, что тот, кто знает, например, английский, легко учит французский. А вот на изучение русского в дополнение к родному английскому у тех же британцев легко ушла бы вся их школьная жизнь.
Или российским чиновникам от образования кружит головы имперский замах на тот уровень образования, который когда-то, до 1917 года, давался в гимназиях? С практически свободными немецким и французским на выходе? Тогда давайте начнем с азов и введем в школы обязательный курс латыни и греческого. Кто нам мешает?
Существует, конечно, еще одна версия. Сложно в это поверить, но вдруг мы чего-то не знаем, а между тем в скором времени нашу страну ожидает большой наплыв мигрантов? Из стран ЕС: Франции, Италии, Испании и Германии. Тогда конечно! Этим несчастным будет намного проще вписаться в российскую действительность, если россияне, которые будут их окружать, смогут говорить на их родных языках. В принципе, эта версия социальной помощи будущим беженцам-европейцам звучит вполне себе приятно и является достаточным оправданием необходимости для школяров поднапрячься и выучить еще один иностранный. К родному и английскому.
Нет, конечно, есть еще родительские амбиции. Кто от них не страдал? Приятно, черт возьми, когда твое чадо по окончании школы владеет двумя иностранными языками. Только главное слово тут «владеет», а не «знаком», «наслышан», «представляет», «имеет общее понятие». Потому что «изучал» не всегда равняется «знает». А тратить время на расширение общего кругозора учеников в школе можно лишь тогда, когда все прочие дисциплины, знание которых обуславливает выбор будущей профессии и, как следствие этого, возможности заработать себе на жизнь, усвоены в полном объеме. Или хотя бы в объеме ЕГЭ.
Так что вполне себе радостная информация о том, что скоро Россия заговорит на двух иностранных языках, как-то подозрительно напоминает профанацию. Эдакую словесную красивость, за которой не стоит ничего, кроме пафоса и вскорости выброшенных в никуда бюджетных денег.
Татьяна Федоткина
Источник: mk.ru