Миграция по всему миру достигла небывалых размеров за всю обозримую историю: по данным Международной межправительственной организации по миграции (МОМ), в настоящий момент мигрантами является 1 млрд человек, то есть 1/7 всего народонаселения Земли.
Движущей силой этого явления являются такие факторы, как: природные катастрофы и катаклизмы, конфликты и войны, климатические изменения, старение населения в индустриально-развитых странах, все возрастающее число молодых безработных в развивающихся странах и все углубляющееся социальное и экономическое расслоение более благополучного Севера и отсталого Юга.
Соответственно, привлекательными факторами для выбора новой страны проживания для мигрантов являются: наличие рабочих мест, доступное медицинское обслуживание, образование и безопасность.
Любой житель Евросоюза, как правило, имеет право на работу в любой другой европейской стране, как и право в некоторых случаях обращаться за социальной помощью и получать медицинское обслуживание. Подобная свобода передвижения подстегнула приток экономических мигрантов из относительно недавно вступивших в ЕС стран-членов в более стабильные с экономической точки зрения государства, такие как Германия и Великобритания, к примеру.
Другим типом мигранта является человек, которому на родине угрожает опасность, и по этой причине он вынужден покинуть свою собственную страну и обратиться за разрешением находиться в другой стране. В большинстве случаев беженцы не имеют права на работу в стране, которая предоставила убежище, пока идет рассмотрение их дела, и живут на пособие.
Русская служба Би-би-си попросила ведущих экспертов по вопросам миграции прокомментировать нынешнюю ситуацию с наплывом мигрантов в страны Евросоюза в Ближнего Востока и из африканских стран.
Оксана Моргунова, научный сотрудник Международного института миграции и гендерных проблем
Экономический мигрант – это понятие из прошлого, с моей точки зрения, когда всех иммигрантов делили добровольно-принудительно на экономических и политических. Провести эту грань совершенно невозможно, потому что чаще всего там, где политический беспорядок, там начинаются и экономические проблемы.
Вместо “экономические мигранты” я бы предложила использовать термин “временные трудовые мигранты”, то есть это люди разной квалификации, которые приезжают куда-то работать на время или надолго и в зависимости от того, предоставляет ли государство или нет возможность для того, чтобы они находились в этой стране неограниченное количество времени, они там остаются.
В то же время беженцы зачастую являются выходцами из влиятельных кругов в своей стране, они имеют высшее образование, то есть у них есть определенный культурный и социальный капитал.
Как мне представляется, сейчас происходит то, что в одной струе у нас и люди, которые бегут от угрожающей их жизни опасности, и люди, которые хотели бы стать трудовыми мигрантами. Но поскольку у последних нет возможности объявить себя трудовыми мигрантами, они говорят, что бегут от каких-то суровых жизненных угроз, над ними нависших.
Поэтому есть, например, албанцы, которые едут просто потому, что хотелось бы переехать в другую страну, где, им кажется, им будет лучше жить, и с другой стороны, едут сирийцы, у которых все небо в самолетах.
Строго говоря, ни тот, ни другой тип иммигранта не являются угрозой экономической стабильности коренного населения страны, в которую они приехали. Проблема в том, что может быть надо пересмотреть систему пособий, которая существует сейчас.
В любом случае нельзя применять соображения экономической эффективности, когда мы спасаем жизнь людей.
С точки зрения местного населения опасения порой вызывает тот факт, что в их страну приезжают беженцы, которые в условиях мультикультурной терпимости будут изменять облик страны, и вот этот страх – это то, с чем мы сейчас сталкиваемся.
Речь идет о том, что нужно заниматься в первую очередь изменением правил гражданского сожительства, а не закрывать ворота перед теми, кому реально угрожает опасность.
Илья Шаблинский, профессор факультета права Высшей школы экономики
Экономический мигрант меняет страну своего жительства для улучшения экономических условий. Он не вынужден бежать от какого-то бедствия, он переезжает в страну, где ему может быть обеспечена более высокая заработная плата, которую он может пересылать на родину.
Мигрант, как правило, выполняет все формальности при переезде из одной страны в другую.
Беженцы — это группы населения, вынужденные покинуть свою страну ввиду очевидной угрозы их жизни и здоровью.
Если речь идет об экономических беженцах — это значит, что им реально грозит голод, нищета, и прочие крайне неблагоприятные экономические факторы. Они таким образом стремятся не к лучшим условиям жизни, а элементарно выжить.
Экономические мигранты в основном пытаются использовать правовые процедуры. Пожалуй, единственное, что может сделать страна – уменьшить квоты.
Что касается экономических беженцев, то, если невозможна депортация, для них можно организовать лагеря в тех или иных странах. В лагерях им может быть обеспечена безопасность и какие-то формы питания и соцобслуживания.
В ЕС действуют законы, позволяющие просто не пускать этих беженцев, депортировать их, высылать обратно, применять полицейские меры. Такое право у стран ЕС есть. Но эти меры практически не работают. А что сработает – этот вопрос решают сейчас десятки лучших умов Европы.
Закон запрещает беженцам пересекать границу, он дает правительствам право быстро всех собрать в автобусы и тут же выдворить обратно. Или сажать в тюрьмы и там гноить.
Помимо лагерей трудно что-то придумать. Но и это тоже временная мера, вызывающая протесты у местных жителей.
Технически посадить всех на лодки и отправить обратно сложно – люди разбегаются. Им надо помогать, конечно. Но главным итогом должно стать прекращение или хотя бы ослабление этого потока. Как этого добиться – пока единого ответа нет.
Источник: bbc.com